Приложение 4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГРУЗ

Приложение 4

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГРУЗ

Пример 1. Рассчитать усилия и спроектировать элементы крепления груза, перевозимого на верхней палубе судна, имеющего следующие размерения и характеристики:

    длина между перпендикулярами, м                 L = 110,0
    ширина, м                                       B = 15,0
    высота борта, м                                 H = 8,0
    осадка, м                                       T = 4,8
    метацентрическая высота, м                      h = 0,8
    скорость судна, узлы                            V = 13,0
    высота фальшборта над верхней палубой, м        h     = 1,2
                                                     ф.п.
    Судно не имеет скуловых килей.
    Груз массой 200 т и размерами 10 x  4  x  3  м  расположен  на
верхней палубе у борта.  Координаты центра тяжести груза X  = 25,0
                                                          x
м;  Y  = 4,0 м;  Z  = 10,0  м.  Расположение  груза  соответствует
     y            z
верхней части рис.  П.1.1.  Судно совершает рейс в океане в летнее
время.  Кроме указанного груза   на судне  имеются  другие  грузы,
доставка которых не должна быть задержана.
    В связи с этим расчетная высота  волны  3%-ной  обеспеченности
принимается   максимально   возможной:  h    =  11  м.  Определяем
                                         3%
отношения:
    длины к ширине - 110 / 15 = 7,33;
    ширины к осадке - 15 / 4,8 = 3,125;
    метацентрической высоты к ширине: 0,8 / 15 = 0,053.
    Число Фруда:

                        V       0,514 x 13
                Fr = ------- = ------------ = 0,2.
                       _____     __________
                     \/g x L   \/9,81 x 110

    Центр тяжести  груза  располагается  выше  верхней  палубы  на
величину 10,0 - 8,0 = 2,0 м.
    Все параметры  укладываются  в  пределы,  указанные в  п.  2.8
Приложения  1  настоящих  Правил,   поэтому   наибольшие   усилия,
действующие    на   единичные   грузы,   могут   определяться   по
формулам П.1.1:

       A = 0,25 + 0,0454h   + 0,25sin (0,286h   - 1,573) =
                         3%                  3%

   = 0,25 + 0,0454 x 11 + 0,25sin (0,286 x 11 - 1,573) = 0,756;

        _               12                    12
        X = A x (0,18 + --) = 0,756 x (0,18 + ---) = 0,22;
                        L                     110

    _              20                       20
    Y = A x (0,3 + --) x K = 0,756 x (0,3 + ---) x 1,4 = 0,51;
                   L                        110

  _                     25                          25
  Z = 1,0 + A x (0,36 + --) = 1,0 + 0,756 x (0,36 + ---) = 1,44.
                        L                           110

    Безразмерные составляющие   сил   трения    определяются    по
формуле П.1.3:

                                         SUM Z
             _     _                _         прi
             X   = Y   = f  x [(2 - Z) + --------] =
              тр    тр    0                 P

                = 0,55 x [(2 - 1,44) + 0] = 0,31,

    где t  = 0,55 - коэффициент трения дерева по металлу.
         0

Предварительное натяжение найтовов не учитывается, так как по ряду причин нельзя гарантировать подтягивание найтовов в течение всего рейса.

Безразмерные силы давления ветра определяются по формулам П.1.5:

                          F'
              _            n          7,2
              X  = 0,15 x -- = 0,15 x ---- = 0,0054;
               n          P           200

                          F"
              _            n           18
              Y  = 0,15 x -- = 0,15 x ---- = 0,0135,
               n          P            200

    где:
    проекция груза  на  плоскость  миделя F' = 4 x (3 - 1,2) = 7,2
                                           n
кв. м;
    проекция груза  на  диаметральную   плоскость   F" = 10 x (3 -
                                                     n
- 1,2) = 18 кв. м.
    Масса груза P = 200 т.
    Безразмерная поперечная сила от удара  волны  определяется  по
формуле П.1.6:

                       2
        0,5 x (h  - h )  x l                    2
   _            w    ф         0,5 x (6,2 - 4,4)  x 10
   Y  = -------------------- = ----------------------- = 0,081,
    w           P                        200

    где:
    l = 10 м - длина груза вдоль борта;
    h  = 8 + 1,2 - 4,8 = 4,4 м    -    высота    фальшборта    над
     ф
ватерлинией;
    h  = 8 + 3 - 4,8 = 6,2 м   -   наибольшая   высота   груза над
     w
ватерлинией (h  < h   - коррекция в величину h  не вводится).
              w    3%                         w
    Действующие усилия определяются по формулам П.1.7:

             _   _    _
    X = P x (X + X  - X  ) = 200 x (0,22 + 0,0054 - 0,310) ~=
                  n    тр

                           ~= -16,9 тс;

                          X < 0; X = 0;

               _   _    _    _
      Y = P x (Y + Y  + Y  - Y  ) = 200 x (0,510 + 0,0135 +
                    n    w    тр

                   + 0,081 - 0,310) ~= 58,9 тс;

                 _
         Z = P x Z + SUM Z    = 200 x 1,44 + 0 = 288 тс.
                          прi

Груз представляет собой мощную металлическую конструкцию, закрепленную на деревянном основании. Найтовы и упоры могут быть установлены практически в любых местах груза. Упоры и крепления найтовов могут быть установлены практически на любой жесткой связи на судне.

Из конструктивных соображений устанавливаются одинаковые упоры, привариваемые к палубе двусторонним швом калибра 6 мм. Предельная нагрузка, на которую рассчитан упор, равна 50 тс.

    Опасная нагрузка от  сил,  действующих  на  упоры,  исходя  из
значений коэффициента запаса K  = 1,3, равна:
                              з

                X      = K  x X = 1,3 x 0 = 0 тс;
                 опасн    з

             Y      = K  x Y = 1,3 x 58,9 = 76,57 тс.
              опасн    з

Таким образом, к продольным сторонам груза достаточно установить (76,57 / 50 = 2) по 2 упора с каждой стороны, а к поперечным сторонам можно упоры не устанавливать.

По формулам П.1.8 определяем моменты сил, опрокидывающие груз относительно осей, проходящих через устанавливаемые упоры:

              _        _          _               _
    M  = P x [Y x l  + Y  x l   + Y  x l   - (2 - Z) x l  ] =
     X             y    n    yn    w    yw              yz

   = 200 x [0,510 x 2,0 + 0,0135 x 2,1 + 0,081 x (0,667 x 4,4 +

      + 0,333 x 6,2 - 3,2) - (2 - 1,44) x 2] ~= 14,8 тс x м,

                    _        _               _
          M  = P x [X x l  + X  x l   - (2 - Z) x l  ] =
           Y             x    n    xn              xz

    = 200 x [0,22 x 2,0 + 0,0054 x 2,1 - (2 - 1,44) x 5] < 0,

                             M  = 0.
                              Y

    Следует установить найтовы, препятствующие опрокидыванию груза
только  вокруг  продольной  оси.  Из  конструктивных   соображений
устанавливаем  найтовы в плоскости упоров.  Тогда с каждой стороны
груза будет установлено по m  = 2 найтова.
                            0
    Усилие, действующее    на   один   найтов,   определяется   по
формуле П.1.10:

                       M
                        X              14,8
         P   = ------------------- = --------- = 1,48 тс,
          0Y   m  x l  x cos бета    2 x 5 x 1
                0    y           y

    где l    =  5  м  -  плечо  поперечного  найтова  относительно
         y
продольной оси.
    Опасная нагрузка троса равна 0,5P    .
                                     разр
    Следовательно, согласно  рекомендациям  п.  7.13  Приложения 1
настоящих Правил:

                      K  x P   <= 0,5P    ,
                       з    0Y        разр

    откуда разрывное усилие стального каната:

    P     >= 2 K  x P   = 2 x 1,3 x 1,48 = 4,88 тс = 48800 Н.
     разр       з    0Y

Этому разрывному усилию по табл. П.3.1 соответствует стальной канат диаметром 9,9 мм, типа ЛК-Р, маркировочной группы 1568 МПа (160 кгс/кв. мм).

Талрепы и скобы выбираются таким образом, чтобы их допустимая нагрузка была не менее 1,48 тс: скоба СА-20 - по ОСТ 5.2312-79, талрепы 20-ОС-ВВ - по ОСТ 5.2314-79.

Палуба судна должна быть рассчитана на предельную нагрузку

                   K  x Z = 1,3 x 288 = 374 тс.
                    з

Пример 2. Рассчитать усилия, действующие на тот же груз, перевозимый на том же судне, что и в примере 1, с той разницей, что судно оборудовано скуловыми килями, а груз расположен в трюме.

Центр тяжести груза X = 25,0 м; Y = 4,0 м; Z = 2,5 м. Расположение груза соответствует нижней части рис. П.1.1.

Ни один из параметров не выходит за пределы, указанные в примере 1. Безразмерные составляющие от веса и сил инерции, действующие на единичный груз:

                       _
                       X = 0,22 x Z = 1,44,

    как в примере 1;

              _                  20
              Y = 0,756 x (0,3 + ---) x 1,0 = 0,364.
                                 110

                                         _     _
    Безразмерные составляющие сил трения X   = Y   =  0,310  такие
                                          тр    тр
же, как в примере 1.
    Составляющие сил давления ветра и силы удара волны равны нулю,
так как груз размещен в трюме.
    Действующие усилия по формулам П.1.7:

            _   _    _
   X = P x (X + X  - X  ) = 200 x (0,22 + 0 - 0,310) = -18 тс;
                 n    тр

                          X < 0; X = 0;

           _   _    _    _
  Y = P x (Y + Y  + Y  - Y  ) = 200 x (0,364 + 0 + 0 - 0,310) =
                n    w    тр

                            = 10,8 тс;

                           Z = 288 тс,

    как в примере 1.
    Опасная нагрузка от действующих усилий  на  упоры,  исходя  из
значения коэффициента запаса K  = 1,3, равна:
                              з

                X      = K  x X = 1,3 x 0 = 0 тс;
                 опасн    з

              Y      = K  x Y = 1,3 x 10,8 ~= 14 тс.
               опасн    з

    Таким образом,  к   продольным   сторонам   груза   достаточно
установить по два упора, рассчитанных на опасную нагрузку 20 тс, а
к поперечным сторонам - не устанавливать.
    По формулам П.1.8 определяем моменты сил, опрокидывающие грузы
относительно осей, проходящих через устанавливаемые упоры:

               _        _          _               _
     M  = P x [Y x l  + Y  x l   + Y  x l   - (2 - Z) l  ] =
      X             y    n    yn    w    yw            yz

       = 200 x [0,364 x 2,0 + 0 + 0 - (2 - 1,44) x 2] < 0;

                    _        _               _
          M  = P x [X x l  + X  x l   - (2 - Z) x l  ] =
           Y             x    n    xn              xz

          = 200 x [0,29 x 2,0 + 0 - (2 - 1,59) x 5] < 0;

                         M  = 0; M  = 0.
                          X       Y

Найтовы не нужны, так как опрокидывание груза не произойдет.