Приложение 4. "РД 31.11.21.24-96. Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44)
Приложение 4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГРУЗ
Пример 1. Рассчитать усилия и спроектировать элементы крепления груза, перевозимого на верхней палубе судна, имеющего следующие размерения и характеристики:
длина между перпендикулярами, м L = 110,0 ширина, м B = 15,0 высота борта, м H = 8,0 осадка, м T = 4,8 метацентрическая высота, м h = 0,8 скорость судна, узлы V = 13,0 высота фальшборта над верхней палубой, м h = 1,2 ф.п. Судно не имеет скуловых килей. Груз массой 200 т и размерами 10 x 4 x 3 м расположен на верхней палубе у борта. Координаты центра тяжести груза X = 25,0 x м; Y = 4,0 м; Z = 10,0 м. Расположение груза соответствует y z верхней части рис. П.1.1. Судно совершает рейс в океане в летнее время. Кроме указанного груза на судне имеются другие грузы, доставка которых не должна быть задержана. В связи с этим расчетная высота волны 3%-ной обеспеченности принимается максимально возможной: h = 11 м. Определяем 3% отношения: длины к ширине - 110 / 15 = 7,33; ширины к осадке - 15 / 4,8 = 3,125; метацентрической высоты к ширине: 0,8 / 15 = 0,053. Число Фруда: V 0,514 x 13 Fr = ------- = ------------ = 0,2. _____ __________ \/g x L \/9,81 x 110 Центр тяжести груза располагается выше верхней палубы на величину 10,0 - 8,0 = 2,0 м. Все параметры укладываются в пределы, указанные в п. 2.8 Приложения 1 настоящих Правил, поэтому наибольшие усилия, действующие на единичные грузы, могут определяться по формулам П.1.1: A = 0,25 + 0,0454h + 0,25sin (0,286h - 1,573) = 3% 3% = 0,25 + 0,0454 x 11 + 0,25sin (0,286 x 11 - 1,573) = 0,756; _ 12 12 X = A x (0,18 + --) = 0,756 x (0,18 + ---) = 0,22; L 110 _ 20 20 Y = A x (0,3 + --) x K = 0,756 x (0,3 + ---) x 1,4 = 0,51; L 110 _ 25 25 Z = 1,0 + A x (0,36 + --) = 1,0 + 0,756 x (0,36 + ---) = 1,44. L 110 Безразмерные составляющие сил трения определяются по формуле П.1.3: SUM Z _ _ _ прi X = Y = f x [(2 - Z) + --------] = тр тр 0 P = 0,55 x [(2 - 1,44) + 0] = 0,31, где t = 0,55 - коэффициент трения дерева по металлу. 0
Предварительное натяжение найтовов не учитывается, так как по ряду причин нельзя гарантировать подтягивание найтовов в течение всего рейса.
Безразмерные силы давления ветра определяются по формулам П.1.5:
F' _ n 7,2 X = 0,15 x -- = 0,15 x ---- = 0,0054; n P 200 F" _ n 18 Y = 0,15 x -- = 0,15 x ---- = 0,0135, n P 200 где: проекция груза на плоскость миделя F' = 4 x (3 - 1,2) = 7,2 n кв. м; проекция груза на диаметральную плоскость F" = 10 x (3 - n - 1,2) = 18 кв. м. Масса груза P = 200 т. Безразмерная поперечная сила от удара волны определяется по формуле П.1.6: 2 0,5 x (h - h ) x l 2 _ w ф 0,5 x (6,2 - 4,4) x 10 Y = -------------------- = ----------------------- = 0,081, w P 200 где: l = 10 м - длина груза вдоль борта; h = 8 + 1,2 - 4,8 = 4,4 м - высота фальшборта над ф ватерлинией; h = 8 + 3 - 4,8 = 6,2 м - наибольшая высота груза над w ватерлинией (h < h - коррекция в величину h не вводится). w 3% w Действующие усилия определяются по формулам П.1.7: _ _ _ X = P x (X + X - X ) = 200 x (0,22 + 0,0054 - 0,310) ~= n тр ~= -16,9 тс; X < 0; X = 0; _ _ _ _ Y = P x (Y + Y + Y - Y ) = 200 x (0,510 + 0,0135 + n w тр + 0,081 - 0,310) ~= 58,9 тс; _ Z = P x Z + SUM Z = 200 x 1,44 + 0 = 288 тс. прi
Груз представляет собой мощную металлическую конструкцию, закрепленную на деревянном основании. Найтовы и упоры могут быть установлены практически в любых местах груза. Упоры и крепления найтовов могут быть установлены практически на любой жесткой связи на судне.
Из конструктивных соображений устанавливаются одинаковые упоры, привариваемые к палубе двусторонним швом калибра 6 мм. Предельная нагрузка, на которую рассчитан упор, равна 50 тс.
Опасная нагрузка от сил, действующих на упоры, исходя из значений коэффициента запаса K = 1,3, равна: з X = K x X = 1,3 x 0 = 0 тс; опасн з Y = K x Y = 1,3 x 58,9 = 76,57 тс. опасн з
Таким образом, к продольным сторонам груза достаточно установить (76,57 / 50 = 2) по 2 упора с каждой стороны, а к поперечным сторонам можно упоры не устанавливать.
По формулам П.1.8 определяем моменты сил, опрокидывающие груз относительно осей, проходящих через устанавливаемые упоры:
_ _ _ _ M = P x [Y x l + Y x l + Y x l - (2 - Z) x l ] = X y n yn w yw yz = 200 x [0,510 x 2,0 + 0,0135 x 2,1 + 0,081 x (0,667 x 4,4 + + 0,333 x 6,2 - 3,2) - (2 - 1,44) x 2] ~= 14,8 тс x м, _ _ _ M = P x [X x l + X x l - (2 - Z) x l ] = Y x n xn xz = 200 x [0,22 x 2,0 + 0,0054 x 2,1 - (2 - 1,44) x 5] < 0, M = 0. Y Следует установить найтовы, препятствующие опрокидыванию груза только вокруг продольной оси. Из конструктивных соображений устанавливаем найтовы в плоскости упоров. Тогда с каждой стороны груза будет установлено по m = 2 найтова. 0 Усилие, действующее на один найтов, определяется по формуле П.1.10: M X 14,8 P = ------------------- = --------- = 1,48 тс, 0Y m x l x cos бета 2 x 5 x 1 0 y y где l = 5 м - плечо поперечного найтова относительно y продольной оси. Опасная нагрузка троса равна 0,5P . разр Следовательно, согласно рекомендациям п. 7.13 Приложения 1 настоящих Правил: K x P <= 0,5P , з 0Y разр откуда разрывное усилие стального каната: P >= 2 K x P = 2 x 1,3 x 1,48 = 4,88 тс = 48800 Н. разр з 0Y
Этому разрывному усилию по табл. П.3.1 соответствует стальной канат диаметром 9,9 мм, типа ЛК-Р, маркировочной группы 1568 МПа (160 кгс/кв. мм).
Талрепы и скобы выбираются таким образом, чтобы их допустимая нагрузка была не менее 1,48 тс: скоба СА-20 - по ОСТ 5.2312-79, талрепы 20-ОС-ВВ - по ОСТ 5.2314-79.
Палуба судна должна быть рассчитана на предельную нагрузку
K x Z = 1,3 x 288 = 374 тс. з
Пример 2. Рассчитать усилия, действующие на тот же груз, перевозимый на том же судне, что и в примере 1, с той разницей, что судно оборудовано скуловыми килями, а груз расположен в трюме.
Центр тяжести груза X = 25,0 м; Y = 4,0 м; Z = 2,5 м. Расположение груза соответствует нижней части рис. П.1.1.
Ни один из параметров не выходит за пределы, указанные в примере 1. Безразмерные составляющие от веса и сил инерции, действующие на единичный груз:
_ X = 0,22 x Z = 1,44, как в примере 1; _ 20 Y = 0,756 x (0,3 + ---) x 1,0 = 0,364. 110 _ _ Безразмерные составляющие сил трения X = Y = 0,310 такие тр тр же, как в примере 1. Составляющие сил давления ветра и силы удара волны равны нулю, так как груз размещен в трюме. Действующие усилия по формулам П.1.7: _ _ _ X = P x (X + X - X ) = 200 x (0,22 + 0 - 0,310) = -18 тс; n тр X < 0; X = 0; _ _ _ _ Y = P x (Y + Y + Y - Y ) = 200 x (0,364 + 0 + 0 - 0,310) = n w тр = 10,8 тс; Z = 288 тс, как в примере 1. Опасная нагрузка от действующих усилий на упоры, исходя из значения коэффициента запаса K = 1,3, равна: з X = K x X = 1,3 x 0 = 0 тс; опасн з Y = K x Y = 1,3 x 10,8 ~= 14 тс. опасн з Таким образом, к продольным сторонам груза достаточно установить по два упора, рассчитанных на опасную нагрузку 20 тс, а к поперечным сторонам - не устанавливать. По формулам П.1.8 определяем моменты сил, опрокидывающие грузы относительно осей, проходящих через устанавливаемые упоры: _ _ _ _ M = P x [Y x l + Y x l + Y x l - (2 - Z) l ] = X y n yn w yw yz = 200 x [0,364 x 2,0 + 0 + 0 - (2 - 1,44) x 2] < 0; _ _ _ M = P x [X x l + X x l - (2 - Z) x l ] = Y x n xn xz = 200 x [0,29 x 2,0 + 0 - (2 - 1,59) x 5] < 0; M = 0; M = 0. X Y
Найтовы не нужны, так как опрокидывание груза не произойдет.