6. "РД 31.11.21.24-96. Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44)
6. Действующие усилия
6.1. Для определения необходимости установки креплений, выбора типа и расчета прочности их элементов определяются силы и моменты, действующие на груз. Эти силы определяются суммированием нагрузок, определенных в разделах 2 - 5 настоящего Приложения. Суммирование производится при самых неблагоприятных соотношениях между составляющими. Поэтому рассчитанные ниже по формулам П.1.7 значения действующих усилий являются нормативными. Для расчета прочности элементов крепления грузов они определены с запасом. Этим объясняется относительно низкое значение коэффициента запаса прочности элементов крепления, определяемое в разделе 7.
Значения действующих усилий определяются по формулам:
_ _ _ X = P x (X + X - X ) >= 0; n тр _ _ _ _ Y = P x (Y + Y + Y - Y ) >= 0; } (П.1.7) n w тр _ Z = PZ + SUM Z , прi где: P - вес груза, тс или кН; X - составляющая нормативной силы, сдвигающей груз в направлении оси X, тс или кН; Y - то же в направлении оси Y, тс или кН; Z - вертикальная составляющая реакции опоры, тс или кН; _ _ _ X, Y, Z - безразмерные величины, определяемые по формулам П.1.1 и П.1.2 либо по результатам расчетов качки судна (см. п. 2.13); _ _ X , Y - безразмерные составляющие сил давления ветра, n n определяемые по формулам П.1.5; _ _ X , Y - безразмерные составляющие сил трения, определяемые тр тр по формулам П.1.3; _ Y - безразмерная составляющая силы удара волны, определяемая w по формуле П.1.6; SUM Z - сумма вертикальных составляющих предварительного прi натяжения найтовов, определенная в соответствии с указаниями п. 3 по формуле П.1.4 с учетом того, что разрывное усилие найтова берется в той же системе единиц, в которой определяется усилие Z.
Вычисленные по формулам П.1.7 значения сил X и Y не могут быть отрицательными, так как силы трения не могут превышать сдвигающие усилия. В связи с этим, если по формулам П.1.7 получаются отрицательные значения X и Y, следует принимать X = 0 или Y = 0 соответственно.
В этом случае никаких креплений, препятствующих смещению груза, устанавливать не следует.