IV. Оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами

IV. Оценка качества проведения и эффективности
мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов
и использованию лесов наземными способами

1. Оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами (далее - оценка мероприятий и использования лесов) направлена на достижение целей ГИЛ, определенных статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации.

2. Основными задачами оценки мероприятий и использования лесов являются: информационное обеспечение контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

информационное обеспечение контроля за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов, соответствие их лесоводственным требованиям;

оценка использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Оценке мероприятий и использования лесов подлежат мероприятия, выполненные и завершенные в предшествующем оценке году.

4. Оценка мероприятий и использования лесов проводится наземными способами путем натурного обследования лесных участков, отобранных методом случайной выборки.

5. Объектом ежегодных работ по оценке мероприятий и использования лесов является лесничество, лесопарк (далее - лесничество).

Единицей учета при оценке мероприятий и использования лесов является лесной участок - лесотаксационный выдел, а также совокупность лесотаксационных выделов или их частей, в которых проведено определенное мероприятие или осуществлялось использование лесов.

Ежегодный объем работ по оценке мероприятий и использования лесов - не менее 10% лесничеств каждого субъекта Российской Федерации, включенного в план проведения работ по оценке текущего года, а также не менее 20% лесничеств, включенных в план проведения работ предшествующего оценке года и имеющих высокий процент лесных участков с неудовлетворительной оценкой. В лесничествах, где уже проводилась оценка мероприятий и использования лесов в предшествующем году, дополнительно оценивается качество устранения нарушений лесоводственных требований и лесного законодательства, выявленных в предшествующем году, в объеме не менее 20% от количества лесных участков с устраненными нарушениями.

1. Состав работ

1. При оценке мероприятий и использования лесов выполняются виды работ, предусмотренные пунктом 10 Порядка.

2. Порядок выполнения и содержание работ

2.1. Получение и анализ исходных данных на лесничество

1. Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в бумажном (заверенном руководителем органа государственной власти) и электронном виде:

информацию по каждому лесному участку, где были проведены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и осуществлялось использование лесов в предшествующем оценке году, по форме согласно приложению 25 к Методическим рекомендациям. Информация запрашивается не менее чем по 20% лесничеств каждого из субъектов Российской Федерации, включенных в план работ на отчетный год;

ведомость лесных участков с устраненными нарушениями лесоводственных требований и лесного законодательства, выявленных в предшествующем оценке году, по форме согласно приложению 32 к Методическим рекомендациям;

информацию о плановых и фактических выполненных объемах мероприятий и использования лесов предшествующего года по субъектам Российской Федерации, включенным в план работ на отчетный год, и в разрезе всех лесничеств по формам согласно приложениям 26 к Методическим рекомендациям.

2. Полученную информацию Федеральное агентство лесного хозяйства передает исполнителю работ. Исполнитель работ проверяет полноту предоставленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации информации и ее соответствие отчету об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (формы ОИП, приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565), отчету о расходовании субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (форма 1-субвенции, приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141), отчетам граждан и юридических лиц об использовании лесов (приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451), об охране лесов от пожаров и о защите лесов (приказ Минприроды России от 09.03.2017 N 78), о воспроизводстве лесов и лесоразведении (приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 452), порядку проведения лесопатологических обследований (приказ Минприроды России от 16.09.2016 N 480), информации, предоставленной в ЛесЕГАИС, форме 7-ДЛХ "Обобщенные результаты рассмотрения фактов нарушений лесного законодательства, выявленных при проведении оценки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов" в разрезе субъектов Российской Федерации (приказ Рослесхоза от 14.01.2016 N 8).

О результатах рассмотрения представленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации информации исполнитель работ информирует Федеральное агентство лесного хозяйства.

3. Исходя из предоставленных данных, Федеральное агентство лесного хозяйства определяет и утверждает перечень лесничеств, где должна быть проведена оценка мероприятий и использования лесов в отчетном году и оценка качества устранения нарушений лесоводственных требований и лесного законодательства, выявленных в предшествующем оценке году.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по запросу Федерального агентства лесного хозяйства, его территориальных органов, исполнителя работ предоставляют следующие исходные данные: лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, акты осмотра лесосек, технологические (расчетно-технологические) карты выполнения мероприятий и технологические карты лесосечных работ, материалы отвода и таксации лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, проекты ухода за лесами, информацию о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, акты лесопатологического обследования, утвержденные органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом Российской Федерации, план участка, отведенного под санитарную рубку, данные государственного лесного реестра, государственной и отраслевой статистической отчетности, государственные контракты на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, акты сдачи-приемки выполненных работ по заключенным государственным контрактам с указанием объема, места (участковое лесничество, лесной квартал, лесотаксационный выдел) и стоимости (со сметами и калькуляциями затрат) выполненных работ, платежные документы, подтверждающие оплату по актам сдачи-приемки выполненных работ с указанием источника финансирования, утвержденные государственные задания со всеми изменениями, перечень мероприятий, выполненных по государственному заданию, с указанием места выполнения работ (участковое лесничество, лесной квартал, лесотаксационный выдел), объема, стоимости и источника финансирования (субсидия, источником которой является субвенция из федерального бюджета; субсидия, источником которой являются средства регионального бюджета; иные источники), техническое задание к государственному заданию со всеми изменениями (при наличии), отчеты об исполнении государственного задания, акты сдачи-приемки выполненных работ по доведенным государственным заданиям с указанием объема и места (участковое лесничество, лесной квартал, лесотаксационный выдел) (при наличии), утвержденные нормативные затраты на выполнение работ, справку арендатора (лесопользователя) о фактических объемах и затратах на проведение работ и иные материалы.

2.2. Планирование (отбор) конкретных лесных
участков (лесотаксационных выделов) для натурного
обследования методом случайной выборки

1. Натурному обследованию подлежат все виды выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов (приложение 27 к Методическим рекомендациям).

2. Планирование и отбор конкретных участков для натурных обследований, в том числе для оценки лесных участков с устраненными нарушениями лесоводственных требований и лесного законодательства, в лесничествах выполняется исполнителем работ методом случайной выборки на основе информации об адресной части мероприятий, выполненных в предшествующем обследованиям году и представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Количество обследуемых лесных участков для оценки каждого вида мероприятий и использования лесов в лесничестве должно быть не менее пяти. В случае, когда в лесничестве общее количество участков по отдельным видам выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов менее пяти, обследуются все участки этого вида мероприятий.

Если на одном и том же отобранном лесном участке выполнено несколько мероприятий и использование лесов в предшествующем обследованию году, то в таком случае отбирается только одно из мероприятий, выполнение которого приходится на более поздний срок, путем повторного отбора указанным выше методом.

4. Исполнитель работ формирует ведомости отобранных лесных участков с проведенными мероприятиями (устраненными нарушениями лесоводственных требований и лесного законодательства) для проведения выборочных натурных обследований в лесничествах, которые согласовываются с Федеральным агентством лесного хозяйства.

5. Исполнитель работ по отобранным лесным участкам проверяет у органов государственной власти субъектов Российской Федерации первичные данные, указанные в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Если на отобранных лесных участках произошло стихийное бедствие или антропогенное воздействие, исполнитель работ должен произвести замену указанных лесных участков.

2.3. Натурное обследование лесных участков,
в которых мероприятия по охране, защите, воспроизводству
лесов и использованию лесов были выполнены в течение
года, предшествующего обследованию

1. До проведения натурных обследований лесных участков по оценке мероприятий и использованию лесов проводится коллективная тренировка исполнителей работ, участвующих в проведении натурных обследований и контроле выполненных работ, обследуется не менее 5 лесных участков. Исполнитель работ направляет уведомления о проведении коллективной тренировки в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и лесничества.

По итогам проведенной тренировки составляется акт о допуске участников тренировки к полевым работам с указанием местоположения объекта тренировки и объемов проверенных лесных участков с выполненными мероприятиями, состава и количества участников тренировки.

2. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства после утверждения Федеральным агентством лесного хозяйства перечня лесничеств, где должна быть проведена оценка мероприятий и использования лесов в отчетном году, оперативно проводят перед натурными обследованиями совещания по организации выполнения работ по оценке мероприятий и использования лесов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнителем работ, протоколы совещаний направляются в Федеральное агентство лесного хозяйства.

3. Исполнитель работ не позднее чем за 3 рабочих дня до начала натурного обследования уведомляет о проведении натурных обследований лесных участков лесничества, на территории которых будут выполняться работы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства по форме, приведенной в приложении 28 к Методическим рекомендациям. После получения в установленном порядке уведомлений их копии с отметкой о получении предоставляются исполнителю работ (в электронном виде). Копии уведомлений с входящими номерами адресатов прилагаются к ежегодному отчету об оценке мероприятий и использования лесов.

4. Работы по оценке мероприятий и использования лесов выполняются исполнителем работ в присутствии представителей лесничеств. Измерения при натурных обследованиях проводятся инструментами и приборами с известной точностью измерения, прошедшими соответствующие поверки (калибровки). Вычисление площадей в границах лесных участков, сформированных по данным полевых измерений, выполняется зарегистрированными в установленном порядке в Российской Федерации программами.

5. Обследование лесных участков производится до начала установления устойчивого снежного покрова.

6. Оценка выполнения каждого мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов начинается с установления факта его проведения и соответствия его объемов отчетным данным.

Если мероприятие на конкретном лесном участке не проведено, то дальнейшие работы не проводятся и выполнение мероприятия признается неудовлетворительным.

7. В процессе проведения натурных обследований производится обязательное фотографирование площади обследуемого лесного участка в характерных местах проверяемого мероприятия с фиксацией координат. Фотосъемкой (аппаратами с разрешающей способностью не хуже 10 Мп) фиксируется дата (таймер на фото). На каждом обследуемом лесном участке выполняется не менее четырех фотофиксаций участка, одна из которых выполняется с привязкой к лесоустроительным и лесохозяйственным знакам, а при их отсутствии - к ясно опознаваемым ориентирам. При необходимости отображения всех выявленных при оценке нарушений выполненного мероприятия число фотофиксаций может быть увеличено до восьми.

2.4. Оценка эффективности выполненных мероприятий
по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию
лесов, соответствие их лесоводственным требованиям, оценка
использования лесов в соответствии с законодательством
Российской Федерации

1. В случае проведения мероприятия, использования лесов выполняется его оценка путем натурных обследований в соответствии с показателями и критериями оценки мероприятий и использования лесов (приложения 27, 29 к Методическим рекомендациям).

Если хотя бы один из показателей, приведенных в приложении 27 к Методическим рекомендациям, не соответствует допустимым критериям, то качество мероприятия, использования лесов оценивается как неудовлетворительное.

2. Результаты натурных обследований качества выполнения лесохозяйственного мероприятия и оценки качества устранения нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства оформляются актом натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственного мероприятия (использования лесов) или с оценкой качества устранения нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства, выявленных при оценке мероприятия (использования лесов) (приложение 30 к Методическим рекомендациям), в котором указываются нарушения выполнения мероприятия по всем критериям, приведенным в приложении 27 к Методическим рекомендациям.

Акт натурного осмотра лесного участка подписывается исполнителем работ на месте проведения обследования. Исполнитель работ обязан ознакомить представителей лесничества с результатами оценки мероприятий и использования лесов и предложить подписать акт натурного осмотра лесного участка.

В случае отсутствия представителей лесничества или их отказа от подписи либо несогласия с оценкой исполнитель работ в графе "особые отметки" акта натурного осмотра лесного участка делает соответствующую отметку с указанием причин отсутствия и (или) отказа от подписи и (или) причин несогласия с оценкой мероприятия.

Акт натурного осмотра лесного участка составляется в двух экземплярах, один экземпляр - исполнителю работ, другой - лесничеству; он хранится в организации исполнителя работ не менее трех лет.

3. По каждому лесному участку с выявленными нарушениями лесного законодательства при проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, затраты на которые были выделены в виде субвенций из федерального бюджета, указываются соответствующие расходы по конкретному мероприятию.

2.5. Оперативное направление информации о выявленных
нарушениях законодательства Российской Федерации в органы
государственной власти с целью информационного обеспечения
управления в области использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, а также в области федерального
государственного лесного надзора (лесной охраны)

1. Исполнитель работ еженедельно, но до окончания натурных обследований в конкретном лесничестве направляет в электронном виде (в обязательном порядке с сопроводительным письмом) копии актов натурного осмотра и ведомости обследованных лесных участков, на которых выявлены нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства (ведомости обследованных лесных участков, на которых выявлены не устраненные нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства в предшествующем оценке году) (приложения 31 и 33 к Методическим рекомендациям), с приложением стоимостных актов сдачи-приемки выполненных работ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.

2. В соответствии с Порядком органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о нарушениях лесного законодательства, выявленных при оценке мероприятий и использования лесов, обеспечивают ее проверку.

3. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в срок, не превышающий 5 рабочих дней после получения информации о выявленных нарушениях лесного законодательства от исполнителя работ, принимают для рассмотрения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможные акты разногласий с результатами исполнителя работ и информируют об этом исполнителя работ.

4. Результаты оценки мероприятий и использования лесов используются в том числе при организации осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и при внесении документированной информации в государственный лесной реестр.

5. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства после принятия Федеральным агентством лесного хозяйства отчетов об оценке мероприятий и использования лесов по субъектам Российской Федерации направляют информацию о выявленных нарушениях лесного законодательства в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования с заполнением формы 3-ДЛХ, утвержденной приказом Рослесхоза от 14.01.2016 N 8.

6. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства обеспечивают представление в Федеральное агентство лесного хозяйства отчета с заполнением в разрезе субъектов Российской Федерации формы 7-ДЛХ, утвержденной приказом Рослесхоза от 14.01.2016 N 8, на основании ежеквартально направляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации информации об устранении нарушений, выявленных в ходе оценки мероприятий и использования лесов, и внесении необходимых изменений в государственный лесной реестр.

7. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в срок до 15 декабря в Федеральное агентство лесного хозяйства информацию о принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации мерах дисциплинарного взыскания, а также их действиях в отношении лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду и не выполнивших мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, использование лесов, по результатам проведенной исполнителем работ оценки мероприятий и использования лесов в отчетном году.

2.6. Проведение контрольных натурных проверок результатов
натурного обследования лесных участков

1. При проведении оценки мероприятий и использования лесов обеспечивается контроль работ.

2. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства по тем лесным участкам, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами натурного обследования лесных участков, с оценкой исполнителя работ, совместно с исполнителем работ и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводят натурные проверки по фактам возникших разногласий в период натурных обследований лесных участков, проводимых исполнителем работ.

Выборочной натурной проверке подлежит не менее 5% таких лесных участков в каждом субъекте Российской Федерации.

3. При внутреннем контроле качества выполнения работ, производимом организацией исполнителя работ, выборочной натурной проверке подлежит не менее 5% обследованных исполнителем работ лесных участков в каждом лесничестве, при этом проводится не менее одной натурной проверки каждого ответственного исполнителя работ или полевой группы с ответственными исполнителями работ.

4. По результатам контрольной натурной проверки составляется акт натурной проверки, в котором указываются объемы выполненных исполнителем работ, адресность и площади проверенных лесных участков, выявленные недостатки и нарушения.

Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в 10-дневный срок после завершения проверки представляет в Федеральное агентство лесного хозяйства информацию о результатах проведенной проверки с указанием выявленных недостатков и приложением копий актов проверки.

5. Результаты контрольных натурных проверок учитываются исполнителем работ при подготовке отчетов об оценке мероприятий и использования лесов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств.

2.7. Анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных
отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе
лесничеств по результатам работ

1. Исполнитель работ по результатам натурных обследований выполняет комплексную обработку данных, анализ и обобщение информации по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств.

На основании документов и информации, указанных в пункте 2.1 Методических рекомендаций и представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом результатов оценки качества выполненных мероприятий и использования лесов оценивается эффективность выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов.

2. Результаты работ оформляются в виде отчетов об оценке мероприятий и использования лесов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств.

Исполнитель работ представляет в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в электронном виде отчеты об оценке мероприятий и использования лесов по субъектам Российской Федерации по мере их готовности, но не позднее 15 ноября.

Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства в течение 10 календарных дней с даты получения отчетов обеспечивают их рассмотрение и в оперативном порядке информируют о результатах рассмотрения Федеральное агентство лесного хозяйства и исполнителя работ.

3. После принятия отчетов Федеральным агентством лесного хозяйства исполнитель работ направляет их в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Y. Формирование федеральных информационных ресурсов

1. Мероприятия ГИЛ по формированию федеральных информационных ресурсов направлены на достижение целей:

информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;

информационного обеспечения управления в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

1. Состав, порядок выполнения и содержание работ

1. Формирование федеральных информационных ресурсов включает в себя формирование базы данных ГИЛ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление информации, входящей в базу данных ГИЛ, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", распоряжением Президента Российской Федерации от 18.05.2017 N 163-рп "Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных технологий" и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

2. Обладателем информации, содержащейся в базе данных ГИЛ, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

3. Данные ГИЛ (АКС, актуализированные и генерализованные векторные слои и иные материалы) включаются в ведомственный фонд пространственных данных Федерального агентства лесного хозяйства с учетом требований Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. На основании информации ГИЛ производится подготовка аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках по субъектам Российской Федерации, лесным районам, военным округам и Российской Федерации по итогам завершения цикла мероприятий по определению количественных и качественных характеристик лесов по субъектам Российской Федерации, лесным районам, военным округам и Российской Федерации в целом с приложением паспортов ППП.

По результатам комплексной статистической обработки данных, полученных на ППП, определяются показатели, перечень которых приведен в приложении 17 к Методическим рекомендациям.

Подготовка аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках производится в расширенном (полном) и кратком виде.

При подготовке аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках производится агрегация текстовых, табличных, графических материалов, которые были получены при выполнении работ по определению количественных и качественных характеристик лесов, используются данные государственного лесного реестра и иные материалы отраслевой отчетности.

5. Аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках направляются в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для целей подготовки или внесения изменений в лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков) и разработки региональных программ развития лесного комплекса.

Аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках в кратком виде размещаются Федеральным агентством лесного хозяйства на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства в информационной сети "Интернет" в I квартале года, следующим за годом их разработки.