МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ
от 21 ноября 2005 г. N 308

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ
ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ И ЗАЩИТЫ ИХ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ
И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА (РОСЛЕСХОЗ)

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз) (далее - Положение).

2. Управлению защиты и воспроизводства лесов (Каспаров) до 1 декабря 2005 года разработать и утвердить План организационно-технических мероприятий по реализации Положения.

3. Бюджетно-финансовому управлению (Титова) предусматривать необходимое финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, а также с массовым распространением вредителей и болезней леса.

4. Управлению делами (Дорошин) довести Положение до территориальных органов Рослесхоза и организаций непосредственного подчинения.

5. Руководителям агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации, начальникам федеральных государственных учреждений "Авиалесоохрана", "Рослесозащита" принять Положение к руководству и исполнению.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Гиряева М.Д.

Руководитель
В.П.РОЩУПКИП

Утверждено
Приказом Рослесхоза
от 21 ноября 2005 г. N 308

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
И ЗАЩИТЫ ИХ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА (РОСЛЕСХОЗ)

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" и определяет порядок организации и функционирования, состав сил и средств, основы взаимодействия и финансирования функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз).

2. Функциональная подсистема охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз) (далее - функциональная подсистема РСЧСлес) действует на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и включает в себя координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций, наблюдения и контроля за состоянием лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд), резервы материальных и финансовых средств, систему связи, оповещения и информационного обеспечения.

3. Организационно-методическое руководство планированием действий функциональной подсистемы РСЧСлес осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (далее именуемое Рослесхоз), а в рамках РСЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

4. Основными задачами функциональной подсистемы РСЧСлес являются:

прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда;

организация и обеспечение проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами в лесном фонде, а также с массовым распространением вредителей и болезней леса;

обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций при тушении лесных пожаров, а также при проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с лесными пожарами;

разработка мероприятий и осуществление контроля за радиационной обстановкой в лесном фонде на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия, организацией и обеспечением соблюдения всеми лесопользователями специально установленного режима пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов в условиях радиоактивного загрязнения;

организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации других чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав Рослесхоза.

5. Координационным органом на федеральном уровне функциональной подсистемы РСЧСлес является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рослесхоза (далее - КЧС).

На региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) и муниципальном (в пределах территории муниципального образования) уровнях обеспечивается участие представителей Рослесхоза в работе соответствующих КЧС.

6. Образование, реорганизация и упразднение КЧС, определение ее компетенции, утверждение руководителя и персонального состава осуществляется Рослесхозом.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяется в положении о ней или в решении об ее образовании.

7. Основными задачами КЧС в соответствии с ее компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса;

б) участие в разработке и осуществлении федеральных и территориальных целевых и научно-технических программ, нормативных правовых актов в области охраны и защиты лесного фонда от чрезвычайных ситуаций;

в) руководство созданием резервов финансовых и материальных ресурсов для охраны лесов от пожаров и защиты их от чрезвычайных ситуаций;

г) взаимодействие с другими КЧС, рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств функциональной подсистемы РСЧСлес к проведению мероприятий по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) обеспечение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесном фонде (тушение лесных пожаров и борьба с вредителями и болезнями леса);

е) обеспечение авиационных поисково-спасательных работ, организация привлечения населения к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесном фонде согласно утвержденным Планам действий (взаимодействия);

ж) планирование и организация эвакуации населения, занятого на подведомственных объектах и проживающего в ведомственном жилом фонде;

и) организация проведения совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления разъяснительной работы в средствах массовой информации, среди населения, а также в организациях, осуществляющих работу на территории лесного фонда, по вопросам охраны и защиты леса;

к) обеспечение ежегодного (до начала пожароопасного сезона) обучения и переподготовки команд пожарно-химических станций, работников лесного хозяйства, авиационных лесопожарных формирований баз авиационной охраны лесов, добровольных пожарных дружин, других предприятий учреждений и организаций, включенных в оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

л) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса;

м) обеспечение подготовки долгосрочных и краткосрочных прогнозов повреждения лесов различными неблагоприятными факторами.

8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧСлес являются:

на федеральном уровне - подразделение Рослесхоза для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне - подразделение территориального органа Рослесхоза, филиалов федерального государственного учреждения "Авиалесоохрана", филиалов федерального государственного учреждения "Рослесозащита" для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном уровне - подразделение лесхоза для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяются положением о них или уставами указанных органов управления.

9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы РСЧСлес являются:

дежурно-диспетчерская служба Рослесхоза;

дежурно-диспетчерские службы территориальных органов Рослесхоза, филиалов федерального государственного учреждения "Авиалесоохрана";

лесопожарные региональные центры по предупреждению и ликвидации лесных пожаров в структуре федерального государственного учреждения "Авиалесоохрана".

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Размещение органов управления функциональной подсистемы РСЧСлес в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

11. К силам и средствам функциональной подсистемы РСЧСлес относятся:

аварийно-спасательная служба и подразделения филиалов федерального государственного учреждения "Авиалесоохрана" постоянной готовности;

наземные службы наблюдения и оповещения за состоянием пожарной обстановки в лесном фонде;

специализированные лесопожарные подразделения лесхозов - пожарно-химические станции и другие невоенизированные лесопожарные формирования территориальных органов Рослесхоза;

филиалы (центры защиты леса) федерального государственного учреждения "Рослесозащита", специализированные отделы территориальных органов Рослесхоза;

лаборатории, посты радиационного контроля в лесхозах, имеющих в государственном управлении участки лесного фонда, подвергшиеся радиационному загрязнению.

12. Силы и средства территориальных органов Рослесхоза для ликвидации чрезвычайных ситуаций находятся в их прямом подчинении и финансируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Созданная в системе авиационной охраны лесов аварийно-спасательная служба, по совместному решению Рослесхоза и МЧС России, может привлекаться во внепожароопасный сезон для проведения авиационных аварийно-спасательных работ как в различных регионах Российской Федерации, так и за рубежом.

13. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами и массовыми повреждениями вредителями и болезнями, создаются резервы финансовых и материальных ресурсов Рослесхоза.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Номенклатура и объем материальных резервов Рослесхоза, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются Рослесхозом.

14. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы РСЧСлес осуществляется на основе соответствующих планов действий.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧСлес функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Решениями руководителей соответствующих органов и организаций в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации на территории лесного фонда для органа управления и сил функциональной подсистемы РСЧСлес может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

17. Решением руководителя Рослесхоза о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧСлес режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководитель Рослесхоза должен информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

18. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории лесного фонда режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, отменяются установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧСлес.

19. При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧСлес могут устанавливаться решениями Правительственной КЧС.

20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы РСЧСлес, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

наблюдение за состоянием пожарной и санитарной обстановки в лесном фонде, соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и Санитарных правил в лесах Российской Федерации предприятиями, учреждениями и организациями, производящими работы или имеющими объекты на территории лесного фонда;

обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

обеспечение оснащения лесопожарных и лесозащитных формирований эффективными средствами борьбы с лесными пожарами, болезнями и вредителями леса, проведение инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону;

разработка и согласование с соответствующими органами и организациями неотложных противопожарных мероприятий в лесах, мобилизационных планов и планов взаимодействия лесопожарных и иных формирований по тушению лесных пожаров на соответствующей территории, а также предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли;

участие в разработке и реализации целевых программ и мер в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧСлес, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за подготовкой лесопожарных формирований, поддержание их в готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

б) в режиме повышенной готовности:

руководство мероприятиями по подготовке объектов лесного хозяйства к чрезвычайным ситуациям, формирование групп для выявления причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее нормализации;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц Рослесхоза, его территориальных органов, лесхозов и организаций непосредственного подчинения, входящих в состав функциональной подсистемы;

усиление дежурно-диспетчерской службы, наблюдения, оповещения и контроля за состоянием пожарной и лесопатологической обстановки на территории лесного фонда, определение участков леса, опасных в отношении быстрого распространения огня, болезней и вредителей леса;

сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы РСЧСлес и другим заинтересованным органам и организациям данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников и населения о приемах и способах защиты от них;

принятие мер по защите сотрудников и населения, занятого в отрасли, и объектов лесного хозяйства в прогнозируемых районах чрезвычайных ситуаций;

уточнение и корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация ликвидации чрезвычайных ситуаций (ведение разведки, принятие решений на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, управление силами и средствами, выделенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций);

проведение первоочередных мероприятий по оказанию помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

локализация и тушение массовых лесных пожаров, локализация и ликвидация очагов массового размножения вредителей леса;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников и населения в чрезвычайных ситуациях.

21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧСлес устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами территориальных органов Рослесхоза и баз авиационной охраны лесов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При недостаточности имеющихся сил и средств привлечение сил и средств МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

23. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства Рослесхоза, территориального органа или лесного хозяйства, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

24. Финансовое обеспечение функциональной подсистемы РСЧСлес и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесном фонде осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в пределах лимитов финансирования, выделяемых на лесное хозяйство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами и вредителями, и болезнями леса, за счет собственных средств.

25. Финансирование авиационных поисково-спасательных работ, выполняемых филиалами федерального государственного учреждения "Авиалесоохрана", а также лесопатологических обследований в период возникновения чрезвычайных ситуаций, выполняемых лесозащитными формированиями, осуществляется по договорам с заинтересованными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выделение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

26. Организационно-методическое руководство планированием действий функциональной подсистемы РСЧСлес осуществляет Рослесхоз, а в рамках РСЧС - МЧС России.

27. Порядок организации и осуществление работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению на объектах, входящих в состав отрасли, проводят органы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.

Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
19 октября 2005 года