МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 28 марта 2023 г. N ВС-02-54/6847
О СОСТАВЛЕНИИ
ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ И ПОРЯДКЕ ИХ ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи с поступлением многочисленных обращений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, а также лиц, использующих леса, по вопросу применения положений Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 (далее соответственно - Состав проекта освоения лесов, Приказ), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (далее - лесопользователи), составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.
Состав проекта освоения лесов утвержден в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса и вступил в силу с 1 марта 2023 года.
Раздел III Состава проекта освоения лесов предусматривает порядок разработки проекта освоения лесов, внесения в него изменений, в том числе требования к форме, в которой проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Так, пунктом 33 раздела III Состава проекта освоения лесов установлено, что проект освоения лесов или дополнение к проекту освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Согласно разделу IV Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Создание XML-схем осуществляется в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (пункт 34 Состава проекта освоения лесов).
При этом в соответствии с пунктом 35 Состава проекта освоения лесов XML-схемы, используемые для формирования проекта освоения лесов, признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства.
XSD-структура, на основе которой происходит формирование электронного документа в формате XML, размещена на официальном сайте Рослесхоза в разделе "Документы: образцы документов", ознакомиться с которой возможно перейдя по следующей ссылке (https://rosleshoz.gov.ru/documents/sampledocuments).
Необходимо отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия развития лесного комплекса).
Стратегия развития лесного комплекса подготовлена с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года является цифровая трансформация лесного хозяйства.
Согласно Стратегии развития лесного комплекса развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом. Цифровой трансформацией лесной отрасли является переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации.
Таким образом, Состав проекта освоения лесов, предусматривающий подготовку и подачу в уполномоченные органы государственной власти проектов освоения лесов и дополнений к проекту освоения лесов в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, отвечает основным положениям Стратегии развития лесного комплекса, направленным на цифровизацию лесного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка лесопользователи для проведения государственной или муниципальной экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Аналогичное требование установлено в подпункте 4 пункта 2.7 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент).
Вместе с тем, необходимо отметить, что Порядок и Административный регламент устанавливают только процедуру проведения государственной или муниципальной экспертизы (далее - Экспертиза), в то время как конкретные требования к содержанию, порядку разработке и форме, в которой проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, устанавливаются Составом проекта освоения лесов.
Учитывая изложенное, при определении формы, в которой проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления для проведения Экспертизы (в бумажном или электронном виде), необходимо руководствоваться положениями Состава проекта освоения лесов.
При этом Рослесхоз обращает внимание, что согласно пункту 3.20 Административного регламента при выявлении в ходе государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается заявителю для устранения замечаний в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет пять рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.
Пунктом 3.26 Административного регламента предусмотрено, что отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать, в том числе, вывод о несоответствии требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений.
Таким образом, в случае представления проекта освоения лесов на Экспертизу с нарушением установленных требований к форме документа, такой проект освоения лесов подлежит возврату заявителю для устранения замечаний. Неустранение таких замечаний является основанием для подготовки экспертной комиссией отрицательного заключения Экспертизы.
Дополнительно сообщаем, что с целью приведения Порядка и Административного регламента в соответствие с положениями действующего лесного законодательства, в том числе Состава проекта освоения лесов, в Минприроды России будут направлены соответствующие предложения по внесению необходимых изменений в указанные нормативные правовые акты.
Заместитель руководителя
В.А.СПИРЕНКОВ