МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 20 ноября 2014 г. N ИВ-11-54/13774
О СОГЛАСОВАНИИ
ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Федеральное агентство лесного хозяйства в связи с участившимися случаями неправомерного включения лесных участков в границы населенных пунктов при утверждении документов территориального планирования отмечает следующее.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В свою очередь установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Документы территориального планирования подлежат согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
При этом представительные органы местного самоуправления в отдельных случаях утверждают документы территориального планирования, ссылаясь на часть 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что в случае непоступления в трехмесячный срок главе поселения, главе городского округа заключений от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органов местного самоуправления муниципальных образований на проект генерального плана данный проект считается согласованным с такими органами.
Вместе с тем в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Таким образом, включение лесных участков в границы населенных пунктов, которое может привести к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов и, как следствие, к уменьшению их площади, является незаконным.
Также утверждение генеральных планов, предусматривающих перевод участков земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования таких участков, приводит к нарушению лесного и природоохранного законодательства.
Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что при рассмотрении проектов документов территориального планирования Рослесхоз руководствуется в первую очередь информацией, представленной в документах территориального планирования. Оперативно проверить достоверность информации по землям лесного фонда, отображенной в документах территориального планирования, относительно сведений государственного лесного реестра не всегда представляется возможным.
Согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в целях недопущения незаконного изъятия участков земель лесного фонда при утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений Федеральное агентство лесного хозяйства просит обеспечить участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в соответствующих Комиссиях по рассмотрению и согласованию проектов генеральных планов.
Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
И.В.ВАЛЕНТИК