МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 8 декабря 2023 г. N ИС-02-54/30002

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В соответствии с протоколом состоявшегося 29.11.2023 совещания под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.Л. Воробьева с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, по вопросам рубки лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах, в дополнение к письму от 18.09.2023 N ИС-02-54/22237 Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

В силу части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 Лесного кодекса).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 29 Лесного кодекса заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Таким образом, Лесным кодексом допускается заготовка древесины в защитных лесах.

В связи с отсутствием единых подходов и системности в применении норм лесного законодательства Федеральным законом от 24.07.2023 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Лесной кодекс дополнен новой статьей 111.1, которой предусмотрена возможность заготовки древесины в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная норма вступила в силу с 24.07.2023.

При этом ранее возникшие правоотношения, связанные с заготовкой древесины в защитных лесах, сохраняют свое действие с учетом внесенных изменений.

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 (далее - Правила заготовки древесины), установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта на выполнение работ по сохранению лесов).

Соответствующий правовой подход сформулирован в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 N 304-ЭС22-12333 по делу N А02-3/2021, согласно которому заключение договоров аренды лесных участков должно строго соответствовать законодательному регулированию и каждый конкретный случай передачи защитных лесов в аренду для производства рубок должен быть детально изучен с целью исключения случаев безосновательной передачи защитных лесов хозяйствующим субъектам, преследующим первоочередной целью осуществление предпринимательской деятельности (одним из видов которой является рубка леса) и получение прибыли, что исключит нецелевое использование защитных лесных насаждений в коммерческих целях.

В настоящее время ограничения и запреты рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах установлены частью 6 статьи 21, частью 5 статьи 29, частью 2 статьи 111.1, статьями 112 - 116 и 119 Лесного кодекса, а также Федеральными законами от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В иных случаях, не предусмотренных указанными выше запретами и ограничениями, заготовка древесины допускается в защитных лесах в соответствии с частью 3 статьи 111.1 Лесного кодекса.

Кроме того, Правилами заготовки древесины предусмотрены предельные (максимальные) площади лесосек по видам выборочных рубок спелых и перестойных лесов для защитных лесов при их использовании. Возрасты рубок при выполнении рубок спелых и перестойных лесов с целью заготовки древесины в защитных лесах установлены приказом Рослесхоза от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок" по лесным районам.

Согласно части 3 статьи 23.1 Лесного кодекса порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047.

Возрастные периоды проведения рубок ухода за лесами, виды таких рубок, а также технологические особенности их выполнения установлены Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534.

В целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов необходимо обратить внимание на обеспечение соблюдения требований, предусмотренных частями 5 и 10 статьи 29 Лесного кодекса.

В силу части 10 статьи 29 Лесного кодекса не допускается предоставление лесных участков для заготовки древесины (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и статьей 74 Лесного кодекса), если таксация лесов в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).

В соответствии с частью 5 статьи 29 Лесного кодекса запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

При этом необходимо учитывать, что допустимый объем изъятия древесины - это не один, а совокупность объемных показателей, характеризующих заготовку древесины на лесном участке в зависимости от целевого назначения лесов, формы рубок (сплошные и выборочные) и по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений; при уходе за лесами, при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений).

В силу статей 23.2 и 23.4 Лесного кодекса в целях осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ проводятся отвод и таксация лесосек. При таксации лесосеки определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. Если по итогам предварительного осмотра данные таксационного описания отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на десять процентов по запасу и видовому (породному) составу, соответствующие сведения в обязательном порядке вносятся в таксационное описание, а также в государственный лесной реестр.

Рослесхоз обращает внимание, что согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по сохранению лесов включают работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее - мероприятия по сохранению лесов). Выполнение мероприятий по сохранению лесов арендаторами лесных участков предусмотрено:

по охране лесов от пожаров (меры противопожарного обустройства лесов - часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса);

по защите лесов (работы по предупреждению распространения вредных организмов, включая рубки погибших и поврежденных лесных насаждений - части 1, 2 статьи 60.7 Лесного кодекса);

по воспроизводству лесов (уход за лесами - часть 2 статьи 64 Лесного кодекса).

В ходе выполнения работ по сохранению лесов, связанных с рубками лесных насаждений, может быть заготовлена древесина.

Выполнение мероприятий по сохранению лесов (в том числе с выполнением рубок) обусловлено подпунктами "к", "м" и "н" пункта 3.4 Типового договора аренды для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542, возлагающими на арендатора обязанность выполнения мероприятий по сохранению лесов. При невыполнении указанных обязанностей договор аренды с арендатором может быть расторгнут по инициативе арендодателя (часть 8 статьи 51, часть 5 статьи 60.1, часть 4 статьи 61, часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса).

С учетом указанных положений Лесного кодекса все договоры аренды лесных участков, заключаемые с целью заготовки древесины в отношении защитных лесов, в обязательном порядке должны предусматривать выполнение мероприятий по сохранению лесов (с рубкой или без рубки лесных насаждений - в зависимости от характеристик лесов и необходимых мероприятий).

При этом должны соблюдаться все ограничения и запреты в отношении рубки лесных насаждений и заготовки древесины, установленные федеральными законами и нормативными актами, принятыми уполномоченными органами власти.

Исходя из вышеизложенного, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, при подготовке проектной документации лесных участков, заключении договоров аренды лесных участков, проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов в отношении защитных лесов необходимо обеспечить:

обязательность выполнения арендаторами лесных участков мероприятий по сохранению лесов;

соответствие сроков и параметров использования лесов, а также параметров мероприятий по сохранению лесов требованиям, содержащимся в лесохозяйственном регламенте лесничества;

соответствие объемов заготовки древесины расчетной лесосеке по лесничеству;

соблюдение возрастов рубки лесных насаждений при использовании лесов и выполнении мероприятий по сохранению лесов;

соблюдение перечня пород деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

особенности проведения сплошных рубок в защитных лесах;

ограничения, установленные в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

запрет на заготовку древесины в орехово-промысловых зонах ценных лесов.

Также с учетом позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации объектами повышенного внимания территориальных органов Рослесхоза и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, должны являться проекты генеральных планов муниципальных образований, предусматривающие включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда без соответствующего согласования Федерального агентства лесного хозяйства в установленном порядке.

Порядок согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проектов генеральных планов муниципальных образований (в том числе изменений в утвержденный генеральный план) определен статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2023 N 45-П "По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области" включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов существенно меняет правовое положение соответствующих земель и лесных участков как в части охраны лесов, так и соответствующих имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о том, что проект генерального плана муниципального образования при включении в границы населенных пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока главой муниципального образования не будет получено положительное заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее положение о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия федерального органа исполнительной власти с этим проектом.

Учитывая изложенное, при несоблюдении требований действующего законодательства о согласовании генерального плана муниципального образования в установленном порядке уполномоченным органам необходимо обеспечить защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке и инициирование судебных разбирательств о признании недействующими генеральных планов муниципальных образований в части пересечения с границами земель лесного фонда и исключения из границ населенного пункта незаконно включенных в них земель лесного фонда.

Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ