3.3.13. Планово-высотная привязка аэрофотоснимков методом триангуляции при создании топографических карт в масштабах 1:25000 и 1:10000
3.3.13. Планово-высотная привязка аэрофотоснимков методом
триангуляции при создании топографических карт в масштабах
1:25000 и 1:10000
Организационно-технические условия
Привязку планово-высотных опознаков выполняют в соответствии с типовыми схемами, приведенными в действующей инструкции по топографическим съемкам в данных масштабах по заранее составленному проекту. Для измерения углов применяют технические теодолиты 4Т15, 4Т30П и др. Линии (базисы) измеряют мерной стальной лентой. На аэрофотоснимки наносят зону опознавания.
Характеристика категорий трудности работ
I категория. Местность открытая, равнинная или с пологими формами рельефа. Координаты опознаков определяются прямыми или обратными засечками без вспомогательных построений. Объектов ситуации, четко отобразившихся на аэрофотоснимках и пригодных для выбора в качестве опознаков, достаточно. Условия видимости благоприятные. Дорожная сеть развита хорошо, переезды по участку повсеместно возможны на всех видах транспорта.
II категория. 1. Местность залесенная до 25%, всхолмленная или открытая равнинно-всхолмленная. Координаты опознаков определяются прямыми и обратными засечками и у 15 - 25% опознаков - дополнительными построениями. Выбор и опознавание отдельных объектов затруднены. Условия для работы благоприятные. Переезды на автомашине и гужевом транспорте возможны по лесным и степным дорогам, встречаются объезды препятствий.
2. Степные участки с ограниченным количеством объектов, которые могут служить опознаками.
III категория. 1. Местность, частично заросшая лесом и кустарником, предгорная с крупными холмами или частично залесенная, со слабо выраженными формами рельефа; вспомогательные построения необходимы для определения координат 25 - 50% опознаков. Передвижение возможно на автомашине или на гужевом транспорте с пешим переходом к части опознаков до 1 - 2 км.
2. Местность болотистая, полузакрытая. Передвижение возможно вьючным транспортом.
3. Районы открытые, средневысоких гор с наличием троп. Координаты опознаков определяются прямыми и обратными засечками. Опознавание объектов не встречает особых затруднений. Передвижение возможно только вьючным транспортом.
4. Закрепленные ровные пески, опознавание объектов на местности затруднено.
IV категория. 1. Местность залесенная, частично заболоченная, с небольшим количеством объектов, пригодных для опознавания на аэрофотоснимках. Вспомогательные построения с постройкой дополнительных сооружений необходимы для определения координат 50 - 80% опознаков. Ориентирование на местности затруднено. Передвижение возможно только вьючным транспортом.
2. Местность горно-таежная с открытыми вершинами. Координаты опознаков определяются прямыми и обратными засечками с незначительным количеством дополнительных построений. Опознавание опознаков не вызывает особых затруднений, передвижение возможно только вьючным транспортом и пешком.
3. Местность горно-таежная, заросшая лесом и кустарником, с высотами до 1700 м над уровнем моря. Планово-высотные опознаки на местности маркированы, и их координаты определяются прямыми и обратными засечками со значительными вспомогательными построениями. Передвижение возможно только пешком и вьючным транспортом.
4. Местность горная, частично заросшая лесом и кустарником, с плоскими, местами каменистыми вершинами, изрезанная глубокими долинами рек, ручьев и балок. Выбор объектов для опознавания затруднен. Передвижение вьючным транспортом и пешком затруднено.
5. Местность заболоченная с зарослями густого камыша. Выбор объектов для опознавания затруднен. Передвижение вьючным транспортом и пешком затруднено.
6. Тайга равнинная или всхолмленная, заболоченная. Передвижение возможно вьючным транспортом и пешком.
7. Пески закрепленные бугристые. Количество объектов для опознавания незначительное. Передвижение затруднено.
V категория. 1. Местность таежная труднопроходимая, координаты более 80% опознаков определяются дополнительными построениями. Дорожная сеть и тропы отсутствуют. Передвижение возможно только вьючным транспортом и пешком.
2. Местность высокогорная открытая (высота до 3500 м над уровнем моря) с крутыми склонами, скалами, осыпями и обрывами. Передвижение возможно пешком, в отдельных случаях вьючным транспортом.
3. Местность с труднопроходимыми и непроходимыми болотами. Передвижение возможно с большими затруднениями только пешком.
4. Тундра заболоченная.
5. Пески незакрепленные. Условия для работы неблагоприятные. Передвижение затруднено.
Содержание работы
Получение задания и материалов. Просмотр материалов. Рекогносцировка местности и отыскание исходных геодезических пунктов. Расстановка вех на пунктах с утраченными наружными знаками и на вспомогательных точках. Выбор объектов на местности и опознавание их на аэрофотоснимках, накол контурных точек, оформление контактных отпечатков. Закрепление и оформление опознаков на местности. Измерение горизонтальных и вертикальных углов и линий. Измерение высоты прибора. Запись и вычисления в полевых журналах. Оформление материалов. Сдача работ. Переходы и переезды на участке работ.
Примечание. Изготовление центров для закладки точек в состав работы не входит.
Таблица 119
СОСТАВ БРИГАДЫ
┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐ │ Исполнители │ Численность бригады, чел.│ │ ├──────────────────────────┤ │ │ Категория трудности работ│ │ ├────────────┬─────────────┤ │ │ I - III │ IV - V │ ├─────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────┤ │Техник I категории │1 │1 │ │Замерщик на топографо-геодезических и│1 │1 │ │маркшейдерских работах 3-го разряда │ │ │ │Замерщик на топографо-геодезических и│1 │2 │ │маркшейдерских работах 2-го разряда │ │ │ └─────────────────────────────────────┴────────────┴─────────────┘
Таблица 120
НОРМЫ ВРЕМЕНИ И НОРМЫ ВЫРАБОТКИ
(в числителе - норма выработки, количество опознаков
в смену; в знаменателе - норма времени на 1 опознак, ч)
┌──────┬─────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │Номер │ Наименование процесса │ Категория трудности работ │ │нормы │ ├─────┬─────┬──────┬──────┬─────┤ │ │ │ I │ II │ III │ IV │ V │ ├──────┼─────────────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤ │ │Планово-высотная привязка│ │ │ │ │ │ │ │аэрофотоснимков: │ │ │ │ │ │ │1 │для съемки в масштабе │2,39 │2,09 │1,83 │1,38 │1,01 │ │ │1:10000 с высотой сечения│---- │---- │---- │---- │---- │ │ │рельефа 2 м (2,5 м) в │3,35 │3,82 │4,38 │5,78 │7,94 │ │ │районах с равнинным, │ │ │ │ │ │ │ │равнинно-пересеченным и │ │ │ │ │ │ │ │всхолмленным рельефом │ │ │ │ │ │ │2 │для съемки в масштабе │1,71 │1,55 │1,35 │1,08 │0,77 │ │ │1:25000 с высотой сечения│---- │---- │---- │---- │-----│ │ │рельефа 2,5 м в районах с│4,67 │5,15 │5,93 │7,44 │10,40│ │ │плоскоравнинным рельефом │ │ │ │ │ │ │3 │для съемки в масштабе │1,56 │1,40 │1,20 │0,96 │0,65 │ │ │1:25000 с высотой сечения│---- │---- │---- │----- │-----│ │ │рельефа 5 м в районах с │5,11 │5,69 │6,67 │8,33 │12,30│ │ │равнинно-пересеченным и │ │ │ │ │ │ │ │всхолмленным рельефом │ │ │ │ │ │ │4 │для съемки в масштабе │- │- │1,21 │0,98 │0,68 │ │ │1:25000 с высотой сечения│ │ │---- │---- │-----│ │ │рельефа 5 м в районах │ │ │6,60 │8,12 │11,80│ │ │песчаных пустынь │ │ │ │ │ │ │5 │для съемки в масштабе │- │- │1,11 │0,91 │0,60 │ │ │1:25000 с высотой сечения│ │ │---- │---- │-----│ │ │рельефа 5 м в районах │ │ │7,19 │8,80 │13,30│ │ │плоскогорий, низких, │ │ │ │ │ │ │ │средневысоких и высоких │ │ │ │ │ │ │ │гор │ │ │ │ │ │ │6 │каркасных маршрутов для │- │- │1,05 │0,83 │0,54 │ │ │съемки в масштабе 1:25000│ │ │---- │---- │-----│ │ │с высотой сечения рельефа│ │ │7,62 │9,62 │14,90│ │ │5 м │ │ │ │ │ │ └──────┴─────────────────────────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┘
Примечание. При применении автомобильного или вездеходного транспорта нормы времени умножают на коэффициент 0,83, а нормы выработки - на коэффициент 1,20.