МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПИСЬМО
от 21 сентября 2022 г. N ДС-07/41937

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Росимущество рассмотрело обращение централизованной религиозной организации (далее - Религиозная организация) о передаче в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) здания кирхи по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Озерское, ул. Кирочная (далее - Церковь), и сообщает.

Согласно приказу Комитета по культуре Ленинградской области от 08.09.2016 N 01-03/16-139 Объект является объектом культурного наследия регионального назначения "Церковь евангелическо-лютеранская Вуоксенранта".

В соответствии с положениями ст. 3 Закона N 327-ФЗ передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Религиозная организация обязана использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (п. 1 ст. 10 Закона N 327-ФЗ).

Нормами ст. 6 Закона N 327-ФЗ определено, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения является письменное обращение такой организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу имущества религиозного назначения. В заявлении религиозной организации должна быть указана цель использования запрашиваемого имущества.

Заявленная религиозной организацией цель использования имущества религиозного назначения должна соответствовать целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 327-ФЗ).

В обращении Религиозной организации целью использования Церкви Вуоксенранта указана - использование в религиозных целях.

Согласно представленной Религиозной организацией архивной справке, церковь строилась и использовалась для совершения в ней богослужений.

При этом религиозные организации, наделенные имуществом, должны использовать его исключительно для достижения уставных целей (п. 4 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, согласно письму Администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области численность населения в пос. Озерское, где располагается Церковь, составляет 4 человека, приходов или иных религиозных организаций, входящих в состав Религиозной организации, в пос. Озерское и в других поселениях, находящихся в близости поселка, не зарегистрировано.

В пакете документов, представленном Религиозной организацией к обращению, документов, подтверждающих возможность использования Религиозной организацией, местом регистрации и расположения которой является г. Санкт-Петербург, Церкви Вуоксенранта для совершения богослужений в пос. Озерское Выборгского района Ленинградской области, т.е. соответствия заявленной Религиозной организацией цели использования данной церкви, не представлено в Росимущество.

Решения о передаче имущества религиозного назначения принимаются в соответствии с принципами передачи такого имущества, установленными ст. 3 Закона N 327-ФЗ.

Необходимо отметить, что в представленном Религиозной организацией пакете документов отсутствует документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) Религиозной организацией на передачу имущества религиозного назначения, предусмотренный п. 2 Перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 (далее - Постановление N 325).

Представленная Религиозной организацией в пакете документов выписка из протокола собрания Синода Религиозной организации не является документом, подтверждающим согласие вышестоящего руководящего органа (центра) Религиозной организации на передачу имущества Религиозной организации.

Согласно ст. 15 Устава Религиозной организации, Синод является высшим органом управления Религиозной организации, осуществляющим высшее руководство, а не руководящим органом вышестоящей религиозной организации. Синод не является юридическим лицом, не имеет собственного Устава, который должен быть представлен в пакете документов Религиозной организации в соответствии с п. 3 Перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением N 325, а также не имеет документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, который также является обязательным документом в соответствии с п. 3 Перечня, утвержденного Постановлением N 325.

Следует отметить, что Перечень, утвержденный Постановлением N 325, является исчерпывающим и носит императивный характер. При этом в Перечне, утвержденном Постановлением N 325, не предусмотрена возможность представления вместо документа, являющегося согласием вышестоящего руководящего органа (центра) Религиозной организации на передачу религиозной организации имущества религиозного назначения, иного документа, подтверждающего согласие, а также непредставление устава вышестоящей религиозной организации в случае ее отсутствия.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона обращение религиозной организации о передаче имущества не подлежит рассмотрению в случае непредставления ею документов, соответствующих Перечню, утвержденному Постановлением N 325.

В связи с этим, учитывая нормы п. 2 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 327-ФЗ, у Росимущества отсутствуют правовые основания для рассмотрения обращения Религиозной организации в связи с непредоставлением Религиозной организацией обязательного комплекта документов, предусмотренного Постановлением N 325, а также и для принятия решения о передаче в собственность Религиозной организации Церкви Вуоксенранта в связи с непредоставлением документов, подтверждающих заявленную цель использования Церкви Вуоксенранта в конкретном населенном пункте.

Д.А.СТЕПАНЕНКО