МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2015 г. N АЧ-18/40556
О ЕДИНООБРАЗИИ
УЧЕТА СВЕДЕНИЙ О НАХОДЯЩЕМСЯ ЗА РУБЕЖОМ ИМУЩЕСТВЕ В РЕЕСТРЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях применения единых подходов к учету федерального имущества, расположенного за рубежом, в реестре федерального имущества (далее - реестр), направляет следующие разъяснения.
В соответствии с подп. "а" п. 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" присвоение объекту учета постоянного реестрового номера осуществляется, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений. Наличие сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федерального имущества является одним из обязательных оснований для присвоения постоянного реестрового номера, за исключением случаев, когда ее отсутствие предусмотрено российским законодательством.
Вместе с тем, предусмотренный законодательством Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ), кадастрового учета (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ) не распространяется на объекты федерального имущества, расположенные за пределами Российской Федерации.
В целях обеспечения учета сведений в отношении федерального имущества, расположенного за рубежом, Росимущество письмом от 22 сентября 2014 г. N ОД-18/40478 направило в федеральные органы исполнительной власти разъяснения по заполнению форм реестра, в которых указало, что для присвоения объекту недвижимого имущества (подразделы 1.1, 1.2 реестра), расположенному за рубежом, временного реестрового номера необходимым и обязательным является внесение в карту сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект ("наименование", "площадь (кв. м.)", "адрес (местоположение)", "стоимость (тыс. рублей)", "назначения", "инвентарный номер") и содержащихся в представленных правообладателем документах.
При этом перечень документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, не является исчерпывающим, что подтверждается ссылкой в Правилах заполнения форм реестра к Положению об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, на "иной документ", подтверждающий те или иные сведения об объектах учета. Так, в инвентарной карточке учета основных средств содержатся практически все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать объект учета, а в качестве правоустанавливающих документов могут быть приведены, в том числе копии решений Правительства Российской Федерации, Межправительственных соглашений, договоров купли-продажи и т.п.
Таким образом, при подтверждении нахождения объекта в собственности Российской Федерации и приведении минимального набора сведений, позволяющих однозначно его идентифицировать, объект может быть учтен в реестре под временным реестровым номером.
В свою очередь для присвоения объекту учета, расположенному за рубежом, постоянного реестрового номера достаточным является наличие документов, содержащих сведения, позволяющих однозначно идентифицировать объект в соответствии с вышеуказанными разъяснениями Росимущества, а также правоудостоверяющих документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на данное имущество в соответствии с законодательством иностранного государства.
В случае отсутствия правоудостоверяющих документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации, постоянный реестровый номер может также быть присвоен объекту при предоставлении следующих документов:
- свидетельство либо аналог свидетельства в соответствии с законодательством страны местонахождения объекта о регистрации права СССР, РСФСР либо Российской Империи;
- документ, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации (его дипломатическим представительством), подтверждающий отсутствие в законодательстве страны местонахождения объекта норм о регистрации права собственности на объект недвижимости в целом либо на объект недвижимости, принадлежащий иностранному лицу;
- документ, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации (его дипломатическим представительством), подтверждающий невозможность регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства страны местонахождения объекта ввиду наличия соответствующих политических решений государственных органов иностранного государства либо иных подобных обстоятельств;
- документ уполномоченного органа Российской Федерации о нецелесообразности осуществления регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства.
А.В.ЧУБАРЬ