II. "Методические рекомендации по проектированию и мониторингу достижения ключевых показателей эффективности и функциональных ключевых показателей эффективности деятельности организаций с государственным участием" (вместе с "Требованиями к предложениям по составу, удельному весу и годовым целевым значениям КПЭ и по составу и годовым целевым значениям ФКПЭ, предоставляемым организациями в Минфин России и Минэкономразвития России") (утв. протоколом заседания Рабочей группы по повышению эффективности организаций с государственным участием, в том числе повышению эффективности бюджетных расходов и мониторингу долговой нагрузки таких организаций от 23.01.2024 N 1пр)
II. Порядок проектирования ключевых показателей эффективности и функциональных ключевых показателей эффективности
II. Порядок проектирования ключевых
показателей эффективности и функциональных ключевых
показателей эффективности
4. КПЭ и ФКПЭ проектируются организациями в целях их последующего рассмотрения на заседаниях межведомственной рабочей группы по оптимизации организационной структуры институтов развития, образованной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3093-р (далее - межведомственная рабочая группа) и утверждения органами управления организации в порядке, установленном методическими рекомендациями N 3579-р.
5. Состав, удельный вес, годовые целевые значения и промежуточные целевые значения КПЭ и ФКПЭ на отчетный год должны быть установлены (утверждены) не позднее 1 января отчетного года, если иное не предусмотрено соответствующими директивами или поручениями Правительства Российской Федерации.
6. При проектировании состава, удельного веса, годовых целевых значений и промежуточных целевых значений КПЭ и ФКПЭ целесообразно руководствоваться:
перечнями рекомендованных КПЭ и ФКПЭ, порядком их расчета и порядком установления их целевых значений, приведенными в приложениях N 6 и 7 к настоящим методическим рекомендациям;
программно-целевыми документами организации (стратегия развития организации, долгосрочная программа развития организации, программа деятельности организации, бюджет организации и т.п.);
отраслевой принадлежностью организации;
динамикой развития организации в сравнении с рынком;
результатами финансово-хозяйственной деятельности организации;
оценкой рисков недостижения целевых значений КПЭ и ФКПЭ;
фактически достигнутыми значениями КПЭ и ФКПЭ по итогам предыдущих отчетных периодов, исходя из принципа недопустимости необоснованного снижения целевых значений КПЭ и ФКПЭ.
Межведомственной рабочей группой могут быть выработаны иные КПЭ и ФКПЭ, отличные о предусмотренных приложениями N 6 и 7 к настоящим методическим рекомендациям КПЭ и ФКПЭ.
7. Проект предложений по КПЭ и ФКПЭ необходимо формировать исходя из:
недопустимости полного совпадения КПЭ и ФКПЭ, при этом допустима декомпозиция КПЭ на ФКПЭ в случае, если для достижения целевых значений КПЭ требуется установить ФКПЭ, отвечающий (отвечающие) за отдельные составные элементы общего процесса;
целесообразности использования относительных показателей в качестве КПЭ, характеризующих динамику различных аспектов деятельности;
недопустимости установления идентичного показателя ФКПЭ, характеризующего ожидаемый результат проекта, в отношении различных проектов;
необходимости руководствоваться единой методикой <1> при использовании в качестве КПЭ показателей, характеризующих рост производительности труда;
--------------------------------
<1> Методика расчета показателей производительности труда предприятия, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2018 г. N 748.
целесообразности установления показателей, связанных с выплатой дивидендов и реализацией стратегии (программы) цифровой трансформации, в качестве показателей депремирования.
8. Формирование непроектного ФКПЭ должно сопровождаться определением:
лица, входящего в руководящий состав организации, на вознаграждение которого будет влиять достижение такого ФКПЭ, при этом не рекомендуется установление ответственности за достижение непроектного ФКПЭ для нескольких лиц руководящего состава организации;
порядка расчета, единиц измерения и целевых значений такого ФКПЭ.
9. Непроектный ФКПЭ должен:
характеризовать результат деятельности члена руководящего состава по функциональным направлениям в соответствии с задачами, поставленными органом управления организации, с учетом документов стратегического планирования организации и специфики деятельности курируемых им структурных подразделений;
отвечать критериям конкретности, измеримости (счетности), точности и достоверности;
иметь промежуточные целевые значения, установленные на каждый квартал отчетного года (при необходимости - на каждый месяц отчетного года) нарастающим итогом с начала отчетного года;
позволять осуществлять ежеквартальный (при необходимости - ежемесячный) мониторинг его достижения.
10. Формирование ФКПЭ, связанного с реализацией особого значимого проекта, или проектного ФКПЭ должно сопровождаться:
10.1. определением лица, входящего в руководящий состав организации, на вознаграждение которого будет влиять достижение такого ФКПЭ, с учетом возможности установления ответственности за реализацию такого ФКПЭ для нескольких лиц руководящего состава организации при наличии обоснования вклада функциональных направлений деятельности таких лиц в достижение такого ФКПЭ;
10.2. обоснованием значимости такого проекта в части:
измеримого влияния проекта на достижение целей документов стратегического планирования Российской Федерации и национальных целей, а также стратегических целей развития и целей, определенных программно-целевыми документами организации, и на результат финансово-хозяйственной деятельности организации;
подтверждения масштаба проекта в рамках экономики Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, выраженного в абсолютных и относительных показателях социально-экономического эффекта от его реализации (объем инвестиций, прирост рабочих мест, объем дополнительных налоговых поступлений, увеличение числа социально-значимых объектов и т.д.) по сравнению с аналогичными показателями экономики Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в целом или значениями показателей, установленных в качестве целевых индикаторов национальных проектов и государственных программ Российской Федерации или региональных проектов и государственным программами субъектов Российской Федерации;
10.3. документами планирования реализации проекта:
паспортом проекта или иным документом проектного планирования, отражающим наименование проекта, цели и задачи реализации проекта, сроки реализации проекта (при необходимости - сроки реализации его этапов), объем финансирования проекта (с указанием источников финансирования в виде собственных средств организации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников), сведения о лицах, входящих в руководящий состав организации, ответственных за реализацию проекта (не ниже заместителя руководителя), а также сведения о лице, осуществляющим контроль за реализацией проекта со стороны курирующего органа (при наличии, не ниже заместителя руководителя);
планом-графиком реализации проекта, содержащим контрольные точки его реализации с указанием сроков, ожидаемого результата и ответственных за их реализацию лиц, при этом рекомендуется устанавливать не менее одной контрольной точки в месяц;
планом-графиком входящих и исходящих денежных потоков проекта (с указанием их источников).
11. Проектный ФКПЭ и ФКПЭ, связанный с реализацией особого значимого проекта, формируется исходя из:
измеримости и конкретизации во времени ожидаемого результата его реализации;
равной значимости показателей, характеризующих ожидаемый результат проекта, для целей оценки реализации проекта;
недопустимости полного совпадения целевых значений ФКПЭ, связанного с реализацией особого значимого проекта, и проектного ФКПЭ;
недопустимости связи реализации такого ФКПЭ с реализацией государственных контрактов, не направленных на развитие экономики Российской Федерации за счет производственных, информационных, кадровых ресурсов и отраслевой компетенции организации.
12. В целях рассмотрения и одобрения КПЭ и ФКПЭ на предстоящий среднесрочный период (от 3 до 5 лет) организация обеспечивает:
в срок до 1 сентября года, предшествующего очередному отчетному периоду, направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, соответствующих отраслевой специфике организации, а также для организаций Группы ВЭБ - в ВЭБ.РФ спроектированных предложений по составу, удельному весу и годовым целевым значениям КПЭ и по составу и годовым целевым значениям ФКПЭ;
в срок до 21 сентября года, предшествующего очередному отчетному периоду, согласование с заинтересованными сторонами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, и направление в Минфин России и Минэкономразвития России спроектированных предложений по составу, удельному весу и годовым целевым значениям КПЭ и по составу и годовым целевым значениям ФКПЭ вместе с материалами их согласования в объеме определенном приложением N 8 к настоящим методическим рекомендациям;
13. Минфин России и Минэкономразвития России с учетом спроектированных организациями предложений по составу, удельному весу и годовым целевым значениям КПЭ и по составу и годовым целевым значениям ФКПЭ, согласованных с заинтересованными сторонами, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящих методических рекомендаций, обеспечивают подготовку соответствующих материалов к рассмотрению на заседаниях межведомственной рабочей группы в порядке и сроки, установленные планом мероприятий, утверждаемом ответственным секретарем межведомственной рабочей группы.