IX. Питание летного и инженерно-технического состава авиации

IX. Питание летного и инженерно-технического состава авиации

262. Питание летного и инженерно-технического состава авиации войск национальной гвардии организуется в столовых летного и инженерно-технического состава воинских частей.

263. Военнослужащие и сотрудники, указанные в подпункте "е" примечания 1 к норме N 2, в дни полетов (совершения прыжков с парашютом, катапультирования) обеспечиваются питанием по норме N 2 за счет средств федерального бюджета согласно Перечню должностей военнослужащих (сотрудников), проходящих военную службу (службу) не на должностях летного состава, других лиц, не относящихся к летному составу, но участвующих в полетах на летательных аппаратах (совершающих прыжки с парашютом, катапультирование) по планам боевой подготовки, учебным планам, планам научно-исследовательских работ и при испытаниях авиационных и авиационно-космических комплексов, специального вооружения, образцов и систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной и воздухоплавательной техники в воздухе, которые обеспечиваются питанием по норме N 2 (летный паек) за счет средств федерального бюджета в дни полетов (совершения прыжков с парашютом, катапультирования) (приложение N 14 к настоящему Порядку). При этом если в назначенный день полеты (прыжки с парашютом, катапультирование) не состоялись или отменены, зачисленные на питание военнослужащие (сотрудники) с обеспечения в этот день не снимаются.

264. Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе в полете, не должны превышать 4 - 5 часов, на период сна он увеличивается до 11 часов.

265. В выходные, праздничные и нелетные дни количество приемов пищи уменьшается до 3 раз в сутки с распределением продуктов пайка по энергетической ценности следующим образом: на завтрак - 30 процентов, на обед - 50 процентов, на ужин - 20 процентов.

266. Летный состав экипажей самолетов (вертолетов) и инженерно-технический состав авиации, привлекаемый для сопровождения этих самолетов (вертолетов), для питания в столовых на военных аэродромах по маршруту перелета зачисляются на питание в день прилета на основании приказа командира воинской части. В приказе командира воинской части указывается состав экипажа согласно представленным им аттестатам о снятии с обеспечения в пунктах постоянной дислокации и вид приема пищи (завтрак, обед, ужин).

267. Для питания летного состава на необорудованных (полевых) аэродромах используются суточные рационы из консервированных и концентрированных продуктов.

268. При организации питания летного состава используются:

повседневное (предполетное <1>) питание в наземных условиях;

--------------------------------

<1> Все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.

бортовое питание в длительных полетах (более 2 часов);

питание и водообеспечение в аварийных условиях;

питание при вылете по тревоге.

269. Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:

суточные рационы должны включать в себя продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены нормой N 2;

калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребность в них организма в различных климатогеографических зонах;

режим питания и распределение суточного рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов;

продукты и готовые блюда подбираются с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете.

270. Раскладка продуктов составляется с учетом пожеланий питающихся. При этом применяются специальные карточки (приложение N 15 к настоящему Порядку). Из утвержденной раскладки продуктов инструктор-повар летной столовой вносит в карточку наименования всех планируемых к приготовлению блюд на каждый прием пищи на предстоящий день. Летный состав, используя меню, производит предварительный заказ блюд. Официантки собирают заполненные карточки и сдают их начальнику (заведующему) столовой, который представляет в продовольственную службу авиационно-технической части сводные данные о количестве и ассортименте по каждому приему пищи на предстоящий день. По карточкам всех питающихся начальник продовольственной службы подсчитывает процентное соотношение питающихся по каждому блюду, и это соотношение записывается в раскладку продуктов, на основании которой выписываются первичные учетные документы на выдачу продовольствия со склада в столовую.

271. Предполетное питание летного состава организуется за сутки до начала полетов.

272. В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища выдается в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

273. Предполетное питание организует командир авиационной воинской части в летной столовой через начальников медицинской и продовольственной служб.

274. Предполетная пища принимается в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - второй завтрак или второй ужин.

275. Прием пищи на аэродроме осуществляется в специально оборудованной столовой, имеющей помещения для кратковременного хранения, раздачи пищи, мойки посуды, приборов и инвентаря, а также обеденный зал с вестибюлем. В помещениях столовой устанавливаются плита или мармит, кипятильник, шкафы для посуды, приборов и инвентаря, столы для порционирования и раздачи пищи и другое необходимое оборудование. В обеденном зале устанавливаются столы и стулья в количестве, обеспечивающем прием пищи в одну смену. Вестибюль оборудуется вешалками для верхней одежды, умывальником и сушилкой для рук.

276. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. В предполетный рацион не включаются продукты, вызывающие усиленное газообразование в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня). Вылет летного состава натощак и непосредственно после приема пищи запрещается.

277. Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Запрещается перед полетом пить квас, газированные фруктовые напитки и холодную некипяченую воду.

278. В предполетном питании используются простокваша, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника.

279. Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легкоперевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.

280. В предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы, соленую рыбу, сельдь, маринованные и консервированные огурцы и помидоры и другие продукты, вызывающие жажду.

281. Во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи дополнительно выдается второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легкоперевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.

282. Второй завтрак и второй ужин выдаются на аэродроме в перерыве между полетами.

283. В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35 процентов общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40 процентов.

284. При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30 процентов, на обед - 50 процентов, на ужин - 20 процентов общей суточной калорийности рациона.

285. Суточный рацион по приемам пищи распределяется следующим образом (в процентах от общей калорийности летного пайка):

Прием пищи
Дневные полеты
Ночные полеты
с 15 до 17 часов
с 8 до 9 часов и с 14 до 15 часов
Первый завтрак
10 - 15
20 - 25
20 - 25
Второй завтрак
25 - 20
15 - 10
-
Обед
35 - 40
35 - 40
40 - 35
Первый ужин
30 - 25
30 - 25
25 - 30
Второй ужин
-
-
15 - 10

286. При базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль за санитарным состоянием технических средств (кухонь-столовых), качеством продуктов и воды, условиями хранения, приготовления и приема пищи, а также состоянием здоровья персонала полевых кухонь-столовых.

287. При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов нормы N 2 применяются консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.

288. Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационными воинскими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной воинской части.

289. Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться из проверенных водоисточников.

290. При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 2 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками для экипажей самолетов и вертолетов <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "бортовые пайки".

291. Для обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов используются 4 варианта бортового пайка.

292. Бортовые пайки закладываются и выдаются в готовом виде или комплектуются в летной столовой специально выделенными и проинструктированными лицами. Продукты бортового пайка на 1 прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.

293. В летной столовой готовятся горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Горячие напитки заготавливаются из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.

294. Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под подпись члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.

295. Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.

296. Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна наполняются из централизованных водопроводов и питьевого качества.

297. Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 часа после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 часа полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 часов каждому члену экипажа воздушного судна выдается 1 бортовой паек, а экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.

298. Прием пищи в полете производится членами экипажа по очереди с разрешения командира воздушного судна.

299. В случае посадки перелетающих самолетов (вертолетов) на гражданских аэродромах, аэродромах авиационных заводов и других аэродромах, на которых не представляется возможным обеспечить летный и инженерно-технический состав питанием в столовых воинских частей (организаций), этот личный состав обеспечивается рационами питания.

Основанием для списания с учета рационов питания служит заверенная начальником штаба авиационной воинской части копия полетного листа (полетного задания) с отметками о пребывании на аэродромах (пунктах) посадки.

300. При аварийном приземлении (приводнении) в безлюдной (пустынной) местности экипажем воздушного судна используются аварийные запасы, которые на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.

301. В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, включаются комплекты аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов и запасы воды.

Списание комплектов аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов производится по актам, утверждаемым командиром авиационной воинской части, с приложением отчета начальника поисково-спасательной службы о проведении поисково-спасательных работ.

302. Медицинский контроль за обеспечением экипажей воздушного судна комплектами аварийного запаса и запасами воды включает в себя:

контроль за качеством пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;

контроль за правильностью комплектации пищевых групп аварийных запасов;

контроль за своевременностью освежения аварийных запасов и запасов воды.

303. Контроль за качеством пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов и запасов воды, осуществляет начальник медицинской службы авиационной воинской части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.

304. Освежение продуктов, входящих в аварийный запас, производится до истечения сроков годности (хранения) по планам командиров авиационных воинских частей, а также при установлении факта полной или частичной невозможности использования продуктов по прямому назначению.

Продукты, изъятые из аварийного запаса с истекающими сроками годности, расходуются на текущее обеспечение по соответствующим нормам продовольственного обеспечения. Непродовольственные товары, изъятые из аварийного запаса, расходуются в соответствии с настоящим Порядком.

305. При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов. Состав специального набора продуктов определяется начальником медицинской службы авиационной воинской части. Специальный набор комплектуется и используется за счет продуктов нормы N 2.

306. Комплекты наборов продуктов должны храниться: на продовольственном складе авиационной воинской части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток. Вылет экипажей без предполетного приема пищи не допускается.