III. Проведение и объем оперативного контроля

III. Проведение и объем оперативного контроля

34. Оперативный контроль осуществляется перед полетом, в полете и после полета (выключения двигателей) по информации СОК, установленных на борту ВС <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 13 Правил.

35. Оперативный контроль проводится:

35.1. Перед полетами - специалистами ГОР КЗА и ОИ (в АОСН ОБ - специалистами ГОР АО и КЗА) в целях:

контроля за работоспособностью АТ и предотвращением выпуска в полет неисправных ВС;

контроля за полнотой и качеством подготовки АТ к полетам.

35.2. В полете - экипажем ВС (на ВС, оборудованном БАСК) в целях:

контроля за работоспособностью АТ;

предотвращения выхода ВС на опасные режимы полета;

предотвращения нарушений правил эксплуатации АТ.

35.3. После полета ВС (выключения двигателей):

35.3.1. В АВЧ - специалистами ГОР КЗА и ОИ (в АОСН ОБ - специалистами ГОР АО и КЗА) в целях:

выявления отказов и отклонений в работе АТ;

выявления нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения;

выявления нарушений в эксплуатации АТ летным и ИТС;

проверки полноты и последовательности выполнения экипажем ВС полетного задания.

35.3.2. Командиром АВЧ (АОСН ОБ) или лицами, назначенными командиром, в целях:

анализа качества выполнения экипажем ВС полетного задания, эксплуатации систем и оборудования ВС;

выявления и определения причин нарушений полноты и последовательности выполнения полетного задания;

выявления инцидентов, связанных с нарушениями и ошибочными действиями летного состава и других членов экипажа ВС.

35.3.3. Специалистами ИАС в целях:

подсчета хронометража наработки, расхода топлива - при отсутствии соответствующих функций автоматизированного подсчета в ПО НУО;

выявления нарушений правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения посредством БАСК или НУО, непосредственно у ВС.

36. В АВЧ (АОСН ОБ), эксплуатирующих ВС с магнитными самописцами режимов полета (далее - МСРП), оперативный контроль проводится после каждой летной смены (после возвращения на аэродром основного базирования).

37. Оперативный контроль параметров полета и действий внешнего пилота БВС осуществляется автоматически на наземной станции управления через программу управления БВС.

Видеосъемка предполетной подготовки, взлета и посадки БВС производится для каждого полета лицом из состава расчета БВС, назначенным на постановке задач на полеты.

Видеосъемка укладки парашюта производится личным составом, эксплуатирующим комплекс БВС, в пункте постоянной дислокации (далее - ППД) или непосредственно перед началом предполетной подготовки (при выполнении задач в пункте временной дислокации).

После проведения полетов БВС и прибытия в ППД старший расчета БВС копирует с первичных носителей информации полетный файл и видеозапись на устройство перезаписи (внешний жесткий диск).

При расследовании авиационного инцидента или авиационного происшествия с БВС военнослужащий (лицо, проходящее службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющее специальное звание полиции (далее - сотрудник) производит дешифрирование и анализ полетной информации по средствам НУО последних десяти полетов БВС, заполняет бланк экспресс-анализа БВС (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству), регистрирует бланк в Журнале учета результатов объективного контроля беспилотного воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству) и архивирует полетную информацию на НУО (сервер).

38. Все взлеты и посадки ВС подлежат видеосъемке. Проведение видеосъемки взлетов и посадок ВС выполняется назначенным на летную смену специалистом из числа летного состава, не участвующего в полетах.

Видеосъемка взлетов ВС производится с момента начала ускоренного движения ВС с линии старта на земной поверхности (момента отделения от земной поверхности при вертикальном взлете) до выполнения первого разворота полета (установления устойчивого набора высоты). Позиция съемки при взлете группы ВС выбирается в 500 метрах от расчетной точки отрыва, при взлете одиночных ВС - с места проведения видеосъемки посадок.

Видеосъемка посадки ВС выполняется с момента пролета ВС ближнего приводного радиомаркерного пункта и заканчивается после опускания передней стойки шасси на пробеге (касания земной поверхности при вертикальной посадке).

Записи видеосъемок взлета и посадок ВС хранятся в классе объективного контроля в течение 30 суток.

39. При выполнении полетов в отрыве от аэродрома основного базирования оперативный контроль (обработка материалов и дешифрирование полетной информации) выполняется по возвращении ВС на базу. Для сохранения полетной информации на весь период полетов вне аэродрома основного базирования на борту ВС должен быть запас первичных носителей БУР или ВС должно быть укомплектовано переносным устройством перезаписи полетной информации с необходимым количеством вторичных носителей информации на весь планируемый период работы в отрыве от аэродрома основного базирования (устройство перезаписи закрепляется за бортовым техником).

40. Допускается в отрыве от аэродрома основного базирования выполнение оперативного контроля на ВС с помощью НУО членами летного экипажа ВС, допущенных приказом командира АВЧ к выполнению оперативного контроля. По возвращении ВС на аэродром основного базирования материалы объективного контроля передаются в ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) для организации хранения и оценки проведения оперативного контроля экипажем.

В этом случае ВС должно быть укомплектовано дубликатом действующих тарировочных графиков (градуировочными таблицами) и на твердотельном носителе архива действующих баз первичных параметров (тарировочных данных).

41. При организации полетов группы ВС вне аэродрома основного базирования при невозможности отправки файлов копий полетной информации по открытым каналам связи для проведения объективного контроля на аэродроме основного базирования в расчет специалистов по обслуживанию АТ включаются специалисты ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) со всем необходимым для проведения оперативного контроля оборудованием и документацией (данными). Обработанная информация заносится в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по летному составу <1> и Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по авиационной технике <2>.

--------------------------------

<1> Приложение N 2 к Правилам.

<2> Приложение N 3 к Правилам.

42. Оперативный контроль проводится по технологическим картам проведения оперативного контроля в объеме контроля за исправностью АТ и выходом за ЛЭО.

43. В АВЧ (АОСН ОБ), обеспеченных НУО на базе ЭВМ, оперативный контроль проводится с использованием общего ПО и специального ПО.

Объем оперативного контроля, проводимого должностными лицами летного, ИТС и ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА), определяется в зависимости от наличия и возможностей специального ПО.

44. Результаты оперативного контроля заносятся:

44.1. В АВЧ (АОСН ОБ) - специалистами ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) или формируются программами автоматизированной обработки в форме листов:

в Журнал учета результатов оперативного контроля информации бортовых устройств регистрации <3>;

--------------------------------

<3> Приложение N 1 к Правилам.

в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по летному составу;

в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по авиационной технике;

в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации на наземных устройствах обработки информации <4>.

--------------------------------

<4> Приложение N 4 к Правилам.

В Журнале учета обработки информации бортовых устройств регистрации по летному составу количество контролируемых параметров и участков полета в графах 4 - 7 определяется в соответствии с типом ВС на методическом совете АВЧ.

В Журнале учета обработки информации бортовых устройств регистрации по авиационной технике количество контролируемых режимов и параметров, контролируемых на каждом из режимов в графах 2 - 5, определяются на методическом совете АВЧ в соответствии с Руководством по эксплуатации авиационного двигателя.

44.2. В АВЧ (АОСН ОБ) - специалистами ИАС в Журнал подготовки воздушного судна <5>.

--------------------------------

<5> Подпункт б пункта 15 Правил.

44.3. В воинских частях специального назначения и подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации, эксплуатирующих БВС:

в бланке экспресс-анализа БВС;

в Журнале учета результатов объективного контроля беспилотного воздушного судна.

45. При получении материалов объективного контроля на обработку специалисты ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) заносят данные из паспорта на информацию в Журнал учета результатов оперативного контроля информации бортовых устройств регистрации.

46. Результаты оперативного контроля полета ВС обобщает начальник ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) и докладывает РП, командиру АВЧ (АОСН ОБ) и старшему инженеру полетов. На основании полученной информации руководитель полетов, командир АВЧ (АОСН ОБ) и старший инженер полетов принимают решение о допуске экипажа и ВС к полету.

Все случаи выявленных нарушений полетного задания, превышения ЛЭО, отклонений в технике пилотирования на оценку "неудовлетворительно" и нарушений правил эксплуатации ВС записываются начальником ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по летному составу и в Журнал учета обработки информации бортовых устройств регистрации по авиационной технике и на сигналограмме ставится дата и подпись.

47. Материалы оперативного контроля, проведенного на борту посредством БАСК, анализируются специалистами ИАС и в случае выявления нарушений работоспособности АТ и правил ее эксплуатации, передаются в ГОР КЗА и ОИ (ГОР АО и КЗА) для дальнейшего подтверждения по результатам обработки на НУО информации БУР общего и специального назначения.

48. Результаты оперативного контроля для ВС, имеющих аппаратуру перезаписи полетной информации (штатный эксплуатационный бортовой накопитель с легкосъемным носителем записи), доводятся РП и старшему инженеру полетов в течение времени подготовки к повторному полету.

49. На ВС, оборудованных БУР, регистрирующими параметры скорости приборной, высоты барометрической и нормальной перегрузки, данные самописца К3-63 для проведения оперативного контроля не используются, если анализ производился по информации этих БУР.

50. Выпускать ВС и экипаж ВС в полет до получения результатов оперативного контроля по информации БУР общего назначения запрещается.