МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 ноября 2019 г. N 39840-ГС/Д27и

О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Минэкономразвития России на основании сформированного Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводного плана проверок на 2019 год проведены проверки за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности в части территориального планирования, а также за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в части территориального планирования (далее - Проверки) в отношении уполномоченных в сфере градостроительной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).

По результатам Проверок за 2019 год были выявлены следующие типичные нарушения и замечания.

1. Законы субъектов Российской Федерации:

содержат положения о проведении публичных слушаний проекта генерального плана, при этом не предусматривают возможность общественных обсуждений такого проекта согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс);

содержат состав, устанавливают порядок подготовки проектов схем территориального планирования (далее - СТП) субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования (далее - ДТП) муниципальных образований, порядок внесения изменений в такие документы, которые не соответствуют требованиям статей 14, 15, 19, 20, 23 и 24 Кодекса;

устанавливают требования к материалам по обоснованию ДТП регионального и местного уровней, прилагаемых к таким документам, не соответствующие требованиям, предусмотренным статьями 14, 19 и 23 Кодекса;

не предусматривают указанные в части 3.1 статьи 19 и части 5.1 статьи 23 Кодекса обязательные приложения к ДТП муниципальных образований (далее - ДТП МО), которыми являются сведения о границах населенных пунктов, в том числе образуемых населенных пунктов (для СТП муниципального района, если есть межселенные территории) либо ссылку на указанные положения Кодекса в части обязательных таких приложений к ДТП МО;

в нарушение требований пунктов 19 и 20 статьи 1 Кодекса не определяют конкретные виды объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению в ДТП соответствующего уровня.

В случае принятия соответствующих решений о планируемом размещении объектов регионального или местного значения и если в ДТП своевременно не внесены соответствующие изменения, то это служит основанием для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории для их размещения, что особенно актуально для региональных объектов сферы энергетики и объектов электро-, газоснабжения местного значения согласно части 6 статьи 45 Кодекса.

При этом указанные нормы не распространяются на объекты, которые не подлежат отображению в ДТП.

Минэкономразвития России ранее направляло в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 26 октября 2018 г. N 31393-ВЖ/Д27и) предложения Минэнерго России по определению критериев отнесения объектов в областях энергетики и трубопроводного транспорта к видам объектов регионального и местного значения с указанием параметров мощности (кВ, Мпа), подлежащих отображению в ДТП соответствующего уровня (копия письма Минэнерго России от 15 октября 2018 г. N АТ-10652/08 прилагается).

Конкретные виды объектов регионального и местного значения должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации с учетом обеспеченности территорий энергоресурсами (газом, нефтью и нефтепродуктами), а также особенностей существующих региональных энергосистем в части максимального класса напряжения системообразующих линий электропередачи.

Также отмечаем о необходимости своевременного внесения уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) изменений в ДТП соответствующего уровня по включению планируемых к размещению объектов, в том числе линейных, в ДТП, что позволит обеспечить комплексное планирование развития энергетической инфраструктуры соответствующих территорий.

2. СТП субъектов Российской Федерации не соответствуют:

составу и содержанию согласно положениям статьи 14 Кодекса;

требованиям по отображению на картах в составе материалов по обоснованию СТП субъекта Российской Федерации планируемых к размещению объекты федерального значения, предусмотренных к размещению ДТП Российской Федерации, согласно части 9 статьи 14 Кодекса;

требованиям к описанию и отображению в ДТП объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 января 2012 г. N 19, приказами Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793 и от 9 января 2018 г. N 10 (далее - требования к описанию и отображению объектов в ДТП), соответственно действующими в период подготовки СТП субъекта Российской Федерации;

утвержденным государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, предусматривающим создание объектов регионального значения, подлежащих отображению в СТП субъектов Российской Федерации, в нарушение части 7 статьи 26 Кодекса;

требованиям части 9 статьи 9 Кодекса в части соблюдения сроков размещения утвержденных СТП субъекта Российской Федерации и утвержденных в них изменений в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

Кроме того, утвержденные СТП субъектов Российской Федерации зачастую не размещаются или размещаются в не полном составе в ФГИС ТП, не актуализируются в ФГИС ТП с учетом всех внесенных в них изменений, что не соответствует требованиям пункта 8 Правил ведения ФГИС ТП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 289, согласно которому обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации.

По вопросам проведения процедуры согласования проектов СТП субъекта Российской на федеральном уровне сообщаем, что Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 507-ФЗ) внесены изменения в Кодекс, в том числе в части предмета согласования проектов СТП субъектов Российской Федерации согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России).

В связи с изменением Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ предмета и порядка согласования проектов СТП субъектов Российской Федерации сообщаем, что проверками выявлены нарушения требований части 9 статьи 15 Кодекса при внесении изменений в СТП субъекта Российской Федерации.

Зачастую изменения в СТП субъекта Российской Федерации вносятся без соблюдения требований, предусмотренных статьями 9, 15 и 16 настоящего Кодекса, и процедуры согласования с Минэкономразвития России.

3. Полнота и качество осуществления уполномоченными органами субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением ОМСУ законодательства о градостроительной деятельности в части территориального планирования (далее - переданные полномочия) не соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 8.1 Кодекса.

Так, в рассмотренных актах и предписаниях по результатам проверок в отношении ОМСУ отсутствует следующая информация, предусмотренная частью 1 статьи 8.1 Кодекса:

1) о соответствии муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности в части территориального планирования, в том числе:

- правового акта ОМСУ, определяющего состав, порядок подготовки ДТП МО, порядок подготовки изменений и внесения их в ДТП МО, (часть 2 статьи 18 Кодекса);

- утвержденного уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 24 статьи 5.1 Кодекса) по проектам генеральных планов муниципальных образований;

2) о соответствии утвержденных представительными ОМСУ ДТП МО:

- требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе статьями 19 и 23 Кодекса по составу и содержанию ДТП МО;

- требованиям к описанию и отображению объектов в ДТП, в редакции действующей в период подготовки ДТП МО;

3) о соблюдении процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения ДТП МО, в том числе:

- об обеспечении доступа к проектам ДТП МО и материалам по их обоснованию в ФГИС ТП, о направлении уведомлений в органы государственной власти и ОМСУ об обеспечении такого доступа в ФГИС ТП, о соблюдении сроков направления таких уведомлений и сроков размещения в ФГИС ТП утвержденных ДТП МО (части 7 - 9 статьи 9 Кодекса);

- о соблюдении порядка согласования проекта ДТП МО с федеральными органами исполнительной власти, с субъектом Российской Федерации, в границах которого находится муниципальное образование, с органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьями 21 и 25 Кодекса, либо об отсутствии необходимости в согласовании с указанными органами проекта ДТП МО;

- о соблюдении порядка организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проектам генеральных планов в соответствии со статьями 5.1 и 28 Кодекса в редакции, действующей в период подготовки проектов генеральных планов (внесения в них изменений);

4) о соблюдении установленных частью 7 статьи 26 Кодекса сроков внесения в ДТП МО изменений по отображению объектов местного значения, виды которых подлежат отображению в ДТП МО, в случае если реализация таких объектов предусмотрена муниципальными программами.

Обращаем внимание, что согласно статье 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) плановые проверки деятельности ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план).

Вместе с тем, зафиксирован случай, когда в нарушение статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ проекты ежегодных планов в прокуратуру субъекта Российской Федерации на рассмотрение на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) в срок, установленный указанной статьей, уполномоченным органом Калужской области не направлялись, проверки в отношении ОМСУ проводились с нарушением законодательства.

Информация о выявленных типичных нарушениях законодательства о градостроительной деятельности в части территориального планирования направляется для учета в работе с целью предупреждения таких нарушений и (или) для принятия мер по их устранению в возможно короткие сроки.

С.С.ГАЛКИН