МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
ПРИКАЗ
от 9 сентября 2013 г. N 391
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО
НАДЗОРА И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ ПОЛНОМОЧИЙ
АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 995, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 278, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными управлениями полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 15 октября 2012 года N 420 "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с осуществлением полномочий администраторов доходов бюджетов Российской Федерации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами".
Руководитель
А.В.СМИРНОВ
Утвержден
приказом Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
от 9 сентября 2013 г. N 391
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО
НАДЗОРА И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ ПОЛНОМОЧИЙ
АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными управлениями полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок) устанавливает правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) и ее территориальными управлениями полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Бюджетными полномочиями по формированию перечня подведомственных администраторов доходов обладает главный администратор доходов бюджетов.
II. Порядок отражения в бюджетном учете первичных
документов по администрируемым доходам
3. Вступление в законную силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановления по делу об административном правонарушении является основанием для отражения в бюджетном учете администратора доходов суммы денежного взыскания (штрафа).
4. Учет поступлений осуществляется по видам доходов, администрируемым Службой и ее территориальными управлениями, в соответствии с кодами бюджетной классификации, закрепленными действующим законодательством на соответствующий финансовый год, на основании следующих документов, представленных органами Федерального казначейства:
4.1. выписки и приложения к Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета с приложением расчетных документов;
4.2. справки о перечислении поступлений в бюджеты;
4.3. отчета о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета;
4.4. иных документов, содержащих информацию о поступлениях в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администраторами которых являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные управления.
III. Порядок и сроки сверки данных бюджетного учета
по поступлениям администрируемых доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
5. Сверка данных бюджетного учета с данными соответствующего органа Федерального казначейства о поступлениях, сформированных нарастающим итогом с начала года, проводится администратором доходов бюджетов ежемесячно на первое число текущего месяца, а также в сроки, необходимые для исполнения соответствующих бюджетных полномочий главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6. Взаимодействие администратора доходов бюджетов с органом Федерального казначейства при сверке данных бюджетного учета по поступившим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н, иными нормативными правовыми актами, установленными действующим законодательством.
7. В случае выявления расхождений с данными органа Федерального казначейства, администратором доходов бюджетов принимаются меры по установлению причин указанного расхождения и его устранению.
IV. Порядок действий администраторов доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации при уточнении
невыясненных поступлений
8. Принятие решений об уточнении платежей, поступивших в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, относится к полномочиям администраторов доходов бюджетов.
9. Администратор доходов бюджета для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет, направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
10. Администратор доходов бюджета вправе как самостоятельно направить в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, так и в ответ на запрос органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа.
V. Порядок действий администраторов доходов бюджетов
при принудительном взыскании с плательщика платежей
в бюджет через судебные органы или через судебных
приставов в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
11. В случае наложения административного штрафа должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 статьи 29.10 КоАП РФ сведений, указывается информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24 ноября 2004 года N 106н на перечисление суммы административного штрафа.
12. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
13. Административный штраф уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
14. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
15. В целях осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты штрафов администраторы доходов бюджетов постоянно взаимодействуют с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в порядке, предусмотренном Соглашением о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
16. Должностное лицо, при направлении протокола об административном правонарушении на рассмотрение в суд (мировому судье), вместе с протоколом предоставляет необходимую информацию для заполнения расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
17. Должностное лицо, направившее материалы административного дела в суд, осуществляет взаимодействие с судом.
18. Судья, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.
VI. Порядок взаимодействия при принятии и согласовании
решения о возврате плательщикам излишне уплаченных
(взысканных) платежей в бюджеты
19. Администратор доходов обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет (далее - Решение) осуществляется по итогам рассмотрения документов, поступивших от плательщика и наличием оснований для возврата.
20. Плательщик при обращении к администратору доходов представляет следующие документы:
20.1. заявление о возврате (возмещении) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет. Заявление оформляется в произвольной форме и должно содержать:
наименование, ИНН и КПП для юридического лица и Ф.И.О. и паспортные данные для физического лица;
основание возврата (возмещения) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет;
реквизиты документов, являющихся основанием для уплаты (взыскания) платежа в бюджет;
подлежащую возврату (возмещению) сумму;
банковские реквизиты плательщика - получателя суммы возврата (возмещения) (наименование банка, номер счета отделения банка, номера расчетного (лицевого) и корреспондентского счетов, БИК).
20.2. платежный документ, подтверждающий излишне уплаченную (взысканную) сумму в бюджет. В случае, если документом является платежное поручение, то оно должно быть заверено банком плательщика, если документом является квитанция, то предоставляется копия и оригинал квитанции для заверения (администратор при принятии заявления на копии квитанции ставит отметку "сверено с подлинником", подписывает с указанием Ф.И.О. и должности, оригинал квитанции возвращается плательщику).
21. Если в ходе анализа представленных плательщиком документов возникает необходимость запросить недостающие для осуществления возврата документы, администратор письменно запрашивает у плательщика необходимую информацию.
22. Решения о возврате плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, принимаемые подведомственными Службе администраторами доходов бюджетов, подлежат согласованию с центральным аппаратом Службы, за исключением решений о возврате, по следующим основаниям:
22.1. отмена постановления территориального управления о назначении административного наказания решением Службы;
22.2. сумма в решении о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм не превышает для физических лиц 5 000 (Пять тысяч) рублей, а для юридических лиц 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
23. В случае, если основание для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм не удовлетворяют ни одному из указанных в пункте 22 настоящего Порядка, то Администратор доходов (территориальное управление) направляет в центральный аппарат Службы для согласования решение (форма решения согласно приложению N 1 к Порядку) о возврате плательщику излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет с приложением следующих документов:
23.1. заявление о возврате (возмещении) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет (в виде копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером соответствующего территориального управления);
23.2. постановление о назначении административного наказания, вынесенное администратором доходов бюджетов (в виде копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером соответствующего территориального управления). В случае привлечения к административной ответственности по нескольким административным делам постановления о назначении административного наказания предоставляются по всем фактам выявленных нарушений;
23.3. решения суда, в котором постановление администратора доходов бюджетов обжаловалось (в случае обжалования постановления о назначении административного наказания) в виде копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером соответствующего территориального управления;
23.4. постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об окончании (прекращении) исполнительного производства (в случае если по факту административного правонарушения было возбуждено исполнительное производство) в виде копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером соответствующего территориального управления;
23.5. документ, подтверждающий оплату административного штрафа (платежное поручение или иной документ, подтверждающий уплату в бюджет), заверенный банком плательщика или органом Федерального казначейства;
23.6. выписка из лицевого счета администратора доходов бюджетов, подтверждающие факт зачисления денежных средств администратору доходов бюджетов, заверенная органом федерального казначейства.
24. Документы, перечисленные в пункте 23 настоящего Порядка, в течение десяти рабочих дней с даты поступлении заявления плательщика представляются администраторами доходов бюджетов в Службу.
25. Структурные подразделения Службы, осуществляющие функции по рассмотрению решений о возврате излишне уплаченных платежей, проводят анализ представленных документов, в следующем порядке:
25.1. Структурное подразделение, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета, проводит анализ представленных документов, при необходимости запрашивает недостающие для осуществления возврата документы и направляет на последующее согласование и визирование в структурные подразделения по принадлежности;
25.2. Структурное подразделение, осуществляющее правовое обеспечение деятельности Службы, на основании поступивших документов в течение трех рабочих дней визирует решение о возврате денежных средств плательщику и направляет в Структурное подразделение, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета. В случае отказа в визировании решения о возврате денежных средств плательщику, Структурное подразделение, осуществляющее правовое обеспечение деятельности Службы, направляет заключение с указанием оснований отказа в Структурное подразделение, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов;
25.3. Структурные подразделения Службы, курирующие вопросы, отраженные в представленных документах на возврат плательщику излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, направляют в течение трех рабочих дней в Структурное подразделение, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета, завизированное решение о возврате денежных средств плательщику.
26. Окончательное решение по согласованию возврата излишне уплаченных средств принимается Заместителем руководителя Службы, курирующим Структурное подразделение, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета.
27. Ежеквартально, не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за отчетным кварталом, администратор доходов (территориальное управление) направляет в электронном виде в Структурное подразделение Службы, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета, информацию (согласно приложению N 2 к Порядку) об исполненных возвратах плательщикам излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
28. Возврат излишне уплаченных средств плательщику должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня получения администратором доходов бюджета заявления плательщика о возврате со всеми подтверждающими обоснованность возврата документами. В случае запроса дополнительной информации, необходимой для осуществления возврата, срок осуществления возврата исчисляется с даты получения администратором доходов бюджета запрашиваемых документов.
29. Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании Заявок на возврат (код по КФД 0531803), представленных администраторами поступлений в бюджет в орган Федерального казначейства.
VII. Установление порядка обмена информацией
между структурными подразделениями соответствующих
территориальных управлений (подразделений), связанной
с осуществлением ими бюджетных полномочий
администраторов доходов бюджетов
30. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на должностное лицо, вынесшее постановление.
31. Копия вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в течение одного рабочего дня с момента получения информации о вступлении в законную силу постановления, направляется должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, в структурное подразделение, ответственное за ведение бюджетного учета (далее - подразделение бюджетного учета) для отражения в бюджетном учете и в структурное подразделение, осуществляющее полномочия по администрированию доходов для отражения в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
32. Должностное лицо, вынесшее постановление по административному делу при поступлении платежных документов, направляет их копии в подразделение бюджетного учета в течение трех рабочих дней со дня их поступления.
33. На основании данных, представленных органом Федерального казначейства, подразделение бюджетного учета один раз в квартал информирует структурное подразделение, должностное лицо которого вынесло постановление о привлечении к административной ответственности, о фактическом поступлении денежных средств в бюджеты. При наличии оснований для направления постановления о назначении административного наказания на принудительное исполнение судебному приставу-исполнителю, структурное подразделение, вынесшее указанное постановление, направляет в структурное подразделение, ответственное за ведение бюджетного учета, запрос о наличии информации об уплате административного штрафа по постановлению. Структурное подразделение, ответственное за ведение бюджетного учета, представляет информацию об уплате административного штрафа не позднее трех рабочих дней с даты получения запроса.
34. Обмен информацией между структурными подразделениями Федеральной службы и ее территориальными управлениями осуществляется в порядке, предусмотренном инструкциями по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлениях, при осуществлении ими бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов с другими территориальными органами федеральных органов государственной власти (государственных органов), путем заключения соответствующих соглашений о взаимодействии.
VIII. Установление порядка взаимодействия
между структурными подразделениями и территориальными
управлениями Службы в рамках государственной
информационной системы о государственных
и муниципальных платежах
35. Структурное подразделение центрального аппарата Службы, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета производит ввод информации для отражения в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) как администратор начислений в части центрального аппарата и как главный администратор начислений в части территориальных управлений Службы, являющихся администраторами начислений, взаимодействующих с оператором ГИС ГМП через главного администратора начислений.
36. Территориальные управления незамедлительно направляют информацию по начислениям на основании данных бухгалтерского учета в структурное подразделение центрального аппарата Службы, осуществляющее бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджета для ввода информации по отражению в информационной системе ГИС ГМП.
37. Структурное подразделение центрального аппарата Службы, осуществляющее полномочия по информационно-технологическому обеспечению Службы обеспечивает функционирование Службы в информационной системе ГИС ГМП.
IX. Порядок осуществления территориальными управлениями
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочий
администратора доходов бюджетов муниципальных районов,
городских округов, городов федерального значения
38. В случае неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности направляется территориальным управлением Службы в адрес территориального органа Федеральной службы судебных приставов для принудительного взыскания в соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ.
39. Территориальное управление Службы возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, и направляет протокол на рассмотрение в суд (мировому судье), на территории которого определена регистрация организации-должника. Если должником является физическое лицо, то протокол направляется на рассмотрение в суд (мировому судье), на территории которого определена регистрация данного лица.
40. При направлении протокола об административном правонарушении, составленного по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в сопроводительном письме для перечисления административного штрафа необходимо указывать реквизиты того территориального управления, где определена регистрация организации-должника, физического лица.
41. Территориальное управление Службы, составившее протокол об административном правонарушении, в случае неполучения от мирового судьи копии постановления по делу об административном правонарушении и (или) информации о его вступлении в законную силу по истечении трех месяцев с даты передачи указанного протокола на рассмотрение, направляет мировому судье запрос о предоставлении копии постановления по делу и (или) сведений о его вступлении в законную силу.
42. Обязанность по истребованию документов и сведений, необходимых для осуществления администрирования налагаемых мировыми судьями административных штрафов, возлагается на подразделение управления Службы, ответственное за составление протоколов об административных правонарушениях.
43. Администратором доходов бюджетов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения является территориальное управление Службы, направившее протокол на рассмотрение в суд (мировому судье).
44. Территориальное управление Службы, составившее протокол об административном правонарушении на основании копии вступившего в законную силу решения мирового судьи, производит начисление и направляет извещение в территориальное управление Службы, на территории которого определена регистрация должника, на основании которого отражаются начисления в бюджетном учете.
45. Территориальное управление Службы, составившее протокол об административном правонарушении в течение десяти дней с момента получения заявления от плательщика о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа готовит решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения.
46. Структурное подразделение центрального аппарата Службы, составившее протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, после получения от мирового судьи копии постановления о назначении административного наказания направляет указанное постановление в территориальное управление Службы, на территории которого зарегистрирован должник. В случае последующего поступления дополнительных документов и информации по данному делу (обжалование постановления, вступление постановления в законную силу и др.) они также подлежат направлению в соответствующее территориальное управление Службы.
Приложение N 1
к Порядку осуществления
Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора
и ее территориальными управлениями
полномочий администраторов доходов
бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ СОГЛАСОВАНО │ │ Заместитель руководителя│ │ Федеральной службы│ │ финансово-бюджетного надзора│ │ ___________________ /______/│ │ "__" _____________ 20__ года│ │ М.П. │ │ │ │ РЕШЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ │ │ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ВЗЫСКАННЫХ) ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ │ │ N _____ │ │ │ │ _______________________________________________________________________ │ │ (текст (обоснование) Решения о возврате денежных средств плательщику с │ │ указанием причин возврата, │ │ _______________________________________________________________________ │ │ результатов внутренней проверки, указанием суммы возврата) │ │ _______________________________________________________________________ │ │ │ │Руководитель ______________ /____________/ │ │(территориального управления) (подпись) (Ф.И.О.) │ │ М.П. │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение N 2
к Порядку осуществления
Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора
и ее территориальными управлениями
полномочий администраторов доходов
бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации
Информация об исполненных возвратах плательщикам излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет _________________________________________________ (наименование территориального органа) по состоянию на "__" _____________ 20__ года.
N п/п
|
Код бюджетной классификации
|
Наименование плательщика (кому осуществлен возврат)
|
Дата заявления плательщика с учетом даты представления всех необходимых документов
|
Дата осуществления возврата, отраженная по выписке органа Федерального казначейства
|
Согласовано / не согласовано с центральным аппаратом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
|
Сумма возврата
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ИТОГО
|
Руководитель ________________ /________________/ (территориального органа) (подпись) (Ф.И.О.) Главный бухгалтер ________________ /________________/ (территориального органа) (подпись) (Ф.И.О.)