Утверждаю
Заместитель руководителя Росавиации
А.А.ДОБРЯКОВ
25.06.2024 г.

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА
ПРОВЕРКИ ЗАЯВИТЕЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ (РАСШИРЕНИЯ,
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ) СЕРТИФИКАТА РАЗРАБОТЧИКА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ
ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ
И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21"

Содержание требования
Применимость требования к заявленной области деятельности организации
Нормативный документ организации, регламентирующий порядок выполнения требования
Оценка соответствия выполнения требования
1 Организационная структура, руководящие документы Заявителя
1.1 Организационная структура Заявителя
1.1.1 Наличие утвержденной организационной структуры Заявителя, отражающей все уровни управления, функциональные подразделения, включая филиалы и обособленные структурные подразделения, осуществляющие функции, определенные заявленной областью деятельности и обеспечивающие их выполнение (блок-схемы с указанием административной и функциональной подчиненности подразделений, утвержденной в установленном в организации порядке).
1.1.2 Описание функций и полномочий основных структурных подразделений, осуществляющих разработку и сертификацию создаваемых изделий АТ и внесения изменений в их типовую конструкцию, изготовление опытных образцов и сопровождение в эксплуатации изделий и их модификаций, управление качеством, управление безопасностью полетов.
1.1.3 Обеспечение укомплектованности специалистами основных структурных подразделений Заявителя, осуществляющих обеспечение заявленных видов деятельности согласно утвержденному штатному расписанию.
Наличие в утвержденном нормативном документе Заявителя (штатном расписании, организационно-штатной структуре и т.д.) должностей основных инженерно-технических работников и рабочих всех специальностей, обеспечивающих выполнение работ в заявленной области деятельности.
1.2 Руководство разработчика авиационной техники
1.2.1 Наличие локального нормативного акта - Руководства разработчика гражданской авиационной техники, утвержденного руководителем Заявителя, и выполнение процедур, содержащих в нем. Руководство Разработчика должно содержать (напрямую или в виде ссылки на локальный нормативный документ Заявителя):
1.2.1.1 Полное наименование Заявителя, юридический адрес, адрес фактического местонахождения, а также адреса местонахождения филиалов и обособленных структурных подразделений, участвующих в разработке гражданской авиационной техники и ее сертификации, номера телефонов, адреса электронной почты.
1.2.1.2 Область деятельности Заявителя;
1.2.1.3 Организационную структуру Заявителя, отражающую все уровни управления, функциональные подразделения, включая филиалы и обособленные подразделения;
1.2.1.4 Список руководящего персонала Заявителя из числа заместителей руководителя организации с указанием их должностей, фамилий, имен, отчеств;
1.2.1.5 Ответственность руководящего персонала Заявителя при разработке, сертификации, изготовлении и сопровождении в эксплуатации изделий и их модификаций, а также процедуры оценки квалификации указанного персонала перед его допуском к работе;
1.2.1.6 Функции структурных подразделений Заявителя, должностных лиц и специалистов, осуществляющих управление качеством, управление безопасностью полетов, разработку и сертификацию создаваемых изделий АТ и внесение изменений в их типовую конструкцию, а также поддержание соответствия типовой конструкции изделий требованиям к летной годности и охране окружающей среды;
1.2.1.7 Процедуру внесения изменений в Руководство по качеству, включая процедуру уведомления об изменениях персонала Заявителя и других пользователей Руководства по качеству;
1.2.1.8 Описание состава (видов), иерархии и процедуры разработки и управления локальными нормативными актами в организации;
1.2.1.9 Описание взаимодействия между подразделениями организации Заявителя в отношении вопросов летной годности и охраны окружающей среды;
1.2.1.10 Процедуру сертификации разрабатываемой АТ, сертификации изменений типовой конструкции АТ;
1.2.1.11 Процедуру классификации изменений типовой конструкции изделий АТ в качестве главного или второстепенного изменения, а также процедуру сертификации второстепенных изменений;
1.2.1.12 Процедуру управления конструкторской документацией;
1.2.1.13 Процедуру разработки и управления программной документацией, внесения изменений в программное обеспечение создаваемой АТ по результатам проводимых сертификационных работ с идентификацией версий программного обеспечения в процессе разработки и утверждения ПО;
1.2.1.14 Процедуру передачи в серийное производство конструкторской и технической документации и последующих изменений типовой конструкции изделий АТ;
1.2.1.15 Требования к руководящему персоналу, а также процедуру повышения квалификации руководящего персонала;
1.2.1.16 Процедуру участия Заявителя в постановке изделий на серийное производство и освоении производства;
1.2.1.17 Процедуру обеспечения и поддержания квалификации сотрудников Заявителя, необходимой для выполнения возложенных на них функций;
1.2.1.18 Порядок проведения аттестации сотрудников организации;
1.2.1.19 Процедуру взаимодействия с Независимой инспекцией и Уполномоченным органом;
1.2.1.20 Процедуру формирования, учета, хранения и обращения Перечней (Ведомостей) комплектующих изделий, предназначенных для установки на изделие (ВС, АД, ВВ, БАС, оборудование управления и контроля БАС) и контроля применения комплектующих изделий в составе изделия АТ;
1.2.1.21 Процедуру формирования, учета, хранения и обращения Перечня (Ведомости) комплектующих изделий, входящих в типовую конструкцию, с идентификацией в данном Перечне (Ведомости) версий программного обеспечения КИ;
1.2.1.22 Процедуру обеспечения качества поставляемых компонентов, материалов, полуфабрикатов и предоставляемых услуг по разработке компонентов соисполнителями, которая содержит порядок формирование и оформления требований к характеристикам разрабатываемых компонентов, а также к выбору и контролю организаций, поставляющих компоненты и материалы для изготовления опытных изделий и выполняющих разработку и сертификацию (квалификацию) компонентов;
1.2.1.23 Процедуру определения, документирования и управления конфигурацией опытных изделий на всех этапах ОКР;
1.2.1.24 Процедуру формирования, учета, хранения и обращения Перечней особо ответственных составных частей ВС (БАС), входящих в типовую конструкцию ВС (БАС);
1.2.1.25 Процедуру надзора за серийным производством сертифицированных изделий АТ, оформления результатов надзора и последующего контроля устранения выявленных недостатков.
1.3. Система обеспечения качества авиационной техники
1.3.1 Наличие в организации самостоятельного структурного подразделения по управлению качеством, находящегося в непосредственном подчинении руководителя Заявителя, осуществляющее контроль структурных подразделений Заявителя и проверки внешних организаций согласно установленным процедурам системы контроля качества.
1.3.2 Наличие в организации Положения о подразделении по управлению качеством содержащего:
1.3.2.1 Ответственность, полномочия и подчиненность высших должностных лиц;
1.3.2.2 Функции подразделения, его структуру и взаимодействие с другими подразделениями организации;
1.3.2.3 Полномочия, обязанности и ответственность руководителей и сотрудников подразделения;
1.3.2.4 Квалификационные требования, которым должны соответствовать руководители и сотрудники подразделения при назначении на соответствующую должность.
1.3.3 Наличие в организации документа(ов), утвержденного(х) единоличным исполнительным органом Заявителя и устанавливающего общую политику организации в области качества авиационной техники.
1.3.4 Наличие и выполнение требований системы обеспечения качества авиационной техники, которая должна обеспечивать внутреннюю организацию и непрерывный контроль деятельности Заявителя при разработке, сертификации, изготовлении и эксплуатации создаваемой авиационной техники и ее модификаций в области, подпадающей под действие Заявки.
1.3.5 Наличие в локальных нормативных документах СМК информации о распределении ответственности между должностными лицами и структурными подразделениями в области обеспечения качества, процедурах деятельности и ресурсах, необходимых для обеспечения функционирования организации применительно к ее действующей организационной структуре и заявленной области деятельности.
1.4 Руководство по качеству
1.4.1 Наличие в организации локального нормативного акта - Руководства по качеству, утвержденного руководителем Заявителя, который должен содержать:
1.4.1.1 Ответственность и процедуры деятельности организации в части выполнения функций согласно соответствующим требованиям федеральных авиационных Правил и документов Росавиации, определяющих порядок издания Директив летной годности в заявляемой области деятельности;
1.4.1.2. Процедуру контроля системы качества и соответствия системы действующим структуре и функциям Заявителя;
1.4.1.3 Порядок разработки требований к поставляемым материалам, КИ, частям, деталям и агрегатам, а также выполняемым соисполнителями работам в целях обеспечения соответствия типовой конструкции изделия АТ требованиям к летной годности и охране окружающей среды, а также осуществления контроля его соответствия этим требованиям;
1.4.1.4 Порядок обеспечения качества разработки АТ, с учетом требований к летной годности одобренной типовой конструкции в эксплуатации и соблюдения требований к охране окружающей среды;
1.4.1.5 Процедуры внесения изменений в Руководство по качеству, включая процедуру уведомления об изменениях персонала Заявителя, других пользователей Руководства по качеству.
1.5 Процедуры разработки и управление локальными нормативными актами
1.5.1 Наличие описания документации системы обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов, их состава (вида), иерархии.
1.5.2 Наличие и выполнение требований процедуры управления внутренней нормативной документацией Заявителя (разработка, оформление, идентификация, утверждение, введение в действие, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование).
1.5.3 Наличие и выполнение требований процедуры управления организационно-распорядительной документацией (разработка, оформление, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование).
1.5.4 Наличие и выполнение требований процедуры управления внешней нормативной документацией (получение, введение в действие, перевода на русский язык (при необходимости), учет, хранение, уведомление и выдача в подразделения или сотрудникам, актуализация, изъятие и аннулирование).
1.5.5 Наличие подразделений (должностных лиц), ответственных за выполнение указанных процедур.
1.6 Установление ответственности и управление персоналом
1.6.1 Наличие действующей утвержденной организационной структуры Заявителя, отражающей все уровни управления, функциональные подразделения (включая филиалы и обособленные структурные подразделения) в заявленной области деятельности.
1.6.2 Установление в локальных нормативных актах Заявителя системы управления персоналом в области обеспечения качества авиационной техники, сертификации и управления безопасностью полетов в части:
1.6.2.1 Ответственности, полномочий и подчиненности высших должностных лиц;
1.6.2.2 Функций каждого подразделения, включая филиалы и обособленные структурные подразделения, и взаимодействия с другими подразделениями в организации;
1.6.2.3 Полномочий, обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников каждого подразделения;
1.6.2.4 Квалификационных требований, которым должны соответствовать руководители и сотрудники при назначении на соответствующую должность.
1.6.3 Наличие установленных полномочий, обязанностей и ответственности должностных лиц и подразделений, ответственных за функционирование системы управления и обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов и их взаимодействие.
1.6.4. Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей:
1.6.4.1 Порядок обеспечения и поддержания необходимого уровня квалификации персонала организации, предусматривающего в том числе знание сотрудниками документов системы управления и обеспечения качества авиационной техники, системы управления безопасностью полетов, требований к сертификации АТ;
1.6.4.2 Периодическую оценку достаточности кадрового состава, квалификации (аттестацию) сотрудников, а также оформление и учет результатов аттестации.
1.7 Подразделение по сертификации
1.7.1 Наличие в организации самостоятельного структурного подразделения по сертификации, находящегося в непосредственном подчинении руководителя Заявителя.
1.7.2 Наличие Положения о службе сертификации, содержащего:
1.7.2.1 Функции, ответственность, полномочия и порядок взаимодействия с другими подразделениями организации;
1.7.2.2 Процедуру взаимодействия с Уполномоченным органом по вопросам сертификации авиационной техники;
1.7.2.3 Процедуры по координации деятельности подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках создаваемой авиационной техники;
1.7.2.4 Порядок контроля за соблюдением процедур сертификации авиационной техники, установленных федеральными авиационными Правилами;
1.7.2.5 Процедуры контроля результатов сертификационных работ;
1.7.2.6 Процедуры участия в разработке и согласовании доказательной и эксплуатационной документации, подлежащей представлению в Авиационный регистр и в Уполномоченный орган;
1.7.2.7 Требования о знании сотрудниками службы действующей системы сертификации по правовым основам сертификации, номенклатуре сертификационных документов и правил их разработки, оформления и применения.
1.8 Подразделение по управлению безопасностью полетов
1.8.1 Наличие в организации самостоятельного структурного подразделения по управлению безопасностью полетов, находящегося в непосредственном подчинении руководителя Заявителя.
1.8.2 Наличие Положения о подразделении по управлению безопасностью полетов, содержащего:
1.8.2.1 Ответственность, обязанности, полномочия и подчиненность высших должностных лиц;
1.8.2.2 Функции подразделения, его структуру и взаимодействие с другими подразделениями в организации;
1.8.2.3 Полномочия, обязанности и ответственность руководителей и сотрудников подразделения;
1.8.2.4 Квалификационные требования, которым должны соответствовать руководители и сотрудники, при назначении на соответствующую должность;
1.8.2.5 Порядок установления и проведения анализа рисков и факторов опасности, а также участия подразделения в разработке и контроле выполнения корректирующих мероприятий по снижению рисков;
1.8.2.6 Порядок координации деятельности других подразделений по выявлению факторов опасности и анализу связанных с ними рисков для безопасности авиационной деятельности, относящейся к разработке, изготовлению, эксплуатации, техническому обслуживанию изделий Заявителя или непосредственно обеспечивающему такую деятельность,
1.8.2.7 Порядок организации процесса приведения рисков к "приемлемому" уровню и контроля этого уровня.
1.9 Внутренний контроль системы обеспечения качества авиационной техники
1.9.1 Наличие и выполнение процедуры организации и проведения внутренних проверок по выполнению требований документов системы обеспечения качества авиационной техники и соответствием системы действующей структуре и функциям организации, а также структурными подразделениями, обеспечивающими качество авиационной техники.
1.9.2 Наличие и выполнения процедуры разработки, оформления и утверждения годового плана проведения внутренних проверок, обеспечивающий проверку каждого подразделения не реже одного раза в три года. Порядок принятия решения о необходимости проведения внеплановых проверок.
1.9.3 Наличие процедуры разработки программ внутренних проверок и документального оформления результатов проведенных проверок.
1.9.4 Наличие процедуры доведения соответствующих результатов внутренних проверок до подразделений и/или сотрудников организации, ответственных за проведение анализа, разработку и выполнение корректирующих действий по выявленным несоответствиям, с указанием сроков устранения выявленных несоответствий.
1.9.5 Наличие процедуры контроля за выполнением мероприятий, направленных на устранение несоответствий и их причин, выявленных внутренними проверками, и их эффективностью.
1.9.6 Наличие и выполнение требований процедуры, устанавливающей:
1.9.6.1 Квалификационные требования к аудиторам, проводящим внутренние проверки;
1.9.6.2 Порядок разработки и утверждения программы подготовки, аттестации и переаттестации аудиторов, их допуска к конкретному виду проводимого аудита, а также форму документа, удостоверяющего аттестацию и полномочия аудиторов;
1.9.6.3 Форму и порядок ведения реестра/перечня аудиторов для внутренних проверок, с указанием допуска к конкретному виду аудита;
1.9.6.4 Порядок отбора кандидатур из числа сотрудников Заявителя для подготовки аудиторов;
1.9.6.5 Условия обеспечения независимости аудиторов от руководителей проверяемых структурных подразделений Заявителя при проведении и документировании результатов аудитов.
1.9.7 Наличие подразделения (должностного лица) у Заявителя, ответственного за:
1.9.7.1 Планирование и организацию проведения аудитов;
1.9.7.2 Документирование и хранение результатов аудитов;
1.9.7.3 Доведения результатов аудитов до соответствующих подразделений и должностных лиц Заявителя;
1.9.7.4 Контроль разработки и выполнения корректирующих мероприятий, оценку и подтверждение их эффективности.
1.9.8 Наличие и выполнение процедуры ежегодного проведения анализа результатов внутренних проверок, документального оформления результатов анализа и доведения их до высшего руководства. Наличие и выполнение процедуры проведения периодического анализа эффективности СМК руководством Заявителя.
1.10 Взаимодействие Заявителя и Независимой инспекции
1.10.1 Наличие и выполнение процедуры взаимодействия Заявителя и Независимой инспекции на этапах разработки, испытаний, сертификации, серийного производства и эксплуатации авиационной техники, обеспечивающих выполнение Независимой инспекции возложенных на нее функций и предоставления Заявителем установленной отчетности.
1.10.2 Наличие и выполнение требований процедур по согласованию с Независимой инспекцией документов системы обеспечения качества авиационной техники.
1.10.3 Наличие процедуры разработки перечня документов, подлежащих согласованию с Независимой инспекцией.
1.10.4 Наличие и выполнение требований процедуры информирования Независимой инспекции о событиях, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов в течение 1 рабочего дня с момента выявления Заявителем такого события.
1.10.5 Наличие и выполнение требований процедуры информирования Независимой инспекции об изменениях в системе обеспечения качества авиационной техники и СУБП, а также изменениях, которые могут потребовать корректировки данных, указанных в Сертификате Разработчика.
1.10.6 Наличие и выполнение процедуры предоставления Независимой инспекции отчетов о любых известных Заявителю отказах, неисправностях, дефектах или событиях, связанных с авиационной техникой, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов.
1.10.7 Наличие и выполнение требований процедуры проведения Независимой инспекцией контроля за соответствием изделий АТ требованиям конструкторской, государственной и отраслевой нормативной документации.
1.11 Взаимодействие Заявителя с Уполномоченным органом
1.11.1 Наличие и выполнение требований процедуры взаимодействия Заявителя с Уполномоченным органом при проведении сертификационных работ.
1.11.2. Наличие и выполнение требований процедуры информирования Уполномоченного органа о выявленных отступлениях от требований федеральных авиационных Правил и других нормативных и методических документов, регламентирующих порядок разработки и сертификации АТ.
1.11.3 Наличие и выполнение требований процедуры представления в Уполномоченный орган сведений об изменениях, оказывающих влияние на процессы разработки и сертификации гражданской авиационной техники в части:
1.11.3.1 Изменений юридического статуса, наименования, юридического адреса и мест фактической деятельности организации, а также ее подразделений и филиалов;
1.11.3.2 Изменений в структуре организации, высшем руководящем составе;
1.11.3.3 Изменений функций, подчиненности и статуса подразделений по сертификации, управлению качеством и СУБП;
1.11.3.4 Изменений в составе руководящих должностных лиц, ответственных за анализ, согласование и утверждение соответствующей документации и изменений к ней, направляемой в Уполномоченный орган;
1.11.3.5 Изменений в составе должностных лиц ответственных, за взаимодействие с Уполномоченным органом при проведении сертификационных работ;
1.11.3.6 Изменений мест расположения подразделений, осуществляющих разработку и сертификацию авиационной техники, в том числе изготовления опытных изделий;
1.11.3.7 Изменений в системе обеспечения качества авиационной техники, влияющих на выполнение Заявителем своих обязательств.
1.11.4 Наличие и выполнение процедуры информирования Уполномоченного органа об отказах, неисправностях дефектах и других авиационных событиях, которые привели или могут привести к отрицательному воздействию на летную годность АТ.
1.11.5 Наличие и выполнение процедуры разработки и представления в Уполномоченный орган технических решений для издания Директив летной годности, своевременного принятия мер по реализации технических решений, предусмотренных Директивами летной годности в рамках ответственности Заявителя.
1.11.6 Наличие и выполнение требований процедуры предоставления в Уполномоченный орган отчетов о любых известных ему отказах, неисправностях, дефектах или событиях, связанных с авиационной техникой, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов.
1.11.7 Наличие и выполнение требований процедуры информирования Уполномоченного органа об изменениях в системе обеспечения качества авиационной техники и СУБП, а также изменениях, которые могут потребовать корректировки данных, указанных в Сертификате Разработчика.
1.11.8 Наличие и выполнение процедуры анализа и реагирования (с выполнением необходимых действий) по замечаниям или рекомендациям, поступающим от Уполномоченного органа, по вопросам качества, сертификации авиационной техники и безопасности полетов.
1.11.9 Наличие и выполнение требований процедуры представления в Уполномоченный орган документации на получение одобрительных документов на подлежащие сертификации (квалификации) изделия АТ и взаимодействия с Уполномоченным органом (Авиарегистром РФ, сертификационными центрами) при их рассмотрении.
1.12. Наличие достаточных человеческих ресурсов и инфраструктуры для обеспечения разработки
1.12.1 Наличие у Заявителя необходимой инфраструктуры для обеспечения разработки и сертификации авиационной техники. Наличие в распоряжении организации в собственности или на иных законных основаниях необходимых зданий, сооружений, помещений, производственного и испытательного оборудования и других объектов, необходимых для выполнения функций Разработчика гражданской авиационной техники в заявленной области деятельности.
1.12.2 Наличие в распоряжении Заявителя основных технических средств для организации разработки АТ (оргтехника, компьютеры, оборудование для выпуска и защищенного хранения конструкторской, программной и эксплуатационной документации, оборудование для проведения испытаний и т.д.).
1.12.3 Наличие документации Заявителя, подтверждающей достаточность (в штатном расписании и фактически) сотрудников профильных инженерных-технических специальностей во всех подразделениях, что вместе с их полномочиями, профессиональной подготовкой и опытом, компетенциями, размещением, оснащенностью рабочих мест, наличием оборудования и помещений дают возможность Заявителю качественно выполнять разработку АТ, соответствующей требованиям летной годности и охраны окружающей среды, а также сертификацию АТ в заявленной области деятельности.
1.12.4 Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей:
1.12.4.1 Уровень необходимых квалификации, компетенций и опыта сотрудников профильных специальностей, а также потребного количества персонала в заявляемой области деятельности;
1.12.4.2 Знание сотрудниками организации документов системы обеспечения качества, системы сертификации и СУБП;
1.12.4.3 Знание сотрудниками технической и нормативной документации (в том числе требований летной годности, охраны окружающей среды и методов подтверждения этих требований) в относящейся к ним области деятельности;
1.12.4.4 Порядок обеспечения и поддержания необходимого уровня квалификации сотрудников;
1.12.4.5 Периодическую оценку квалификации сотрудников (аттестацию), а также оформление и учет результатов аттестации.
2. Организация процесса разработки и сертификации авиационной техники
2.1 Организация процесса проектирования и разработки АТ
2.1.1 Наличие и выполнение требований процедуры по планированию опытно-конструкторских работ и сертификации, регламентирующей:
2.1.1.1 Разработку и выполнение в установленные сроки опытно-конструкторских работ по разработке и сертификации изделия АТ;
2.1.1.2 Установление этапов проведения опытно-конструкторских работ и сертификации, содержания каждого этапа и целей, которые должны быть достигнуты на каждом этапе, определение номенклатуры и порядка оформления технической документации по результатам выполнения каждого этапа ОКР;
2.1.1.3 Порядок формирования утверждения и внесения изменений в планы выполнения опытно-конструкторских работ и сертификации;
2.1.1.4 Назначение должностных лиц, осуществляющих руководство работами, их исполнения и проверки, а также участвующих в согласовании и утверждении результатов работ;
2.1.1.5 Порядок организационно-технического взаимодействия между участниками выполнения опытно-конструкторских работ;
2.1.1.6 Порядок привлечения к работам сторонних организаций, установление порядка взаимодействия с соисполнителями опытно-конструкторских и сертификационных работ.
2.1.2. Наличие и выполнение процедуры по анализу и документированию входных данных и требований для выполнения опытно-конструкторских работ, устанавливающей:
2.1.2.1 Порядок проведения анализа требований Заказчика опытно-конструкторских работ на подлежащее разработке изделие АТ, включая требования ТЗ, Норм летной годности, ожидаемых условий эксплуатации, внешние воздействующие факторы и т.д. и формирование на их основе Сертификационного (квалификационного) Базиса изделия АТ.
Наличие и выполнение требований процедуры разработки, согласования и утверждения сертификационного (квалификационного) Базиса изделия АТ (в том числе разработки, согласования, утверждения и включения в Базис СТУ и эквивалентных требований).
2.1.2.2 Общие технические требования к системам и комплектующим изделиям, входящим в состав подлежащего разработке изделия АТ (в том числе к компонентам, разрабатываемым сторонними организациями);
2.1.2.3 Порядок определения предварительного перечня сторонних организаций (предприятий), привлекаемых для разработки изделия АТ и выполнения отдельных сертификационных (квалификационных) работ.
2.1.3 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей требования к выходным данным, регламентирующей оценку соответствия достигнутых результатов установленным требованиям проектирования и разработки на каждом этапе выполнения ОКР (включая ТЗ, условия эксплуатации, требования по надежности, безопасности полетов и отказобезопасности, обеспечение требований, установленных в сертификационном (квалификационном) Базисе и т.д.), а также в требованиях к входящим в состав изделия АТ системам, отдельным компонентам и комплектующим изделиям.
2.1.4 Наличие и выполнение требований процедуры, в соответствии с которой в случае отклонения процессов проведения опытно-конструкторских работ от утвержденных планов, стандартов и процедур, а также несоответствия полученных результатов установленным требованиям, должен производиться анализ причин отклонений и разработка корректирующих мероприятий.
2.1.5 Наличие и выполнение требований процедуры метрологического обеспечения опытно-конструкторский работ и работ по сертификации (квалификации) разрабатываемого (модифицируемого) изделия АТ (в том числе в сторонних организациях).
2.2 Организация процесса сертификации авиационной техники
2.2.1. Наличие и выполнение требований процедуры, определяющей порядок организации, содержание и последовательность работ по разработке и сертификации гражданской авиационной техники и включающей в общем случае:
2.2.1.1 Порядок разработки документации, прилагаемой к Заявке на получение Одобрительного документа Уполномоченного органа;
2.2.1.2 Порядок подачи Заявки (с прилагаемыми документами) в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;
2.2.1.3 Порядок проведения этапа "Макета" и документирования его результатов этапа;
2.2.1.4 Порядок разработки, согласования и утверждения конструкторской, программной и эксплуатационной документации с учетом доказательства соответствия требованиям по сертификации.
2.2.1.5 Порядок изготовления, подтверждения готовности к испытаниям и испытаний опытных образцов изделия АТ;
2.2.2 Наличие процедуры, устанавливающей порядок определения конфигурации изделия АТ, на которую распространяются на основании положительных результатов сертификационных (квалификационных) работ выводы о его соответствии требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
2.3 Организация и проведение сертификационных работ
2.3.1 Наличие и выполнение процедуры, определяющей порядок разработки и утверждения Программы сертификационных (квалификационных) работ, содержащей следующую информацию (в общем случае):
2.3.1.1 Наименование и конструкторское обозначение объекта сертификации;
2.3.1.2 Сроки проведения работ;
2.3.1.3 Состав участников работ;
2.3.1.4 Перечень пунктов сертификационного (квалификационного) Базиса;
2.3.1.5 Коды методов определения соответствия (МОС-ов);
2.3.1.6 Критерии положительных (отрицательных) результатов выполненных работ;
2.3.1.7 Номенклатуру оформляемой по результатам работ доказательной документации и порядок ее оформления.
2.3.2 Наличие структурных подразделений и должностных лиц Заявителя, ответственных за проведение сертификационных работ, описание обязанностей, ответственности подразделений и их взаимодействия с другими подразделениями (должностными лицами) Заявителя, Уполномоченным органом, Авиарегистром России, сертификационными центрами и со сторонними организациями.
Наличие и выполнение требований процедуры выполнения и документирования результатов всех видов сертификационных (квалификационных) работ, установленных в федеральных авиационных Правилах и в нормативных документах Уполномоченного органа.
2.3.3 Наличие и выполнение процедуры, определяющей порядок проведения сертификационных испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях или в лабораториях (испытательных центрах), одобренных Заявителем в соответствии с положениями ФАП-21.
Наличие и выполнение процедуры оформления результатов испытаний и устанавливающей сроки и условия хранения доказательной документации по результатам испытаний.
2.3.4 Наличие и выполнение процедуры подтверждения готовности опытных изделий АТ к сертификационным (квалификационным) испытаниям и оформления удостоверяющих документов (формуляр, паспорт, этикетка или их эквиваленты) на опытные изделия АТ; в том числе контроль и документирование их конфигурации при предъявлении на испытания.
2.3.5 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок допуска летчиков-испытателей (в том числе внешних пилотов БАС) к выполнению полетов в целях проведения сертификационных летных испытаниях.
2.3.6 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей требования к метрологическому обеспечению сертификационных (квалификационных) испытаний.
2.3.7 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей требования к аттестации оборудования, используемого для сертификационных (квалификационных) испытаний.
2.3.8 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок выполнения и документирования результатов сертификационных (квалификационных) работ, не относящихся к категории сертификационных (квалификационных) испытаний.
2.3.9 Наличие и выполнение, устанавливающей требования к порядку ведения комплектов конструкторской, программной и эксплуатационной документации, определяющей состав и характеристики типовой конструкции изделия АТ.
2.3.10 Наличие и выполнение требований процедуры разработки, согласования и утверждения Специальных технических условий (СТУ).
2.3.11 Наличие и выполнение требований процедуры разработки, согласования и утверждения эквивалентных требований.
2.3.12 Наличие и выполнение требований процедуры определения номенклатуры, разработки, оформления, согласования, утверждения должностными лицами Заявителя и представления в Уполномоченный орган доказательной документации.
2.3.13 Наличие и выполнение требований процедуры разработки эксплуатационной документации и представления в Уполномоченный орган ЭД на одобрение (в части, установленной требованиями ФАП-21).
2.3.14 Наличие и выполнение требований процедуры, определяющей порядок участия Заявителя в поддержании летной годности одобренной типовой конструкции ВС (БАС) и соблюдения требований к охране окружающей среды на этапе эксплуатации.
2.3.15 Наличие и выполнение требований процедуры по обеспечению выполнения Заявителем обязанностей держателя Сертификата Разработчика АТ.
2.3.16 Наличие и выполнение требований процедуры классификации комплектующих, применяемых в составе разрабатываемого изделия АТ, на категории "А" и "Б", а также процедуры получения одобрения от Уполномоченного органа на установку ранее разработанных комплектующих изделий (РРКИ).
2.4 Сертификация модификаций типовой конструкции
2.4.1 Наличие и выполнение Инструкции, устанавливающей порядок классификации модификаций, а также проведения работ по сертификации второстепенных изменений; утвержденной Руководителем организации, согласованной с Независимой инспекцией при организации и одобренной Уполномоченным органом.
2.4.2 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок информирования Уполномоченного органа о разрабатываемых модификациях типовой конструкции изделия АТ.
2.4.3 Наличие и выполнение требований процедуры, устанавливающей порядок разработки и утверждения Программ дополнительных сертификационных (квалификационных) работ, включающих информацию, указанную в пункте 2.3.1 настоящей Карты.
2.4.4 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок организации и проведения дополнительных сертификационных (квалификационных) работ.
2.4.5 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок оформления доказательной документации по результатам выполнения дополнительных сертификационных (квалификационных) работ.
2.4.6 Наличие и выполнение требований процедуры сертификации главных изменений типовой конструкции изделия АТ и устанавливающей (в общем случае):
2.4.6.1 Порядок разработки нового сертификационного (квалификационного) Базиса или внесения изменений в исходный сертификационный (квалификационный) Базис изделия и утверждения уточненного Базиса в Уполномоченном органе;
2.4.6.2 Порядок разработки планов (программ) дополнительных сертификационных (квалификационных) работ;
2.4.6.3 Порядок проведения дополнительных сертификационных (квалификационных) испытаний;
2.4.6.4 Порядок оформления доказательной документации;
2.4.6.5 Порядок формирования, согласования и утверждения должностными лицами Заявителя комплектов КД и ЭД, Перечня версий ПО (при необходимости), отражающих модифицированную типовую конструкцию изделия АТ;
2.4.6.6 Порядок представления документации в Уполномоченный орган в целях получения Одобрительного документа.
2.4.7 Наличие и выполнение процедуры сертификации Заявителем второстепенных изменений типовой конструкции изделий АТ и документального оформления результатов сертификации и утверждения типовой конструкции модифицированного изделия АТ.
2.4.8 Наличие и выполнение требований документированной процедуры, содержащей порядок и условия обеспечения безопасности полета для выдачи разрешения на полет экспериментальным воздушным судам, временно не соответствующим требованиям летной годности.
2.4.9 Наличие и выполнение требований процедуры модификации типовой конструкции изделий гражданской авиационной техники зарубежной разработки.
2.5 Получение Сертификата Разработчика модификации образца авиационной техники юридическим лицом, не являющимся Держателем Сертификата типа
2.5.1 Наличие Соглашения между Заявителем и Держателем Сертификата типа о порядке взаимодействия и распределении между ними ответственности за обеспечение соответствия типовой конструкции модифицированного изделия авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
2.5.2 Наличие у Заявителя модификации достаточной информации о типовой конструкции исходного изделия АТ, разработанной Разработчиком изделия АТ, а также необходимых технических возможностей и компетенции для внесения изменения в типовую конструкцию в заявленной области, проведения дополнительных сертификационных работ и обеспечения соответствия типовой конструкции модифицированного изделия требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
Наличие у Заявителя процедуры оценки влияния планируемой модификации на показатели технических характеристик, контролепригодность, условия и методы эксплуатации, стойкость к ВВФ, надежность, взаимозаменяемость, изменения в ЭД, изменения маркировки и т.д. исходного изделия АТ в целях обеспечения соответствия модифицированного Заявителем изделия АТ требованиям летной годности и охраны окружающей среды.
2.6 Сертификационные работы в обеспечение экспорта
2.6.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, устанавливающей порядок подачи Заявки в Уполномоченный орган государства импортера на получение Сертификата типа или иного Одобрительного документа на тип экспортируемой авиационной техники с учетом соглашений заключенных в области летной годности между государствами.
2.6.2 Наличие и выполнение документированной процедуры, устанавливающей порядок выполнения дополнительных технических требований Уполномоченного органа государства-импортера к летной годности и охране окружающей среды экспортируемой авиационной техники, включая проведения дополнительных сертификационных работ, а также оформление необходимой конструкторской, эксплуатационной и доказательной документации.
2.7 Оценка выполнения процедур сертификации модификаций по второстепенным изменениям
2.7.1 Наличие документации о внедренных изменениях типовой конструкции и выполненных сертификационных работах (за период с даты выдачи Заявителю Сертификата Разработчика или предыдущей проверки).
2.7.2 Проверка правильности и достаточности формирования сертификационных требований и выполненных сертификационных работ по второстепенным изменениям типовой конструкции.
2.7.3 Проверка наличия достаточной информации в сертификационной документации по второстепенным изменениям об утвержденной конфигурации типовой конструкции (КД, ПО и ЭД) которая по результатам выполнения дополнительных сертификационных работ принимается как типовая.
2.7.4 Проверка полноты и правильности корректировки комплектов КД, ПО и ЭД по результатам выполнения дополнительных сертификационных работ.
2.7.5 Наличие достаточного технического описания в документации по классификации второстепенных изменений, позволяющего подтвердить корректность классификации изменений как второстепенных.
2.7.6 Проверка в документах по сертификации второстепенных изменений информации о доказательной документации, в которой подтверждается соответствие модифицированных изделий требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды.
2.7.7 Проверка выполнения Заявителем требования о недопущении направления КД, ПО и ЭД в эксплуатирующие организации до момента сертификации изменений (кроме целей сертификационных испытаний).
2.7.8 Наличие и выполнение процедуры информирования Изготовителя модифицированного изделия АТ о том, что передаваемый Изготовителю комплект технической документации (КД, ПО и ЭД) устанавливает утвержденную типовую конструкцию модифицированного изделия или предназначен для изготовления только опытных образцов изделия АТ.
3. Разработка конструкторской, программной, эксплуатационной и ремонтной документации, Директивных технологических материалов и управление документацией
3.1 Разработка и управление конструкторской документацией
3.1.1 Наличие и выполнение требований процедур Заявителя на разработку конструкторской документации (КД), регламентирующих:
3.1.1.1 Номенклатуру видов КД (включая ЭД), применяемой Заявителем при разработке изделий АТ (в том числе при разработке и оформлении макетов удостоверяющих документов на опытные изделия АТ);
3.1.1.2 Вид исполнения КД (в электронном или бумажном виде); а также порядок использования КД, имеющих статус "Подлинник", "Дубликат" и "Копия".
3.1.1.3 Порядок утверждения КД комплектов проектной и рабочей КД на различных этапах проведения опытно-конструкторских работ;
3.1.1.4 Порядок обозначения и оформления реквизитной части КД;
3.1.1.5 Порядок согласования и утверждения КД на различных стадиях проведения опытно-конструкторских работ;
3.1.1.6 Порядок внесения изменений в конструкторскую документацию (включая ЭД);
3.1.1.7 Порядок разработки и управления перечнями особо ответственных составных частей (ООСЧ) ВС (БАС);
3.1.1.8 Порядок разработки и управления Техническими Условиями (ТУ) на изготовление, испытания, приемку и поставку опытных и серийных изделий АТ (в том числе на ВС и БАС);
3.1.1.9 Порядок разработки и управления Техническими заданиями (ТЗ) Заявителя на разработку соисполнителями Заявителя составных частей ОКР (СЧ ОКР);
3.1.1.10 Порядок разработки и управления комплектом КД, отражающим утвержденную типовую конструкцию изделия АТ, в том числе порядок установления вида комплекта КД (основной или полный комплект КД);
3.1.1.11 Разработку и управление перечнями комплектующих изделий категорий "А" и "Б", входящих в состав типовой конструкции изделия АТ (с указанием версий ПО);
3.1.1.12 Порядок применения покупных комплектующих изделий российской разработки в составе разрабатываемого изделия АТ;
3.1.1.13 Процедуру, устанавливающую порядок и условия включения КД других Разработчиков в комплект КД Заявителя;
3.1.1.14 Процедуру проведения нормоконтроля, метрологической и технологической экспертизы и согласования КД;
3.1.1.15 Процедуру передачи сторонним организациям КД Заявителя и дальнейшего управления комплектом переданной КД;
3.1.1.16 Процедуру работы с комплектами КД ранее разработанных изделий АТ (РРКИ), на которые не распространялись требования утверждения типовой конструкции, в том числе с комплектами КД РРКИ, предприятия-Разработчики и предприятия-Держатели комплектов подлинников КД которых, недоступны;
3.1.1.17 Процедуру разработки КД на модификацию сертифицированной типовой конструкции АТ в части комплектующих изделий и систем зарубежной разработки по разделам "E" или "D" ФАП-21.
3.1.2 Наличие и выполнение требований процедуры обеспечения защищенного архивного хранения КД и оборота копий КД в подразделениях Заявителя (идентификация копий КД, выдача копий и изменений к ним, периодический контроль за состоянием бумажных копий, изъятие копий из производства и т.д.).
3.1.3 Наличие и выполнение требований процедуры передачи идентифицированных копий бумажной КД Заявителя Поставщикам, изготавливающим продукцию и выполняющим работы по КД Заявителя, и поддержания данной КД в актуальном состоянии. Наличие и порядок актуализации Перечня сторонних организаций, изготавливающих продукцию, выполняющих работы и предоставляющих услуги по КД Заявителя.
3.1.4 Наличие и выполнение требований процедуры предоставления доступа сторонним организациям, изготавливающим продукцию, выполняющим работы и предоставляющим услуги по КД Заявителя к базе данных КД Заявителя, разработанной в электронном виде.
3.1.5 Наличие и выполнение процедуры защиты КД, разработанной в бумажном и электронном виде, от несанкционированного доступа, повреждения, утраты или искажения информации и т.д.
3.1.6 Наличие у Заявителя структурных подразделений, обеспечивающих хранение и оборот КД в подразделениях Заявителя и в сторонних организациях.
3.1.7 Наличие и выполнение требований процедуры Заявителя получения объективной информации о сертифицированной АТ зарубежной разработки (сертификационные требования, эксплуатационные ограничения и документация, геометрия, допуска на размеры и форму, материалы компонентов, технологические процессы его изготовления, испытаний и контроля качества и т.д.) в целях разработки КД (и иной технической и сертификационной документации) для выполнения реинжиниринга компонента на основе российских материалов, технологий и нормативной документации и последующей сертификации модификации по процедурам раздела "E" или "D" ФАП-21.
3.1.8 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок включения конструкторской документации соисполнителей Заявителя и иных разработчиков АТ в состав КД Заявителя на разрабатываемое Заявителем изделий АТ.
3.2 Разработка и управление программной документацией
3.2.1 Наличие и выполнение требований процедуры Заявителя по разработке и управлению программной документацией на ПО для изделий АТ (в том числе на ВС (БАС) типовой конструкции.
3.2.2 Наличие и выполнение требований процедуры утверждения версии ПО, рекомендованной для эксплуатации, разработанной Заявителем или сторонней организацией по ТЗ Заявителя.
3.2.3 Наличие и выполнение требований процедуры Заявителя на разработку ТЗ и передачу разработки программной документации на ПО сторонним организациям, разработки требований к ПО, контроля выполнения требований и приемки результатов опытно-конструкторских работ по разработке ПО.
3.2.4 Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей:
3.2.4.1 Идентификацию носителей ПО, версий и контрольных сумм ПО, установленных на носителях ПО;
3.2.4.2 Порядок, сроки и условиях хранения носителей ПО;
3.2.4.3 Порядок копирования ПО на вторичные носители и подтверждения идентичности копий ПО оригиналу ПО;
3.2.4.4 Порядок выдачи в подразделения Заявителя и в сторонние организации носителей копий ПО, а также учета и актуализации переданных носителей копий ПО и перечня внешних организаций, которым передавались копии ПО;
3.2.4.5 Порядок периодической проверки и критерии сохранности ПО, установленного на носителях ПО.
3.2.5 Наличие структурного подразделения у Заявителя, отвечающего за работу с носителями ПО.
3.3 Разработка и управление эксплуатационной и ремонтной документацией
3.3.1 Наличие и выполнение требований процедуры разработки и управления эксплуатационной и ремонтной документацией и регламентирующей:
3.3.1.1 Состав базовых государственных и отраслевых нормативных документов, устанавливающих порядок разработки, внесения изменений и содержание документации;
3.3.1.2 Номенклатуру разрабатываемых документов и их техническое содержание (с регламентацией порядка разработки документов, разрабатываемых с учетом процедур сертификации).
3.3.1.3 Порядок разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в документацию (с учетом процедур сертификации);
3.3.1.4 Порядок проведения нормоконтроля, технологической и метрологической экспертизы документации.
3.3.1.5 Порядок разработки Дополнений к эксплуатационной и ремонтной документации на модифицированные Заявителем изделия АТ зарубежной и отечественной разработки и доведения их до эксплуатирующих организаций и организаций по ТО.
3.3.2 Наличие и выполнение требований процедуры представления разработанной эксплуатационной и ремонтной документации в Уполномоченный орган на одобрение (в объеме, установленным требованиями ФАП-21).
3.3.3 Наличие и выполнение требований процедуры разработки, оформления и доведения до эксплуатирующих организаций и организаций по техническому обслуживанию и ремонту сервисных бюллетеней, разработанных с учетом требований по сертификации.
3.3.5 Наличие структурного подразделения Заявителя, ответственного за разработку, актуализацию и доведение до эксплуатирующих организаций и организаций по ТО эксплуатационной и ремонтной документации.
3.3.6 Наличие процедуры контроля за направляемой в эксплуатирующие организации и в организации по ТО эксплуатационной и ремонтной документации, исключающей внедрение на находящихся в эксплуатации типах АТ несертифицированных изменений типовой конструкции (кроме случаев проведения сертификационных испытаний).
4 Взаимодействие с поставщиками продукции и услуг
4.1 Ведение организацией реестра утвержденных поставщиков
4.1.1. Наличие и выполнение процедуры, обеспечивающей использование продукции и услуг только от организаций, утвержденных в качестве поставщиков и регламентирующей:
4.1.1.1 Порядок разработки и утверждения требований к поставщикам продукции и услуг различных категорий (поставщики продукции по собственной КД, поставщики продукции по КД Заявителя, организации-посредники, поставщики услуг при выполнении ОКР и т.д.), включающих (в общем случае) следующие применимые требования:
4.1.1.1.1 Наличие у поставщика СМК, соответствующей его категории как поставщика продукции и услуг;
4.1.1.1.2 Наличие у поставщика структурного подразделения, отвечающего за качество продукции (качество предоставляемых услуг);
4.1.1.1.3 Возможность оформления поставщиком удостоверяющих документов на продукцию (услуги), позволяющих Заявителю применить продукцию в составе ВС (БАС) или использовать результаты предоставленных услуг в установленных целях;
4.1.1.1.4 Предоставление поставщиком информации и существенных изменениях в организации, системе качества и выполнении производственных процессов, которые могут повлиять на качество продукции (услуг);
4.1.1.1.5 Наличие у поставщика (при необходимости) разрешительных документов на изготовление продукции и предоставление услуг (государственные лицензии, Сертификаты разработчика и изготовителя гражданской АТ и т.д.);
4.1.1.1.6 Наличие у поставщика процедуры работы с несоответствующей продукцией;
4.1.1.1.7 Наличие у предприятий-посредников разрешительных документов от оригинальных изготовителей продукции на дальнейшую поставку и (при необходимости) обслуживания их продукции;
4.1.1.1.8 Наличие у поставщика необходимой инфраструктуры и кадрового состава, позволяющих ему поставлять продукцию (предоставлять услуги) необходимого уровня качества.
4.1.1.2 Критерии использования конкретных методов проверки потенциальных поставщиков, установленных в пункте 4.1.1.1, в зависимости от сложности и ответственности поставляемой продукции (предоставляемых услуг);
4.1.1.3 Форму, статус, порядок веления и утверждения реестра одобренных поставщиков, а также порядок и основания внесения в него изменений;
4.1.1.4 Порядок доведения реестра утвержденных поставщиков до структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих закупку и входной контроль продукции и услуг;
4.1.1.5 Порядок контроля за использованием продукции и услуг только от утвержденных поставщиков,
4.1.2. Наличие и выполнение процедуры оценки потенциальных поставщиков, регламентирующей:
4.1.2.1 Критерии, методы и порядок оценки организаций (предприятий) в качестве поставщиков (анкетирование, выездные аудиты, дистанционные проверки, проверка наличия сертификата на производство, свидетельства об одобрении производства, сертификата на разработку, аттестата аккредитации, закупка и оценка "первой партии" и "первой услуги" потенциального поставщика и т.д.) в зависимости от ответственности и сложности закупаемой продукции и услуги.
4.1.2.2 Порядок проверки и утверждения организаций, разрабатывающих и сертифицирующих (квалифицирующих) компоненты ВС (БАС) по ТЗ Заявителя.
4.1.3 Наличие и выполнение процедуры, обеспечивающей своевременное получение от поставщиков информации обо всех значительных изменениях, влияющих на качество поставляемой продукции и предоставляемых услуг (изменение места изготовления продукции, внесение изменений в технологию и процедуры контроля качества продукции, изменение схемы кооперации поставщика и т.д.).
4.1.4 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок анализа Заявителем информации о значимых изменениях у поставщиков, влияющих на качество продукции и услуг; принятия решения о возможности (невозможности) или дополнительных условиях продолжения закупки продукции и услуг, а также доведения принятого решения до поставщика и структурных подразделений (должностных лиц) Заявителя, связанных с закупками продукции (услуг).
4.1.5 Наличие и выполнение процедуры сбора и обобщения Заявителем сведений по отказам (несоответствиям), выявленным в процессе входного контроля, производства, испытаний и эксплуатации продукции, регламентирующей:
4.1.5.1 Порядок сбора, обобщения и анализа данных по отказам и несоответствиям продукции поставщиков, их обобщения и анализа;
4.1.5.2 Порядок информирования поставщиков о проблемах с поставленной продукцией;
4.1.5.3 Порядок и сроки принятия решений по выявленным несоответствиям и проблемам;
4.1.5.4 Порядок устранения выявленных несоответствий и подтверждения годности продукции к выдаче в производство.
4.2 Периодический анализ эффективности работы поставщиков и использование результатов анализа
4.2.1. Наличие и выполнение требований процедуры периодического контроля утвержденных поставщиков, регламентирующих:
4.2.1.1 Порядок назначения вида периодического контроля утвержденных поставщиков в зависимости от важности и сложности поставляемой ими продукции или оказываемых ими услуг (периодический аудит системы обеспечения качества продукции на предприятии-поставщике, сбор и периодический анализ данных о качестве продукции поставщиков, выявленном при входном контроле, в процессе производства, испытаний и эксплуатации и т.п.);
4.2.1.2 Установление периодичности контроля утвержденных поставщиков;
4.2.1.3 Разработку программ и методик периодического контроля и оценки качества продукции поставщиков;
4.2.1.4 Порядок контроля выполнения специальных и особо ответственных технологических процессов и операций, а также контроля качества продукции, изготавливаемой как по КД Заявителя так и по технической документации поставщиков;
4.2.1.5 Порядок взаимодействия с поставщиками по вопросам устранения выявленных недостатков и их причин;
4.2.1.6 Порядок контроля разработки и выполнения поставщиком корректирующих мероприятий по результатам контроля со стороны Заявителя.
4.3. Действия при работе с поставщиками, которые не соответствуют требованиям
4.3.1. Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей:
4.3.1.1 Основания и порядок прекращения взаимоотношений с поставщиком;
4.3.1.2 Порядок использования продукции поставщика, полученной до принятия решения о прекращении взаимоотношений с поставщиком (при необходимости);
4.3.1.3 Порядок проведения совместных работ с поставщиком в целях достижения им необходимого уровня качества продукции (услуг) с целью удовлетворения требований Заявителя.
4.4 Соответствие закупаемой продукции
4.4.1. Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей порядок деятельности, необходимой для подтверждения соответствия закупаемой продукции (услуг) установленным требованиям и регламентирующей:
4.4.1.1 Порядок разработки перечня материалов, полуфабрикатов, составных частей, комплектующих изделий, подлежащих входному контролю;
4.4.1.2 Порядок установления объема выборки для проведения входного контроля;
4.4.1.3 Параметры и показатели качества продукции, проверяемые при входном контроле (в том числе правильности и полноты оформления сопроводительной и удостоверяющей документации, состояния тары, отсутствие повреждений, сроки хранения и консервации и т.д.);
4.4.1.4 Порядок документирования результатов входного контроля;
4.4.1.5 Порядок идентификации и отдельного хранения продукции:
- прошедшей входной контроль с положительными результатами и допущенной в производство;
- не допущенной в производство в связи с отрицательными результатами входного контроля и с истекшим сроком хранения;
- находящейся на этапе входного контроля.
4.4.1.6 Порядок изолирования и использования продукции, не допущенной в основное производство;
4.4.1.7 Требования к оборудованию и метрологическому обеспечению для проведения входного контроля продукции;
4.4.1.8 Проверку, что продукция получена от утвержденного поставщика, внесенного в реестр поставщиков.
4.4.2 Порядок получения документальных свидетельств соответствия продукции поставщика (например, удостоверяющая документация, записи по результатам испытаний, статистические данные, записи по управлению процессом и т.д.).
4.5 Предоставление услуг по разработке компонентов АТ соисполнителями по ТЗ Заявителя
4.5.1 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок формирования и оформления технического задания (ТЗ) на разработку компонентов АТ.
4.5.2 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок приемки результатов разработки, включая контроль за выполнением заданных характеристик компонента АТ.
4.5.4 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок взаимодействия с соисполнителями и определение ответственности при внесении изменений в КД, программную документацию и ЭД, разработанных соисполнителями компонентов АТ.
4.5.5 Наличие полномочий и ответственности должностных лиц Заявителя за утверждение в качестве поставщиков организаций, разрабатывающих компоненты АТ по ТЗ Заявителя, наличие критериев выбора данных организаций.
4.6 Предоставление услуг по выполнению сертификационных (квалификационных) работ соисполнителями по ТЗ Заявителя
4.6.1 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей критерии и порядок оценки и выбора соисполнителей, обеспечивающие определение их компетенции и способности удовлетворять требования Заявителя к выполняемым работам.
4.6.2 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок формирования и оформления требований на выполнение сертификационных (квалификационных) работ, содержащих, в том числе, установление программ и методик выполнения работ (расчетов, моделирования, лабораторных, стендовых, наземных и летных испытаний и т.д.).
4.6.3 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок приемки выполненных работ.
4.6.4 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок оформления документов по результатам выполненных работ и использования этих документов при формировании комплекта доказательной документации Заявителя.
4.7 Требования к оформлению договоров на поставку компонентов и предоставление услуг по выполнению сертификационных работ
4.7.1 Наличие и выполнение процедуры оформления договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, составных частей ВС, комплектующих изделий и оказание услуг, устанавливающей требования:
4.7.1.1 К качеству и комплектности поставляемой продукции (к качеству и полноте выполнения предоставляемых услуг);
4.7.1.2 К документальному оформлению требований, которым должна соответствовать поставляемая продукция (предоставляемая услуга);
4.7.1.3 К номенклатуре и порядку оформления удостоверяющей и сопроводительной документации, подтверждающей качество продукции (предоставляемых услуг);
4.7.1.4 К представлению (при необходимости) поставщиком дополнительной документации (результатов испытаний материалов и полуфабрикатов, результатов входного контроля исходных материалов и т.д.);
4.7.1.5 К праву Заявителя проведения аудитов и проверок у поставщика (при необходимости) в согласованном с поставщиком порядке;
4.7.1.6 К праву Заявителя контролировать в согласованном с поставщиком порядке полноту и своевременность внедрения поставщиком изменений КД (для поставщиков продукции, изготавливаемой по КД Заявителя);
4.7.1.7 К порядку работ с несоответствующей продукцией;
4.7.1.8 К предоставлению поставщиком информации о результатах расследования причин отказов (дефектов, неисправностей) в поставленной продукции и принимаемых корректирующих действиях;
4.7.1.9 К порядку проведения претензионной работы и удовлетворения рекламаций;
4.7.1.10 К возможности Уполномоченного органа участвовать в проверках Заявителя в порядке предусмотренном ФАП-21.
5 Изготовление опытных изделий. Управление конфигурацией опытных изделий
5.1 Изготовление опытных изделий
5.1.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок определения подразделений Заявителя, ответственных за изготовление, контроль качества, приемку и оформление рабочей технологической и удостоверяющей документации опытных изделий (в том числе в сторонних организациях).
5.1.2 Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей порядок контроля за соответствием и актуальностью комплекта конструкторской и иной технической документации, передаваемой для изготовления опытных изделий, в том числе в сторонних организациях.
5.1.3 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей порядок формирования, сроки и условия архивного хранения "Дел изделий" опытных изделий АТ (изготовленных как Заявителем, так и силами сторонних предприятий), в также доступа к "Делам изделий".
5.2 Контроль и управление конфигурацией опытных изделий
5.2.1 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок разработки и оформления удостоверяющих документов (формуляр, паспорт или эквивалентный им документ), подтверждающих соответствие экземпляра опытной авиационной техники, предназначенного для проведения конкретного вида сертификационных (квалификационных) испытаний, конструкторской документации, в том числе экземпляров, изготовленных силами сторонних организаций.
5.2.2 Наличие и выполнение процедуры, устанавливающей содержание и порядок оформления документа (Акта, Протокола и т.д.) готовности опытных изделий АТ к сертификационным (квалификационным) испытаниям.
5.2.3 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок внесения изменений в конструкторскую документацию опытных изделий по результатам сертификационных (квалификационных) работ.
5.2.4 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей порядок внесения в удостоверяющие документы опытных изделий АТ информации об их фактической конфигурации в случае внесения в процессе проведения сертификационных (квалификационных) работ (в том числе испытаний) изменений в их конструкцию.
6 Взаимодействие с серийным производством
6.1 Порядок работы с Изготовителем изделий АТ
А. В случае, если Заявитель и Изготовитель авиационной техники являются разными юридическими лицами.
6.1.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок оформления и внесения изменений в Договор (Контракт) между Заявителем и Изготовителем, информации о полной номенклатуре серийно изготавливаемой продукции, а также порядок их взаимодействия в процессе серийного производства изделий АТ и их сопровождения в эксплуатации.
6.1.2 Наличие и выполнение процедуры, регламентирующей включение в Договор (Контракт) с Изготовителем положений, предусматривающих:
6.1.2.1 Указание видов, типов, моделей и модификаций авиационной техники, передаваемой в серийное производство с указанием обозначений комплектов конструкторской и иной технической документации, отражающей сертифицированную типовую конструкцию изделий АТ;
6.1.2.2 Порядок взаимодействия с Изготовителем в целях поддержания летной годности изделий АТ в эксплуатации, предусматривающий порядок взаимного обмена информацией по отказам (дефектам, неисправностям), выявленным при производстве, испытаниях и эксплуатации авиационной техники, а также по работе с несоответствующей продукцией;
6.1.2.3 Порядок взаимодействие при передаче КД и иной технической документации, внесении и внедрении изменений в КД и иную документацию на типовую конструкцию изделия АТ;
6.1.2.4 Порядок проведения надзора со стороны Заявителя за серийным производством изделий АТ.
В. В случае, если Заявитель является одновременно Разработчиком и Изготовителем авиационной техники.
6.1.3 Наличие и выполнение требований процедуры, устанавливающий порядок взаимодействия между структурными подразделениями Заявителя, обеспечивающий выполнение требований пункта N 6.1.2 настоящей Карты.
6.2 Освоение и постановка изделий АТ на серийное производство
6.2.1 Наличие процедуры формирования Базиса организационных стандартов Заявителя (Изготовителя), а также государственных и отраслевых стандартов, используемых при освоении и постановке изделий авиационной техники на серийное производство.
6.2.2 Наличие и выполнение процедуры участия Заявителя в формировании и контроле выполнения Комплексного плана работ Изготовителя по постановке и освоении серийного производства изделий АТ (в случае, если Заявитель и Изготовитель являются разными юридическими лицами).
6.2.3 Наличие и выполнение требований процедуры участия разрабатывающих подразделений Заявителя в формировании и контроле выполнения Комплексного плана работ Заявителя по постановке и освоении серийного производства изделий АТ (в случае, если Заявитель является одновременно Изготовителем серийных изделий АТ).
6.3 Передача конструкторской документации в серийное производство
6.3.1. Наличие и выполнение требований процедуры передачи в серийное производство конструкторской документации и иной технической документации, а также последующих изменений, отражающих модификации типовой конструкции.
6.4 Контроль за серийным производством
6.4.1. Наличие и выполнение требований процедуры, регламентирующей:
6.4.1.1 Порядок надзора со стороны Заявителя за серийным производством изделий, которые указаны в Сертификате разработчика Заявителя;
6.4.1.2 Порядок оформления результатов надзора и последующего контроля устранения выявленных недостатков.
7 Взаимодействие с эксплуатирующими организациями
7.1 Контроль актуального состояния находящихся в эксплуатации изделий АТ
7.1.1 Наличие и выполнение требований процедуры получения и систематической актуализации информации о ВС (БАС) и изделиях АТ, находящихся в эксплуатации:
7.1.1.1 По заводским производственным и государственным регистрационным номерам ВС (БАС) и изделий АТ, эксплуатирующимся в конкретных ЭО;
7.1.1.2 По текущей наработке ВС (БАС) и изделий АТ;
7.1.1.3 По выполненным работам по Сервисным бюллетеням Заявителя и Разработчиков (Изготовителей) комплектующих изделий, установленных на ВС (БАС) и изделия АТ;
7.1.1.4 По выполненным Директивам летной годности Уполномоченного органа.
7.2 Наличие и выполнение требований документированной процедуры, содержащей порядок и условия обеспечения безопасности полета для выдачи разрешения на полет серийным, находящимся в ЭО, ВС (БАС), временно не соответствующим требованиям летной годности.
7.3 Наличие и выполнение требований документированной процедуры, содержащей порядок взаимодействия с эксплуатирующими организациями.
8 Система управления безопасностью полетов
8.1 Документ о политике в области управления безопасностью полетов
8.1.1 Наличие у Заявителя, утвержденного единоличным исполнительным органом Заявителя нормативного документа, устанавливающего общую политику в области управления безопасностью полетов.
8.1.2 Наличие в документе о политике в области управления безопасностью полетов цели по разработке гражданской авиационной техники, соответствующей установленному приемлемому уровню безопасности полетов воздушных судов, БАС и компонентов I класса.
8.1.3 Политика Заявителя в области управления безопасностью полетов должна:
8.1.3.1 Содержать четкое заявление от имени должностного лица, имеющего полномочия действовать от имени Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выделении всех необходимых ресурсов для реализации целей и функционирования системы управления безопасностью полетов разрабатываемых и находящихся в эксплуатации ВС и компонентов I класса;
8.1.3.2 Содержать порядок организации и проведения работ в области управления безопасностью полетов разработанной и находящейся в эксплуатации авиационной техники;
8.1.3.3 Быть подписанной единоличным исполнительным органом Заявителя;
8.1.3.4 Быть доведена до всех сотрудников Заявителя, прямо или косвенно участвующих в обеспечении безопасности полетов, и быть помещена во всех производственных помещениях.
8.2. Система управления безопасностью полетов
8.2.1 Наличие и выполнение требований процедур системы управления безопасностью полетов (СУБП) разрабатываемых и находящихся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса, которые обеспечивают выполнение:
8.2.1.1 Требований "Политики в области безопасности полетов" разрабатываемой и находящейся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.2.1.2 Обязанностей и должностной ответственности руководства в области безопасности полетов разрабатываемой и находящейся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.2.1.3 Обязанностей и должностной ответственности структурных подразделений Разработчика в области безопасности полетов разрабатываемой и находящейся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.1.2.4 Планирования и реализации мероприятий в случае выявления угрозы безопасности полетов разрабатываемой и находящейся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.1.2.5 Процедур разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в локальные нормативные акты системы СУБП.
8.1.2.6 Процедур оценки и управления рисками для безопасности полетов ВС (БАС) и компонентов I класса, включающих:
8.1.2.6.1 Выявление источников опасности и рисков для безопасности полетов на всех этапах разработки, сертификации, серийного производства ВС и их эксплуатации;
8.1.2.6.2 Ранжирования факторов опасности и рисков по степени их влияния на безопасность полетов;
8.1.2.6.3 Форму и порядок ведения Реестра источников опасности и рисков;
8.1.2.6.4 Определение уровня "приемлемого риска" для обеспечения безопасности полетов;
8.1.2.6.5 Разработку и выполнение корректирующих мероприятий по уменьшению рисков до "приемлемого" уровня для безопасности полетов на всех этапах разработки, сертификации, серийного производства и эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.1.2.6.6 Оценку уровня "остаточного риска" после выполнения корректирующих мероприятий и влияния "остаточного риска" на безопасность полетов ВС (БАС) и компонентов I класса;
8.1.2.6.7 Порядок оценки эффективности выполненных мероприятий по снижению рисков.
8.1.2.7 Порядок подготовки и повышения квалификации специалистов Заявителя в области обеспечения безопасности полетов.
8.3 Подразделение по управлению безопасностью полетов
8.3.1 Наличие у Заявителя подразделения по управлению безопасностью полетов разрабатываемых и находящихся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса.
8.3.2 Наличие Положения о подразделении по управлению безопасностью полетов разрабатываемых и находящихся в эксплуатации ВС (БАС) и компонентов I класса. Отражение в Положении функций, обеспечивающих реализацию требований "Политики в области безопасности полетов", воздушного законодательства Российской Федерации и локальных нормативных документов Разработчика.
8.4 Руководство по управлению безопасностью полетов
8.4.1 Наличие Руководства по управлению безопасностью полетов и документированных процедур, указанных в нем. Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать (напрямую или в виде ссылок на НД Заявителя) положения, устанавливающие порядок:
8.4.1.1 Получения и обработки информации об авиационных событиях (авиационных происшествиях, серьезных инцидентах, инцидентах, отказах, повреждениях), факторах опасности и связанных с ними рисков при эксплуатации АТ;
8.4.1.2 Анализа информации об авиационных событиях и проведения их исследований в целях установления "коренных" причин событий;
8.4.1.3 Учета и анализа данных о факторах опасности и связанных с ними рисков, разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих мероприятий, снижающих риски до "приемлемого уровня";
8.4.1.4 Информирования в течение установленного нормативными документами срока Уполномоченного органа об отказах, повреждениях, дефектах и других событиях, которые привели или могут привести к небезопасным состояниям гражданской АТ;
8.4.1.5 Разработки и представления в Уполномоченный орган технических решений для издания Директив летной годности;
8.4.1.6 Контроля за своевременным выполнением технических решений, предусмотренных Директивами летной годности Уполномоченного органа.
8.4.1.7 Разработки сервисных бюллетеней, доведения их до ЭО и организаций по ТО и контроля выполнения обязательных сервисных бюллетеней.
8.4.2 Порядок внесения изменения в Руководство по управлению безопасностью полетов для отражения актуального состояния организационной структуры и области деятельности Заявителя по разработке и сертификации изделий АТ.
9 Учет и анализ данных об авиационных событиях, включая отказы и неисправности
9.1 Информация о событиях
9.1.1 Наличие процедуры, устанавливающий порядок получения и обработки информации о событиях (авиационных происшествиях, инцидентах, отказах, неисправностях, выявления недостатков и других) при сертификационных испытаниях, серийном производстве авиационной техники, в процессе эксплуатации и ремонта.
9.1.2 Порядок учета и хранения поступившей информации об авиационных событиях.
9.1.3 Наличие процедуры, устанавливающей порядок доведения поступившей информации об авиационных событиях до подразделения по СУБП, а также подразделений и сотрудников, на которые возлагается анализ информации, принятие решения о необходимости разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий и разработка этих мероприятий.
9.2 Анализ информации о событиях. Разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий
9.2.1 Наличие и выполнение требований процедуры проведения анализа поступившей информации, связанных с ней рисков для безопасности полетов и оформления результатов проведенного анализа, в том числе по возникающим рискам и влиянию на безопасность полетов.
9.2.2 Наличие процедуры принятия решения о необходимости разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий по приведению выявленных рисков к "приемлемому уровню".
9.2.3 Наличие и выполнение требований процедуры разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий и контроля их выполнения.
9.2.4 Наличие и выполнение процедуры доведения разработанных корректирующих и предупреждающих мероприятий до эксплуатирующих организаций и серийного производства.
9.2.5 Порядок выпуска, учета и хранения документации, содержащей корректирующие и предупреждающие мероприятия, а также отчеты об их выполнении и эффективности.
9.3 Предоставление информации в Уполномоченный орган
9.3.1 Наличие и выполнение требований процедуры информирования Уполномоченного органа о событиях, которые привели или могут привести к несоответствию авиационной техники требованиям летной годности и охране окружающей среды или к небезопасным состояниям авиационной техники; а также содержащей критерии и порядок отнесения авиационных событий (из всего массива данных о событиях, получаемых Заявителем) к данной категории.