<Письмо> Росавиации от 17.08.2022 N Исх-33606/04 "Информация по безопасности полетов N 9"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 17 августа 2022 г. N Исх-33606/04
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9
В первом полугодии 2022 года произошло 32 инцидента, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами. Кроме того за указанный период учтено 334 сообщения о столкновениях (угрозах столкновений) воздушных судов с птицами, не приведших к угрозе безопасности полетов. Распределение количества столкновений (угроз столкновений) представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение количества столкновений
(угроз столкновений)
154 столкновения (угрозы столкновения) произошло на этапах взлета и посадки в аэропортах (районе аэропорта) Российской Федерации. Распределение абсолютных показателей количества столкновений по аэропортам представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение абсолютных показателей количества
столкновений по аэропортам Российской Федерации
Наименование аэропорта (района аэропорта)
|
Количество учтенных событий
|
ULLI Пулково
|
37
|
UUEE Шереметьево
|
15
|
UUWW Внуково
|
12
|
UUDD Домодедово
|
10
|
URSS Сочи
|
9
|
UMKK Калининград
|
7
|
URMM Минеральные Воды
|
6
|
URML Махачкала
|
4
|
UNNT Новосибирск
|
3
|
UNOO Омск
|
3
|
URMO Владикавказ
|
3
|
USRR Сургут
|
3
|
USTR Тюмень
|
3
|
ULAA Архангельск
|
2
|
URRP Ростов-на-Дону (Платов)
|
2
|
URWW Волгоград
|
2
|
USNN Нижневартовск
|
2
|
UUYY Сыктывкар
|
2
|
UWGG Нижний Новгород
|
2
|
UWLL Ульяновск (Баратаевка)
|
2
|
UWWW Самара (Курумоч)
|
2
|
UEEE Якутск
|
1
|
UIII Иркутск
|
1
|
UNAA Абакан
|
1
|
UNBG Горно-Алтайск
|
1
|
UNKL Красноярск
|
1
|
URKK Краснодар
|
1
|
URMG Грозный
|
1
|
URMT Ставрополь
|
1
|
USCC Челябинск
|
1
|
USHH Ханты-Мансийск
|
1
|
USKK Киров
|
1
|
USSS Екатеринбург
|
1
|
UUBP Брянск
|
1
|
UUBW Жуковский (Раменское)
|
1
|
UUCU Гринвуд
|
1
|
UUDL Ярославль
|
1
|
UUOB Белгород
|
1
|
UWKE Бегишево (Нижнекамск)
|
1
|
UWKS Чебоксары
|
1
|
UWPP Пенза
|
1
|
UWSG Саратов (Гагарин)
|
1
|
Исходя из приведенных данных видно, что, несмотря на окончание сезона массовых миграций птиц, продолжает иметь место значительное количество случаев столкновений воздушных судов с птицами, которое в ряде случаев приводит к выходу из строя отдельных частей воздушных судов (и, соответственно, дорогостоящему ремонту) и в перспективе может привести к серьезному инциденту.
Данные факты могут свидетельствовать о недостатках в работе как служб орнитологического обеспечения полетов операторов аэродромов, так и остальных организаций, задействованных в обеспечении полетов: эксплуатантов воздушных судов, органов обслуживания воздушного движения, а также недостатков в их взаимодействии.
По указанным причинам Росавиация отмечает, что основные функции в части орнитологического обеспечения полетов должны распределяться следующим образом.
Оператор аэродрома:
наблюдение за птицами и дикими животными на аэродроме и в прилегающих районах;
организация необходимых мер вмешательства в соответствии с разделом 4.12 Руководства по аэродрому и Инструкцией по орнитологическому обеспечению полетов. Целью всех мероприятий является устранение любых обнаруженных факторов опасности, связанных с птицами и дикими животными;
предоставление подразделениям ОВД подробной информации о потенциальной опасности, создаваемой птицами и дикими животными;
учет всех наблюдаемых птиц и диких животных (на территории аэропорта и в прилегающей зоне);
учет мероприятий по контролю за птицами и результатов данных мер;
регистрация фактических, потенциальных или предполагаемых случаев столкновений с птицами;
выработка усовершенствованных (дополнительных) мероприятий по контролю за птицами и дикими животными, исходя из местных условий.
Орган ОВД:
информирование оператора аэродрома о случаях выявления птиц в зонах полетов воздушных судов;
принятие непосредственных мер в связи с выявлением опасности столкновения с птицами, например задержка взлета ВС, изменение ВПП для посадки или взлета, изменение маршрутов и высоты.
Представители службы ОВД должны принимать участие в работе по орнитологическому обеспечению полетов оператора аэродрома, включая согласование Инструкции по орнитологическому обеспечению полетов.
Эксплуатант воздушных судов:
информирование о всех случаях столкновения с птицами, а также о факторах опасности, которые наблюдались персоналом авиакомпании как в воздухе, так и на земле.
При высокой частоте столкновений ВС с птицами на определенных аэродромах рекомендуется проводить внутренние расследования в авиакомпании с информированием оператора аэродрома и Росавиации.
С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю принять дополнительные меры по орнитологическому обеспечению полетов:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
довести настоящую информацию по безопасности полетов до руководителей операторов аэродромов, авиакомпаний и органов ОВД на аэродромах;
обеспечить проведение заседаний групп по безопасности на ВПП по рассмотрению вопросов орнитологического обеспечения полетов с участием представителей территориального органа Росавиации.
2. Руководителям операторов аэродромов:
с учетом отмеченной в настоящей ИБП статистики и данных о наблюдении птиц на территории аэродромов и вблизи них определить фактический риск столкновения ВС с птицами и серьезность столкновения для всех отмеченных видов птиц (пример прилагается);
определить дополнительные мероприятия по минимизации последствий столкновения с птицами (дополнительные патрулирования территории аэродрома в целях выявления и отпугивания птиц, привлечение сторонних организаций для удаления птиц и условий их скопления, прочие мероприятия);
обеспечить проведение мероприятий по отпугиванию птиц и ликвидации мест их скопления в соответствии с особенностями поведения конкретных их видов;
рассмотреть возможность опубликования сведений о периодах массовых перелетах птиц в сборниках аэронавигационной информации и путем издания NOTAM;
провести работу с авиакомпаниями по принимаемым мерам борьбы с птицами;
обеспечить исполнение рекомендаций, указанных в письме Росавиации от 04.03.2022 N Исх-6946/04;
установить в повестку дня каждого заседания групп по безопасности на ВПП пункт по орнитологическому обеспечению полетов с обсуждением эффективности принимаемых мер и выработке дополнительных мероприятий.
3. Руководителям авиакомпаний:
в рамках СУБП определить аэропорты с наибольшей вероятностью столкновения с птицами;
для аэропортов со сложной орнитологической обстановкой обеспечить участие в группах по безопасности на ВПП представителей авиакомпании на постоянной основе.
4. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":
обеспечить информирование оператора аэродрома обо всех случаях наблюдения птиц;
обеспечить участие представителей органов ОВД в заседаниях групп по безопасности на ВПП.
И.о. руководителя
Н.В.АНДРИАНОВА
Приложение
к письму Росавиации
от ______________ N ___
ПРИМЕР
ОЦЕНКИ РИСКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ,
СОЗДАВАЕМЫХ ПТИЦАМИ <1>
--------------------------------
<1> На основе Doc 9137 Руководство по аэропортовым службам Часть 3. "Предотвращение опасного присутствия птиц и диких животных".
1. Оценка рисков в области безопасности полетов проводится с целью дать возможность эксплуатанту аэродрома понять реальную опасность катастрофических последствий в результате столкновений с птицами, зависящую от способности или неспособности существующих элементов авиационной транспортной системы поддерживать приемлемый уровень безопасности полетов. Этот процесс используется для того, чтобы ориентировать потенциально ограниченные ресурсы в области контроля за птицами на наиболее важные области.
2. Для определения риска рекомендуется брать всю территорию аэродрома и прилегающую территорию в районе секторов захода на посадку и вылета.
3. Исходя из результатов наблюдения за птицами необходимо определить вид птицы, для которой будет проводиться оценка.
Для аэродромов с большим видовым разнообразием птиц допускается их группирование по массе и частоте появления. Критерии определяются оператором аэродрома.
4. Оценка риска проводится на основании вероятности столкновения и серьезности столкновения.
5. Оценка вероятности столкновения рассчитывается с учетом данных о событиях с птицами и данных о наблюдении птиц на аэродроме и прилегающей территории (журнала регистрации сведений о скоплениях птиц на аэродроме) в форме матрицы.
Категория вероятности
|
|||||
Очень высокая
|
высокая
|
умеренная
|
низкая
|
Очень низкая
|
|
Количественная характеристика
|
> 200
|
100 - 200
|
50 - 100
|
50
|
10
|
Качественная характеристика (субъективно)
|
Постоянно
|
Большую часть времени
|
иногда
|
редко
|
очень редко
|
Для более точной оценки для определения количественной характеристики в расчет может быть включена летная деятельность на аэродроме (в зависимости от количества взлетно-посадочных операций и регламента работы аэродрома), эксплуатируемые типы воздушных судов (турбореактивные, турбовинтовые или по скоростным характеристикам), а также поведенческие факторы, возрастной и половой состав птиц, метеорологических условий и растительности на территории аэродрома и прилегающей территории.
6. Для периодов года со сложной орнитологической обстановкой рекомендуется проводить оценку вероятности столкновения посезонно.
7. Оценка серьезности проводится также в форме матрицы в целях определения повреждения воздушному судну в результате столкновения.
Категория серьезности
|
|||||
Очень высокая
|
высокая
|
умеренная
|
низкая
|
Очень низкая
|
|
Количественная характеристика
|
> 20%
|
10 - 20%
|
6 - 10%
|
2 - 6%
|
0 - 2%
|
тип повреждения ВС и (или) наличие человеческих жертв
|
Катастрофическое
|
Опасное
|
Серьезное
|
Незначительное
|
Ничтожное
|
Пример шкалы серьезности последствий риска
Катастрофическое
|
- разрушение воздушного судна и (или оборудования), необходимого для обеспечения безопасности полета;
- человеческие жертвы
|
Опасное
|
- значительное ухудшение эксплуатационных характеристик воздушного судна и (или) его оборудования;
- невозможность выполнения экипажем своих обязанностей;
- телесные повреждения людей.
|
Серьезное
|
- значительное ухудшение эксплуатационных характеристик воздушного судна и (или) оборудования;
- уменьшение возможностей экипажа выполнять свои обязанности и (или) увеличение рабочей нагрузки на него или условий, снижающих эффективность работы;
- серьезный инцидент.
|
Незначительное
|
- раздражающие воздействия;
- ограничение работоспособности воздушного судна и или (оборудования);
- использование аварийных процедур;
- незначительный инцидент.
|
Ничтожное
|
- последствия для безопасности полета отсутствуют;
- повреждения воздушного судна отсутствуют;
- опасное сближение.
|
8. Для тех видов птиц или диких животных, в отношении которых отсутствуют данные о серьезности ущерба, который они могут причинить, уровень серьезности последствий рассчитывается путем умножения массы на тип стаи.
Пример категоризации птиц по массе тела
Масса тела
|
Пример
|
Значение массы тела
|
< 50 г
|
Воробьи
|
2
|
51 - 200 г
|
Скворцы
|
4
|
201 - 1000 г
|
Голуби
|
8
|
1 - 5 кг
|
Чайки
|
16
|
> 5 кг
|
Крупные хищные птицы
|
32
|
Пример категоризации птиц по размеру стаи
Размер стаи
|
Пример
|
Значение стаи
|
Обычные одиночные
|
Крупные хищные птицы
|
1
|
Разрозненные стаи
|
Голуби, чайки
|
2
|
Плотные стаи
|
скворцы
|
4
|
9. На основании категоризации по массе тела или по размеру стаи проводится соответствующая категоризации серьезности последствий
Категория серьезности
|
|||||
Очень высокая
|
высокая
|
умеренная
|
низкая
|
Очень низкая
|
|
Количественная характеристика
|
32 - 128
|
16
|
8
|
4
|
2
|
10. По результатам оценки серьезности и вероятности проводится оценка риска.
Уровень 1 (зеленый) - приемлемый. Риск является приемлемым. Дополнительных действий не требуется.
Уровень 2 (желтый) - допустимый. Риск является допустимым при условии действий по снижению риска в области безопасности полетов. Рассмотреть предпринимаемые в настоящее время действия, определить возможные дополнительные действия.
Уровень 3 (красный) - недопустимый. Требуется принятие незамедлительных действий.