МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 5 февраля 2019 г. N Исх-3054/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 2

21.01.2019 в аэропорту Шереметьево произошел инцидент с воздушным судном (далее - ВС) Боинг-737-800 VP-BNC.

Метеорологические условия при посадке: ветер 280° 3 м/с; видимость 6000 м; слабый ливневый снег; облачность значительная разорванная высотой 1200 м, кучево-дождевая; температура минус 10 °C; точка росы минус 11 °C; давление QNH 1008; ВПП-24 (левая) покрыта мокрым снегом от 50 до 100%; толщина слоя осадков до 3 мм; коэффициент сцепления ВПП 0,37.

Посадка на ВПП-24 (левая) выполнялась с применением реверса тяги двигателей и штатного торможения. После посадки, экипаж продолжил руление для освобождения ВПП. В процессе освобождения ВПП по рулежной дорожке (далее - РД) A5 разворотом влево на 90°, произошел сход ВС передней опорой шасси на грунт со спланированной части летного поля на расстояние 2 м от искусственного покрытия. В результате инцидента члены экипажа и пассажиры не пострадали, самолет получил незначительные повреждения (царапины одной створки передней опоры шасси).

Расследование авиационного инцидента проводится комиссией Росавиации в соответствии с требованиями Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ-98).

В целях обеспечения безопасности полетов и реализации оперативных рекомендаций комиссии по расследованию предлагаю:

1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, эксплуатантов и владельцев легких и сверхлегких воздушных судов.

1.2. При проведении проверок операторов аэродромов, в соответствии с пунктом 66 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286:

обращать внимание на качество очистки искусственных покрытий элементов летного поля аэродрома и объективность передаваемых данных о состоянии ВПП, особенно в части типа, толщины слоя осадков и площади загрязнения;

отмечать необходимость включения критериев качества очистки искусственных покрытий (поддержание видимости всей маркировки, отсутствие снежных и гололедных образований и пр.) аэродрома в соответствующую аэродромную документацию (план зимнего содержания, технологические карты по очистке искусственных покрытий);

качество очистки искусственных покрытий определять, в том числе исходя из документации ВС, эксплуатируемых на аэродроме.

1.3. При необходимости оказать помощь операторам аэродромов в подготовке указанной документации.

2. Руководителям эксплуатантов ВС гражданской авиации:

2.1. Довести настоящую информацию до сведения специалистов, ответственных за обеспечение безопасности полетов, эксплуатацию и техническое обслуживание ВС.

2.2. В рамках функционирования собственной СУБП оценить эффективность имеющихся процедур с внесением в них, при необходимости, изменений (и повторно изучить с членами летных экипажей):

- порядок предпосадочной подготовки в части получения информации о состоянии ВПП и изменении этого состояния, учета оценки состояния ВПП и изменений указанного состояния в период с проведения предпосадочной подготовки до производства посадки;

- порядок соблюдения ограничений по скорости руления (особенно при выполнении разворотов на ВПП на 90° и 180°) в различных метеоусловиях и при различных состояниях поверхности ВПП, порядок контроля соблюдения этих ограничений, а также порядок взаимодействия в экипаже и действия членов экипажа при освобождении ВПП, в том числе в условиях пониженного коэффициента сцепления ВПП;

- порядок взаимодействия в экипаже и действия членов экипажа на рулении при получении информации от органов обслуживания воздушного движения (далее - орган ОВД) об ускорении освобождения ВПП, при потере ориентировки на летном поле, потере управления ВС;

- порядок взаимодействия и распределения функций в экипаже по выполнению первоначальных действий в случае выкатывания и в случае иных авиационных событий, подлежащих расследованию в эксплуатации согласно ПРАПИ-98;

- порядок проведения и содержание подготовки экипажей к эксплуатации ВС в метеоусловиях, способствующих изменению состояния поверхности ВПП, РД в сторону ухудшения условий руления, с привлечением особого внимания экипажей к требованию пункта 3.44 ФАП-128.

2.3. В рамках функционирования собственной СУБП:

- провести оценку рисков выполнения посадки/взлета и руления в условиях непрекращающихся осадков, быстро и существенно ухудшающих видимость разметки и снижающих характеристики торможения. По результатам проведенной оценки разработать дополнительные профилактические мероприятия;

- оценить эффективность имеющихся процедур, определяющих порядок приема, оформления, учета и реагирования на добровольные сообщения экипажей ВС о неудовлетворительном состоянии поверхности элементов летного поля.

3. Операторам аэродромов гражданской авиации:

3.1. В рамках функционирования собственной СУБП оценить эффективность имеющихся процедур с внесением в них, при необходимости, изменений (и повторно изучить с персоналом аэродромной службы):

- порядок поддержания поверхности элементов летного поля (ВПП, РД, места сопряжения ВПП и РД) в состоянии, обеспечивающем безопасное руление ВС;

- порядок использования и наличие критериев оценки качества очистки искусственных покрытий аэродрома, используемых при обеспечении постоянного мониторинга результатов выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля (в соответствии с условиями эксплуатации) в том числе:

отсутствие снежных и гололедных образований на покрытиях ИВПП, РД, перронах;

обеспечение видимости маркировки (осевой линии и краев РД, мест ожидания у ВПП, руления ВС на перроне);

обеспечение очистки грунтовой поверхности спланированной части летной полосы на ширину не менее 10 м (в первую очередь очистки) и обустройство сопряжений из снега с неочищенной частью с уклоном не более 1:10;

обеспечение очистки обочин РД, МС и перронов от снега на ширину не менее 10 м (во вторую очередь очистки) с обустройством сопряжений с неочищенной частью с уклоном не более 1:10;

- порядок и условия предоставления в органы ОВД важной оперативной информации о состоянии РД и перронов для их распространения посредством радиовещательных передач АТИС, в том числе информации по безопасному рулению ВС, а также порядок и условия информирования органов ОВД о состоянии летного поля, требующем (с учетом конфигурации конкретного аэродрома) оперативного информирования экипажа ВС об изменении состояния поверхности ВПП;

- порядок и условия изменения (увеличения) частоты проверок состояния искусственных покрытий в зависимости от фактических метеорологических условий на аэродроме, существенно влияющих на эффективность торможения (выпадение ливневых осадков, условия для образования на ВПП изморози, слякоти, сухого льда или льда, покрытого водой);

- порядок соблюдения (контроля за соблюдением) процедур оценки состояния ВПП не только в части замера Ксц, но типа, толщины слоя осадков и площади загрязнения;

- порядок и оперативность реагирования на получаемую от органов ОВД информацию экипажей ВС о характеристиках торможения на ВПП и состоянии маршрутов руления, не соответствующих содержащейся в АТИС информации или информации органа ОВД перед посадкой (взлетом);

- наличие и соблюдение процедур выпуска SNOWTAM.

3.2. Провести оценку необходимости изменений в заполнении "Журнала учета состояния летного поля" в части внесения информации о состоянии ЛП, РД и МС.

4. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация ОрВД" в рамках функционирования СУБП оценить:

- эффективность выполнения органами ОВД, предоставляющими аэродромное диспетчерское обслуживание, процедур, установленных пунктом 5.4.15 Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293, (далее - ФАП-293), и, при необходимости, внести изменения в соответствующие технологии работы;

- порядок и условия оперативного информирования экипажа ВС об изменении состояния поверхности ВПП и других условий посадки с учетом требований пунктов 5.4.11 и 5.4.16 ФАП-293;

- порядок и оперативность передачи оператору аэродрома полученной от экипажа ВС информации об оцененном сцеплении на поверхности ВПП и информации о состоянии искусственных покрытий.

А.В.НЕРАДЬКО