Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта
А.А.НОВГОРОДОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

N МР-21.009

РЕВИЗИЯ 01

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ СЕРТИФИКАТОВ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
(EXPORT CERTIFICATE OF AIRWORTHINESS)

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Сокращение
Расшифровка
АТ
-
Авиационная техника
ВС
-
Воздушное судно
МР
-
Методические рекомендации
ЭД
-
Эксплуатационная документация
ЭСЛГ
-
Экспортный сертификат летной годности

ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Федеральные авиационные правила "СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21", утверждены приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184.

2. Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации. Летная годность воздушных судов.

3. Doc. 9760. Руководство по летной годности. AN/967.

4. Методические рекомендации N МР-21.001 "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ" ревизия 01 и последующие. Методические рекомендации размещены на сайте Росавиации по ссылке: https://www.favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zakony-pravila-dokumenty/?id=5499.

5. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации N МР-21.009 - "Порядок оформления Экспортных сертификатов летной годности" (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела "L" Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1]. МР разработаны с учетом рекомендаций ИКАО, изложенных в Приложении 8 ИКАО [2] к Чикагской Конвенции о Международной Гражданской Авиации и Руководстве по летной годности Doc. 9760 [3].

Согласно подпункту (b) пункта 21.321 ФАП-21 Экспортные сертификаты летной годности (далее - ЭСЛГ) оформляются Росавиацией на новые экземпляры воздушных судов, двигателей и воздушных винтов (далее - АТ) тип которых сертифицирован Уполномоченным органом по сертификации <1>.

--------------------------------

<1> Авиационная техника, тип которой удостоверен Сертификатом типа, Аттестатом о годности к эксплуатации либо иным Актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.

ЭСЛГ оформляется на:

- новые экземпляры АТ, поставляемые на экспорт с предприятия изготовителя <2>;

--------------------------------

<2> Изготовитель - согласно Приложению 3 ФАП-21, Изготовитель - юридическое лицо, имеющее сертификат Изготовителя.

- экземпляры воздушных судов, бывших в эксплуатации, и имеющих сертификат летной годности, выданный Росавиацией.

ЭСЛГ удостоверяет, что экспортируемый экземпляр АТ относится к сертифицированному Уполномоченным органом типу АТ и соответствует требованиям государства импортера к летной годности и охране окружающей среды.

ЭСЛГ не является документом, разрешающим эксплуатацию экспортируемого образца АТ.

1 ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЕ ЭСЛГ (ПУНКТ 21.327 ФАП-21)

1.1 Оформление ЭСЛГ на новый экземпляр АТ

Процедура оформления Росавиацией ЭСЛГ представлена на схеме ниже (см. Рис. 1-1).

Рис. 1-1. Процедура оформления ЭСЛГ на новый образец АТ
(не приводится)

Согласно п. 21.327 ФАП-21 Заявителю необходимо направить заявку на получение ЭСЛГ в Росавиацию (форма заявки МР-21.001-33 [4]).

Бланк заявки можно также скачать на сайте Росавиации: https://www.favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zayavki/.

Заявителю необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:

1. Копия удостоверения о приемке воздушного судна, оформленное в соответствии с разделом "H" ФАП-21 <3> (в случае оформления ЭСЛГ на воздушное судно);

--------------------------------

<3> Методические рекомендации по оформлению Удостоверения о приемке на экземпляр воздушного судна гражданской авиации размещены на сайте Росавиации по адресу: https://www.favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-yur-lica-razrab-izgotoviteli-avia-tehniki-zakony-avia-pravila-dokumenty/.

2. Копии формуляров (страниц с отметками):

- Для воздушного судна:

-- Копия формуляра на планер воздушного судна;

-- Копия формуляра на каждый двигатель;

-- Копия формуляра на каждый воздушный винт;

- Для двигателя:

-- Копия формуляра на каждый двигатель;

- Для воздушного винта:

-- Копия формуляра на каждый воздушный винт;

3. Информацию об оборудовании, временно установленном на воздушном судне для выполнения перегоночного полета;

4. Подтверждение выполнения действующих директив летной годности;

5. Информацию о наработке экземпляра АТ. Для воздушного судна необходимо указать наработку самого воздушного судна, каждого двигателя и воздушного винта;

6. Копию действующего сертификата на производство АТ;

7. Перечень (ведомость) эксплуатационной документации, которой укомплектован экземпляр АТ;

8. Сведения о защите экземпляра АТ от коррозии и повреждений, если предполагается транспортировка.

Заявка оформляется на каждый экземпляр воздушного судна, двигателя или воздушного винта. Допускается оформление одной заявки на более чем один двигатель или воздушный винт, если все они одного типа и модели и экспортируются одному покупателю в одной стране.

Если Уполномоченный орган государства импортера представит дополнительные технические требования, содержащие требования к летной годности и охране окружающей среды применительно к типу экспортируемой АТ, Разработчик типа АТ обеспечивает выполнение указанных условий, включая проведение дополнительных сертификационных работ в соответствии с разделом "D" ФАП-21, с оформлением необходимой конструкторской, доказательной и эксплуатационной документации.

Не выполнение (полное или частичное) дополнительных технических требований, представленных Уполномоченный органом государства импортера, или отклонение в конфигурации экспортируемого экземпляра АТ от утвержденной типовой конструкции требуют согласования с Уполномоченным органом государства импортера. В этом случае к заявке необходимо приложить документ, описывающий суть отклонений.

1.1.1 Направление заявки в Росавиацию

Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:

1. В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.

2. В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:

Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 2,

Москва, 125993, Российская Федерация.

1.1.2 Рассмотрение заявки

Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) в соответствии с внутренней инструкцией.

При рассмотрении заявки оцениваются:

- правильность ее заполнения;

- наличие необходимых подписей;

- указание даты Заявки;

- комплектность документов;

- достаточность изложенной в документах информации;

При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена УСАТ с указанием причин отклонения, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.

При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УСАТ вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией и готовит к подписанию проект ЭСЛГ (форма МР-21.001-09-Е-01 [4]).

При необходимости, может потребоваться инспекция экспортируемого экземпляра АТ сотрудником Росавиации до оформления ЭСЛГ.

Оформленный ЭСЛГ направляется Заявителю официальным письмом.

1.2 Оформление ЭСЛГ на экземпляр АТ, бывший в эксплуатации

Процедура оформления Росавиацией ЭСЛГ представлена на схеме ниже (см. Рис. 1-2).

Рис. 1-2. Процедура оформления ЭСЛГ на образец АТ,
бывший в эксплуатации (не приводится)

ЭСЛГ на воздушное судно, бывшее в эксплуатации, выдается при условии:

- наличия действующего сертификата летной годности воздушного судна, выданного Росавиацией в установленном порядке;

- наличия акта оценки технического состояния, подтверждающего исправность воздушного судна на момент подачи заявки на получение ЭСЛГ, утвержденного руководителем организации, имеющей сертификат соответствия требованиям федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285 [5].

Заявителю необходимо направить заявку на получение ЭСЛГ в Росавиацию (форма заявки МР-21.001-33 [4]).

Бланк заявки можно также скачать на сайте Росавиации: https://www.favt.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zayavki/.

Заявителю необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:

1. Копия действующего сертификата летной годности воздушного судна;

2. Копии формуляров (страниц с отметками):

- Для воздушного судна:

-- Копия формуляра на планер воздушного судна;

-- Копия формуляра на каждый двигатель;

-- Копия формуляра на каждый воздушный винт;

- Для двигателя:

-- Копия формуляра на каждый двигатель;

- Для воздушного винта:

-- Копия формуляра на каждый воздушный винт;

3. Информацию об оборудовании, временно установленном на воздушном судне для выполнения перегоночного полета;

4. Подтверждение выполнения действующих директив летной годности;

5. Информацию о наработке экземпляра АТ. Для воздушного судна необходимо указать наработку самого воздушного судна, каждого двигателя и воздушного винта;

6. Перечень (ведомость) эксплуатационной документации, которой укомплектован экземпляр АТ;

7. Сведения о защите экземпляра АТ от коррозии и повреждений, если предполагается транспортировка.

Заявка оформляется на каждый экземпляр воздушного судна.

1.2.1 Направление заявки в Росавиацию

Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:

3. В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.

4. В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:

Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 2,

Москва, 125993, Российская Федерация.

1.2.2 Рассмотрение заявки

Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением поддержания летной годности воздушных судов (далее - УПЛГ ВС) в соответствии с внутренней инструкцией.

При рассмотрении заявки оцениваются:

- правильность ее заполнения;

- наличие необходимых подписей;

- указание даты Заявки;

- комплектность документов;

- достаточность изложенной в документах информации;

При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена УПЛГ ВС с указанием причин отклонения, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.

При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УПЛГ ВС вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией и готовит к подписанию проект ЭСЛГ (форма МР-21.001-09-Е-01 [4]).

При необходимости, может потребоваться инспекция экспортируемого экземпляра АТ сотрудником Росавиации до оформления ЭСЛГ.

Оформленный ЭСЛГ направляется Заявителю официальным письмом.

2 ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПОРТЕРА

В обязанности Разработчика экспортированного типа АТ входят обязанности направлять государству импортеру любые общеприменимые сведения, которые он считает необходимыми для поддержания летной годности воздушного судна, включая двигатели и воздушные винты в соответствующих случаях, и для обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна (в соответствии с положениями главы 4 Приложения 8 ИКАО).

В случае, если Заявитель на получение ЭСЛГ не является Разработчиком экспортируемого экземпляра АТ, то Заявитель должен в обязательном порядке проинформировать Разработчика экспортируемого экземпляра АТ для выполнения им своих обязательств по поддержанию летной годности.

Каждый Заявитель (экспортер), получивший от Росавиации ЭСЛГ, также обязан:

- отправить Уполномоченному органу государства импортера все документы и информацию, необходимую для правильной эксплуатации экспортируемой АТ;

- отправить Уполномоченному органу государства импортера инструкции и программу испытаний, когда экспортируется несобранное воздушное судно. Эти инструкции должны обеспечивать возможность выполнения работ для удостоверения соответствия утвержденной типовой конструкции после сборки;

- снять или указать на необходимость снятия всех временных приспособлений и оборудования, установленного на экземпляре АТ с целью экспортной поставки, и восстановить воздушное судно после завершения перегоночного полета.

В процессе или сразу после передачи прав собственности на воздушное судно, каждый Заявитель, получивший от Росавиации ЭСЛГ, обязан:

- запросить у Росавиации аннулирование действующих свидетельства о регистрации и сертификата летной годности с указанием даты передачи права собственности на воздушное судно, имени (наименования) и адреса иностранного владельца;

- вернуть в Росавиацию свидетельство о регистрации и сертификат летной годности воздушного судна;

- представить в Росавицию заявление о том, что опознавательные и регистрационные знаки Российской Федерации были удалены с воздушного судна.