5.18. ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ

5.18. ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ

5.18.1. Полеты на вертолетах выполняются с аэродромов (вертодромов) или площадок целевого назначения.

5.18.2. Площадки для посадки вертолетов, как правило, подбираются и оборудуются заблаговременно. Состояние поверхности, размеры и обозначение площадок должны соответствовать требованиям, изложенным в Инструкции о порядке использования вертолетов, Руководствах по летной эксплуатации вертолетов или специальных программах для проведения испытаний (исследований) на различных площадках.

Разрешается подбирать площадки в полете и (по мере необходимости) производить на них посадки летчикам, имеющим на это допуск. Выполнение таких посадок должно указываться в задании на полет.

5.18.3. На аэродромах, где базируются самолеты и вертолеты, оборудуются специальные площадки с отдельным стартом для вертолетов.

Организация совместных полетов самолетов и вертолетов определяется Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

5.18.4. Выполнение аэродромных полетов на вертолетах в ПМУ и СМУ, внеаэродромных полетов - в ПМУ разрешается без наличия запасного аэродрома. Внеаэрдромные полеты на вертолетах в СМУ разрешаются при наличии не менее одного запасного аэродрома или посадочной площадки, на которых должен находиться руководитель полетов со средствами управления.

5.18.5. Запуск и опробование двигателей вертолета производятся полным составом экипажа. На площадках, специально оборудованных швартовочным креплением, а также на палубах морских (речных) судов при обеспечении надежной швартовки запускать и опробовать двигатели с раскруткой несущей системы разрешается летчику, бортовому механику и лицам инженерно-авиационной службы, прошедшим специальную подготовку и имеющим на это допуск.

5.18.6. Перед запуском двигателей вертолета предметы, которые могут перемещаться струей от несущего винта, должны быть удалены на безопасное расстояние.

5.18.7. Руление вертолета разрешается по ровной, твердой поверхности в условиях визуальной видимости ориентиров и препятствий на земле. Скорость ветра при этом не должна превышать ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации вертолета.

Руление вертолета вблизи препятствий должно выполняться с сопровождающим, при этом расстояние от концов лопастей несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.

Встречное руление допускается при расстоянии между вертолетами не менее одного диаметра несущего винта и только на прямолинейном участке РД.

В тех случаях, когда руление вертолета к месту взлета невозможно, выполняется подлет, при этом расстояние от несущего винта до препятствий должно быть не менее одного диаметра несущего винта.

5.18.8. Перемещение (подлет) на высоте до 10 м (кроме случаев, предусмотренных заданием) выполняется, если состояние грунта или конструкция вертолета не позволяют производить руление.

5.18.9. Висение и перемещение на высоте до 10 м разрешается при видимости не менее 500 м и высоте облаков не ниже 50 м независимо от минимума командира экипажа.

5.18.10. Взлет и посадка вертолетов (в основном) производятся на взлетно-посадочной полосе или разлетной площадке. Перемещение вертолетов со стоянки на взлетно-посадочную полосу или разлетную площадку и обратно выполняются рулением (буксированием). С разлетной площадки выполняется взлет для выполнения задания или подлет на взлетно-посадочную полосу.

5.18.11. Взлет и посадка вертолетов производятся, как правило, против ветра. Взлет и посадка с боковым или попутным ветром допустимы при скорости ветра, не превышающей значений, установленных руководством по летной эксплуатации вертолета, кроме случаев, предусмотренных программой испытаний.

5.18.12. При взлете, висении и посадке вертолета расстояние от несущего винта до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта (но не менее 10 м), а до воздушных судов - не менее двух диаметров несущего винта.

5.18.13. Посадка на подобранную во время полета площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее обследования высаженным на землю (с режима висения на высоте не более 1 м) членом экипажа по его сигналам.

5.18.14. Посадка на подготовленную пыльную (снежную) площадку производится (с полетной массой, при которой возможно зависание вне зоны влияния воздушной подушки) против ветра.

При наличии на посадочной площадке пыли (снега) должны быть приняты меры, исключающие или уменьшающие возможность образования пыльного (снежного) вихря.

Выполнять взлет и посадку вертолета на площадку, если ее поверхность экипажем не наблюдается, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.18.15. Прием (высадка) пассажиров и грузов на борт (с борта) вертолета, когда исключена возможность посадки (водная поверхность, топь, труднодоступное место и т.п.), производится с помощью штатного подъемно-спускового устройства на режиме висения. Допускается высадка людей (выгрузка грузов) на режиме висения с высоты не более 1 м без использования указанного устройства.

5.18.16. Лица, производящие разгрузку вертолета или прием на его борт людей на режиме висения, должны иметь страховочные приспособления, предохраняющие их от выпадания из вертолета.

5.18.17. Посадка вертолета ночью выполняется с использованием посадочного прожектора, посадочных или рулежных фар.

Посадку легкого вертолета разрешается выполнять по стартовым огням.

Посадка ночью вне аэродрома вертолетов всех типов в составе групп (от звена и более) выполняется только на площадки, маркированные светотехническими средствами (световыми ориентирами).

Посадку ночью легких и средних вертолетов, оборудованных специальными поисковыми фарами, разрешается выполнять на необозначенные площадки.

5.18.18. При оказании помощи людям, находящимся в воде, во избежание захлестывания их волной от струи воздушного винта и относа плавсредств, снижение для принятия на борт людей выполняется вертикально.

5.18.19. При вынужденной посадке вертолета на ограниченную площадку или на сильно пересеченную местность командир экипажа обязан принять все меры для сохранения жизни пассажиров и экипажа, для чего посадка производится (по возможности) с минимальными скоростями поступательного и вертикальной движения, с использованием полной мощности силовой установки и кинетической энергии несущего винта.

5.18.20. При встрече с опасными явлениями погоды командиру ВС (старшему группы) разрешается выполнять посадку на выбранную площадку.

О месте и времени посадки командир воздушного судна (старший группы) обязан сообщить ближайшему органу ОВД (управления полетами).

Решение о вылете с места посадки для выполнения задания или возвращения на аэродром вылета принимает командир воздушного судна (старший группы) после того, как метеоусловия будут соответствовать уровню подготовки экипажа (группы).

Взлет с места посадки вертолета производится с разрешения органа ОВД (управления полетами) и последующим его информированием о выполненном взлете.

5.18.21. При выполнении заданий с использованием посадочных площадок командир экипажа обязан поддерживать непрерывную радиосвязь с органом ОВД (управления полетами) ближайшего аэродрома и информировать его о своем месте, планируемом и фактическом времени взлета (посадки).

5.18.22. Экипажи вертолетов, выполняющие задания в отрыве от своей базы, должны располагаться на аэродромах, обеспечивающих подготовку, отдых и питание экипажа, а также размещение, заправку, техническое обеспечение и охрану вертолетов.