4.3. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОЛЕТАМИ

4.3. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОЛЕТАМИ

При организации управления полетами необходимо учитывать особенности испытательных полетов и требования, направленные на обеспечение безопасности полетов при управлении полетами.

4.3.1. Управлять полетами в экспериментальной авиации имеют право начальники служб управления воздушным движением, старшие руководители полетов, руководители полетов, летчики-испытатели и штурманы-испытатели, имеющие действующее свидетельство руководителя полетов и допущенные к управлению полетами с определенных рабочих мест приказом руководителя авиационной организации.

Управление полетами руководителями полетов осуществляется в соответствии с технологиями работы руководителей полетов, утвержденными начальником летно-испытательного подразделения.

4.3.2. Управление полетами воздушных судов осуществляется при непрерывном радиолокационном (визуальном) контроле за ними, при устойчивой двухсторонней радиосвязи между руководителями полетов и экипажами воздушных судов, с использованием установленных правил фразеологии и радиообмена, при непрерывной регистрации действий руководителей полетов и экипажей воздушных судов средствами ОК.

Для обеспечения радиолокационного контроля за полетами воздушных судов на экранах радиолокационных станций, используемых для управления полетами в ближней и дальней зонах, наносятся границы воздушного пространства аэродрома, границы зон ответственности руководителей полетов и рубежи передачи управления между ними, маршруты полетов воздушных судов, участки воздушных трасс и местных воздушных линий, другие необходимые данные. На экранах посадочных радиолокационных станций наносятся линии глиссады и курса, границы зоны допустимых отклонений по курсу и глиссаде.

Зоной допустимых отклонений по курсу является сектор с углом 2° относительно линии курса, по глиссаде - сектор с углом 0,5° относительно линии глиссады.

Линейные значения допустимых отклонений составляют:

- при дальности 20 км до ВПП - 750 м по курсу и 200 м по высоте;

- при дальности 15 км - 560 м по курсу и 150 м по высоте;

- при дальности 10 км - 370 м по курсу и 100 м по высоте;

- при дальности 4 км - 150 м по курсу и 40 м по высоте.

Зоной нормальных отклонений являются:

- по курсу - сектор с углом 0,7° относительно линии курса;

- по глиссаде - сектор с углом 0,16° относительно линии глиссады.

4.3.3. При управлении полетами организуется непрерывное и надежное визуальное наблюдение за всей площадью летных полос и рулежных дорожек при полетах в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для чего могут развертываться временные пункты наблюдения, оборудованные средствами прямой радио (телефонной) связи со старшим руководителем полетов.

4.3.4. Под управлением руководителей полетов в дальней и ближней зонах, в зоне посадки должно быть:

- не более 3-х воздушных судов одновременно, если рабочее место старшего руководителя полетов оборудовано экранами радиолокационных станций для контроля соответствующего руководителя полетов;

- не более 2-х воздушных судов, если рабочее место старшего руководителя полетов экранами радиолокационных станций для контроля не оборудовано, а также когда назначен один руководитель полетов для управления полетами в ближней зоне и зоне посадки.

Количество воздушных судов под управлением каждого руководителя полетов и группы руководства полетами в целом устанавливается приказом руководителя авиационной организации на основе решения методического совета летно-испытательного подразделения.

4.3.5. Для вертикального эшелонирования устанавливаются следующие минимальные интервалы:

- не менее 600 м - от эшелона 900 м до эшелона 8100 м;

- не менее 1000 м - от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м;

- не менее 2000 м - выше эшелона 12100 м.

Минимальный интервал между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой или дозвуковой скорости, должен быть не менее 1000 м на эшелонах ниже 12100 м и не менее 2000 м - на эшелонах более 12100 м.

Экипажи воздушных судов для обеспечения безопасности при управлении полетами обязаны выдерживать заданные высоты полета, не допуская отклонений более 30 м на многоместных воздушных судах и более 50 м - на одноместных воздушных судах.

4.3.6. При выполнении воздушными судами взлета (посадки) руководителям полетов ЗАПРЕЩАЕТСЯ на высотах менее 150 м для самолетов (менее 50 м для вертолетов) отвлекать внимание экипажей воздушных судов, за исключением случаев:

- когда необходима срочная команда (информация) при угрозе безопасности полета;

- когда предусмотрен радиообмен на этих этапах полета заданием на полет;

- когда запросы по радиосвязи предусмотрены условиями летной эксплуатации воздушного судна.

4.3.7. При выполнении пробежек и подлетов на любых типах воздушных судов назначается полная группа руководства полетами, подготовленная для управления полетами данных воздушных судов, а также выделяются все необходимые силы и технические средства, предусмотренные при выполнении полетов.

4.3.8. Полеты на самолетах и вертолетах на одном аэродроме (в одном воздушном пространстве) проводятся, как правило, в разное время. Порядок проведения одновременных полетов на самолетах и вертолетах определяется Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационным паспортом аэродрома), при этом для взлета и посадки вертолетов оборудуется площадка и назначается руководитель полетов вертолетов, который включается в состав группы руководства полетами.

4.3.9. Выход воздушных судов за пределы воздушного пространства аэродрома при неработающей (неустойчиво работающей) аппаратуре государственного радиолокационного опознавания допускается только на основании разрешения соответствующего военного сектора центра ЕС ОрВД.

4.3.10. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве аэродрома решением начальника летно-испытательного подразделения ограничиваются или прекращаются на время приема и выпуска группы воздушных судов, а также воздушных судов, выполняющих литерные или подконтрольные рейсы.

4.3.11. На аэродромах (в том числе и запасных), указанных в заявке на полеты, за 30 минут до расчетного времени прилета (пролета) воздушного судна включаются дежурные средства - КРС, РСБН, ДПРМ и АРП, а для обеспечения взлета и посадки, кроме указанных средств, включаются - РСП, ПРМГ (РМС), РЛС, БПРМ, светотехническое оборудование (при необходимости), а также другие средства по решению старшего руководителя полетов или по заказу с борта воздушного судна.

4.3.12. Для оказания помощи экипажам воздушных судов в аварийных ситуациях группой руководства полетами используются консультации специалистов и памятки старшему руководителю полетов, где изложено содержание команд, подаваемых по радио командирам воздушных судов при отказах авиационной техники в полете.

Специалисты выделяются при выполнении сложных полетных заданий и на случай отказов авиационной техники в полете. Они находятся рядом со старшим руководителем полетов или в другом месте, если установлена надежная прямая телефонная или громкоговорящая связь со старшим руководителем полетов.

Памятки старшему руководителю полетов разрабатываются ведущими инженерами, которые обязаны сверять их с руководствами по летной эксплуатации воздушных судов не реже одного раза в три месяца, а при поступлении изменений в Руководства по летной эксплуатации воздушных судов - немедленно. О проведенных сверках в памятках делаются отметки.

Контроль за своевременной сверкой памяток с Руководствами по летной эксплуатации воздушных судов осуществляет начальник службы управления воздушным движением.

4.3.13. При обнаружении руководителем полетов расхождения между высотой полета, отображенной на формуляре сопровождения по каналу вторичной радиолокации и доложенной командиром воздушного судна, более 90 м устанавливается непрерывный радиолокационный контроль за полетом воздушного судна и обеспечиваются безопасные (увеличенные) интервалы вертикального эшелонирования.

4.3.14. Для проведения занятий со специалистами службы управления воздушным движением, подготовки к управлению полетами и разбора управления полетами на командно-диспетчерском пункте или в другом помещении летно-испытательного подразделения оборудуется класс руководителей полетов.

4.3.15. Состав команды оцепления и места расположения постов оцепления определяются Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационным паспортом аэродрома). Посты оцепления должны иметь телефонную или радиосвязь со старшим руководителем полетов (руководителем полетов на стартовом командном пункте), а также средства сигнализации: ракетницу с ракетами белого и красного цвета, белый и красный флажки, ночью - фонарь.

4.3.16. Условия торможения самолетов на ИВПП характеризуются значением коэффициента сцепления (К сц.), количеством и видом атмосферных осадков на покрытии полосы. Полеты экспериментальных ВС разрешается выполнять при Ксц. (коэффициенте сцепления) не менее 0,4.

Влияние количества и вида атмосферных осадков учитывается согласно Руководству по летной эксплуатации воздушного судна.

Учет максимальной скорости ветра, в зависимости от условий торможения на ИВПП, производится в соответствии с Руководством по летной эксплуатации воздушного судна. Допустимая величина боковой составляющей скорости ветра (под углом 90° к ИВПП) в зависимости от коэффициента сцепления рассчитывается по формуле:

где -

- допустимая величина боковой составляющей скорости ветра при взлете и посадке самолетов (м/сек);

- максимальная величина боковой составляющей скорости ветра (под углом 90° к ИВПП) при взлете и посадке ВС (м/сек);

- фактический коэффициент сцепления на ИВПП;

1,5 - поправочный коэффициент (м/сек);

0,6 - коэффициент сцепления на сухой ИВПП.

При полетах опытных и модифицированных самолетов, а также при выполнении испытательных полетов на расширение взлетно-посадочных характеристик, ограничения по состоянию покрытия ИВПП, условиям торможения на ней и по максимальной скорости ветра устанавливаются разработчиком воздушного судна с учетом рекомендаций методического совета ЛИП.