4.2. ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ

4.2. ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ

4.2.1. Управление испытательными и другими полетами воздушных судов осуществляется группами руководства полетов, а обеспечение полетов - группами обеспечения полетов.

Управление полетами воздушных судов в районе аэродрома может осуществляться полным или сокращенным составом группы руководства полетами.

4.2.2. Полный состав группы руководства полетами назначается решением начальника летно-испытательного подразделения (заместителя начальника летно-испытательного подразделения по летной службе) на время, запланированное для испытательных полетов, для управления полетами воздушных судов, выполняющих литерные и подконтрольные рейсы, а также в других случаях.

В состав полной группы руководства полетами назначаются:

- старший руководитель полетов (начальник группы руководства полетами) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля и в воздушном пространстве аэродрома (в районе аэродрома);

- руководитель полетов на стартовом командном пункте (СКП) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля (при полетах на гидроаэродроме СКП размещается на катере);

- руководитель полетов на вспомогательном стартовом командном пункте (ВСКП) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля, если взлет и посадка с одной ВПП осуществляются с противоположными курсами, то в этих случаях СКП располагается в районе полосы точного приземления, а ВСКП - в районе исполнительного старта;

- руководитель полетов в ближней зоне (РБЗ) - для управления полетами воздушных судов в ближней зоне;

- руководитель полетов в зоне посадки (РЗП) - для управления полетами воздушных судов в зоне посадки;

- управление полетами в ближней зоне и зоне посадки решением руководителя авиационной организации может осуществляться одним руководителем полетов при условии, что одновременно под его управлением будут находиться не более 2-х воздушных судов;

- руководитель полетов в дальней зоне (РДЗ) - для управления полетами воздушных судов в дальней зоне;

- управление полетами в ближней и дальней зонах может осуществляться двумя - тремя руководителями полетов в каждой, при этом воздушное пространство зон распределяется между ними по высоте и (или) по месту.

Для управления испытательными полетами, кроме того, могут назначаться:

- руководители полетов на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования) - при выполнении испытательных полетов на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования при выброске парашютистов и (или) грузов);

- руководители полетов на авианесущих кораблях - при выполнении полетов с палубы корабля;

- руководитель полетов в зоне с визуальным контролем - для управления полетами воздушных судов, выполняющих высший или сложный пилотаж на малых и предельно малых высотах, а также задания по боевому применению со сложных видов маневра.

Указанные руководители полетов включаются в состав полной группы руководства полетами, если полеты выполняются в воздушном пространстве района аэродрома.

4.2.3. Сокращенный состав группы руководства полетами назначается для управления полетами одиночных воздушных судов, когда испытательные полеты не планируются и не проводятся.

В состав сокращенной группы руководства полетами назначаются:

- старший руководитель полетов (начальник группы руководства полетами) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля и в воздушном пространстве аэродрома (районе аэродрома);

- руководитель полетов в ближней зоне и зоне посадки - для управления полетами воздушных судов в ближней зоне и зоне посадки;

- руководитель полетов на СКП (ВСКП) назначается решением начальника летно-испытательного подразделения (заместителя начальника летно-испытательного подразделения по летной службе).

4.2.4. Состав групп руководства полетами и их количество утверждаются руководителем авиационной организации с учетом требований настоящих Правил, наличия на аэродроме средств радиотехнического обеспечения полетов, продолжительности функционирования аэродрома в течение суток, количества и характера полетов.

Выполнение полетов при неполном составе группы руководства полетами ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Зоны ответственности руководителей полетов и рубежи передачи (приема) управления полетами воздушных судов излагаются в Инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационном паспорте аэродрома).

Состав и функции группы руководства полетами, формируемой из руководителей полетов различных авиационных организаций экспериментальной авиации или других видов авиации, оформляются документально и утверждаются уполномоченными представителями авиационных организаций, от которых они выделяются.

4.2.5. Группа руководства полетами назначается, как правило, на время летной смены и заступает на дежурство до начала полетов или в перерыве между ними после проведения предварительной и предполетной подготовки. При вынужденной замене руководителя полетов во время полетов проводится предполетная подготовка и изучение воздушной обстановки на рабочем месте в присутствии сменяемого руководителя полетов.

Продолжительность непрерывной летной смены (работы) руководителей полетов (от начала предполетной подготовки до окончания разбора работы после смены) не должна превышать 12 часов, включая время межполетного отдыха.

Перерывы между окончанием смены и началом следующей смены должны быть не менее 12 часов, а продолжительность отдыха перед сменой - не менее 8 часов.

4.2.6. Группы руководства полетами возглавляются старшими руководителями полетов.

Старший руководитель полетов отвечает за обеспечение безопасности полетов при управлении полетами воздушных судов в воздушном пространстве аэродрома.

Другие руководители полетов отвечают за обеспечение безопасности полетов при управлении полетами воздушных судов в своих зонах ответственности.

На аэродромах совместного базирования на время выполнения совместных полетов различных видов авиации назначается старший руководитель полетов, права и обязанности которого, а также порядок назначения определяются старшим авиационным начальником аэродрома.

4.2.7. При управления полетами воздушных судов устанавливаются следующие рубежи передачи (приема) управления:

- между руководителем полетов на СКП (старшим руководителем полетов) и руководителем полетов в ближней зоне - на дальности обнаружения воздушного судна на экране диспетчерского радиолокатора после взлета или ухода на второй круг;

- между руководителями полетов в ближней и дальней зонах - на границе между ближней и дальней зонами;

- между руководителями полетов в ближней зоне и зоне посадки - с началом разворота воздушного судна на посадочный курс (если выход на посадочный курс выполнен за пределами зоны посадки - при выходе воздушного судна в зону посадки);

- между руководителями полетов в зоне посадки и в зоне визуального контроля - ближняя к ВПП граница зоны видимости воздушного судна на экране посадочного радиолокатора, определенная при облете, или рубеж визуального обнаружения воздушного судна руководителем полетов на стартовом командном пункте (старшим руководителем полетов) после прохода воздушным судном ДПРМ.

Рубежи передачи (приема) управления полетами воздушных судов между группой руководства полетами и центром ЕС ОрВД (воздушным пространством соседних аэродромов) устанавливаются на границе воздушного пространства аэродрома или на установленных рубежах и высотах.

4.2.8. Управление полетом воздушного судна считается принятым, если руководитель полетов, которому передается управление, установил двухстороннюю радиосвязь с экипажем воздушного судна и радиолокационный контроль за его полетом (визуальный контроль, где это предусмотрено) и подтвердил экипажу прием его на управление, а руководитель полетов, передавший управление, получил сообщение об этом от руководителя полетов, принявшего управление, по наземным (радио) каналам связи или через экипаж воздушного судна.

4.2.9. Управление полетами на аэродроме осуществляется с КДП и СКП (ВСКП), а при выполнении полетов за пределами воздушного пространства аэродрома (на полигоне, на посадочной площадке, на площадке десантирования, с авианесущего корабля) - с рабочих мест, оборудованных для управления полетами.

На КДП оборудуются рабочие места старшего руководителя полетов, руководителей полетов в зоне посадки, в ближней и дальней зонах; на СКП (ВСКП) оборудуются рабочие места руководителей полетов в зоне визуального контроля (приложения N 5, 6 к настоящим Правилам).

Рядом с рабочими местами руководителей полетов могут находиться старшие начальники и инспектирующие, а также специалисты, выделенные в помощь группе руководства полетами начальником летно-испытательного подразделения (заместителем начальника летно-испытательного подразделения по летной службе) при выполнении сложных полетных заданий или на случай отказа авиационной техники.

4.2.10. Правом подачи команд и передачи информации экипажам воздушных судов пользуются руководители полетов при выполнении ими обязанностей по управлению полетами. Передавать информацию о местонахождении воздушного судна или его пеленге по запросу экипажа могут операторы радиолокационных станций по разрешению и под контролем руководителя полетов.

Все команды (рекомендации) экипажам воздушных судов старшими начальниками (специалистами), связанные с выполнением полетного задания, передаются только через старшего руководителя полетов (руководителя полетов).

Отвлекать руководителей полетов от исполнения своих обязанностей во время проведения полетов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4.2.11. Управление испытательными полетами воздушных судов с авианесущего корабля осуществляется группой руководства полетами, состав которой определяется Инструкцией по производству полетов с данного корабля.

4.2.12. Обеспечение полетов осуществляется группой обеспечения полетов, укомплектованной авиационным персоналом различных специальностей и техническими средствами.

В состав группы обеспечения полетов на аэродроме входят:

- диспетчер АДП;

- дежурный по аэродромному обеспечению полетов;

- дежурный по связи и радиосветотехническому обеспечению полетов;

- дежурный инженер-синоптик;

- дежурный врач (фельдшер) с санитарным автомобилем;

- пожарный пост (расчет с пожарным автомобилем).

Начальником летно-испытательного подразделения в состав группы обеспечения полетов могут при необходимости назначаться также дежурный штурман, хронометражист, планшетист, команда уборки и укладки тормозных парашютов, другие силы и средства.

Кроме того, на период полетов организуется дежурство поисково-спасательного воздушного судна с СПДГ, НПСК и назначается аварийно-спасательная команда (команда технической помощи), имеющая средства для эвакуации потерпевших бедствие воздушных судов, при необходимости - команда оцепления со средствами сигнализации и пост технического осмотра ВС.

Старшему руководителю полетов выделяется автомашина, оборудованная проблесковым маяком, громкоговорителем, радиостанциями для связи с воздушными судами и спецавтотранспортом.

4.2.13. Состав группы обеспечения полетов и технических средств при полетах с авианесущего корабля определяется Инструкцией по производству полетов с корабля данного типа, при полетах в других местах (за пределами воздушного пространства аэродрома) - Инструкциями по производству полетов в выделенном воздушном пространстве.