3.8. ПРОВЕРКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА
3.8.1. Лица летного состава независимо от занимаемой должности и присвоенного класса должны проверяться по видам летной подготовки, а также в знании нормативных документов и теоретических дисциплин по специальности в соответствии с настоящими Правилами.
3.8.2. В летно-испытательном подразделении составляются планы-графики проверки техники пилотирования, других видов летной подготовки и тренировочных полетов.
Проверки летчиков-испытателей проводятся по следующим видам летной подготовки:
- выполнение режимов методик летных испытаний;
- пилотирование на предельных и критических режимах полета (заход на посадку при имитации (выключении) отказа двигателя (двигателей), "сваливание", штопор, прерванный и продолженный взлеты и т.п.);
- пилотирование на сложный пилотаж (для летчиков-испытателей, выполняющих полеты на маневренных воздушных судах);
- воздушная навигация;
- боевое применение (для летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, выполняющих полеты по данному виду);
- пилотирование по дублирующим приборам, с открытием шторки (СИВ) на высоте, соответствующей минимуму проверяемого летчика;
- выполнение посадки при минимуме погоды;
- пилотирование с сиденья инструктора (для летчиков-испытателей, допущенных к инструкторской работе);
- выполнение взлета и посадки на авианесущем корабле (для летчиков-испытателей, выполняющих полеты по данному виду);
- выполнение международных полетов (для летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, выполняющих полеты по данному виду).
Проверки техники пилотирования под шторкой (СИВ), а также по дублирующим приборам в облаках днем и ночью - ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
3.8.3. Выполнение проверок летного состава в полете проверяющими всех категорий осуществляется в соответствии с Положением об инспекторах летчиках-испытателях, штурманах-испытателях и бортинженерах-испытателях экспериментальной авиации.
Проверяющие в полете лица летного состава должны иметь допуск к полетам на воздушном судне того типа, что и проверяемые, иметь допуск к полетам в качестве инструктора по соответствующему виду летной подготовки и не иметь перерывов в выполнении этих полетов.
Проверяющий, включенный в полетный лист для проверки техники пилотирования летчика, является командиром воздушного судна и несет ответственность за безопасность полета независимо от того, управляет он воздушным судном лично или передал управление проверяемому летчику.
3.8.4. Проверки летного состава производятся, как правило, в специальном (контрольном) полете. Проверка в испытательном полете может производиться, если профиль испытательного полета соответствует требованиям проверки.
В этом случае задание на проверку лиц летного состава, выполняемое в комплексе с испытательным заданием, должно быть записано в полетном листе. Проверяющий в полете выполняет в полном объеме функции члена экипажа, рабочее место которого он занимает.
Разрешается совмещать несколько видов проверок в одном специальном (контрольном) полете.
На борту воздушного судна могут находиться одновременно не более двух проверяющих различных специальностей.
Взаимопроверки, проверки начальников подчиненными по службе инспекторами (инструкторами)-испытателями ЗАПРЕЩАЮТСЯ кроме случаев, когда подчиненный является ведущим летчиком (специалистом)-испытателем воздушного судна или по согласованию с Управлением летной службы.
3.8.5. Оценка выполнения элементов пилотирования при проверках производится в соответствии с действующими нормативами оценок техники пилотирования.
Результаты проверок по видам летной подготовки и зачетов по знанию требований нормативных документов и теоретических дисциплин заносятся в летные книжки.
3.8.6. Проверки летчиков-испытателей в полете проводятся на воздушных судах с двойным управлением. В отдельных случаях, по согласованию с Управлением летной службы, когда в летно-испытательном подразделении отсутствуют воздушные суда с двойным управлением, разрешается производить оценку качества техники пилотирования на одноместном воздушном судне, если его бортовые средства объективного контроля совместно с наземными позволяют оценить параметры полета в соответствии с нормативами оценок техники пилотирования.
Проверки техники пилотирования летчиков-испытателей, систематически летающих на нескольких типах воздушных судов, определяются начальником летно-испытательного подразделения и производятся, как правило, на наиболее сложном типе воздушного судна.
Инспекторам-испытателям и инструкторам-испытателям давать заключение о первоначальном допуске летчиков-испытателей и штурманов-испытателей к полетам в метеоусловиях более сложных, чем те, при которых производилась проверка, за исключением случаев допуска летчиков-испытателей к полетам при минимуме погоды с использованием СИВ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.8.7. Проверки лиц летного состава в полете проводятся в следующие сроки:
- проверки режимов методик летных испытаний, пилотирования на крайних режимах и техники пилотирования на сложный пилотаж у летчиков-испытателей 1, 2 и 3 классов - не реже одного раза в 12 месяцев; у летчиков испытателей без класса - не реже одного раза в 6 месяцев;
- проверка воздушной навигации и боевого применения у летчиков-испытателей и штурманов-испытателей проводится не реже одного раза в 12 месяцев;
- проверка в СМУ при минимуме погоды у летчиков-испытателей 1, 2 и 3 классов - не реже одного раза в 12 месяцев; у летчиков-испытателей без класса - не реже одного раза в 6 месяцев;
- проверка пилотирования по дублирующим приборам, с сиденья инструктора, взлета и посадки на авианесущем корабле, выполнения международного полета - не реже одного раза в 12 месяцев;
- проверка выполнения функциональных обязанностей в полете у бортинженеров, бортмехаников и бортрадистов-испытателей - не реже одного раза в 12 месяцев.
Лица летного состава, у которых истек календарный срок проверки, к полетам по данному виду летной подготовки не допускаются.
При перерыве в полетах на одном из освоенных типов воздушного судна более 4 месяцев летчик-испытатель обязан сдать зачеты непосредственному начальнику по знанию руководства по летной эксплуатации и пройти тренаж по вынужденному покиданию воздушного судна этого типа. В этом случае полеты на испытания I степени сложности могут выполняться после выполнения полетов II и низшей степени сложности.
При общем перерыве в полетах более 4 месяцев допуск к полетам производится после сдачи зачетов по знанию руководств по летной эксплуатации воздушных судов, на которых планируется выполнение полетов, проведения тренажей по вынужденному покиданию этих воздушных судов и выполнения на них контрольных полетов.
3.8.8. Помимо установленных проверок через 12 месяцев, летный состав в обязательном порядке проверяется в полете в следующих случаях:
- при перерывах в полетах более 4 месяцев;
- при прибытии на новое место работы;
- при представлении к присвоению очередной классной квалификации;
- после грубых ошибок в технике пилотирования, воздушной навигации, боевом применении, в выполнении функциональных обязанностей в полете.
Указанные проверки проводятся после сдачи зачетов по соответствующим дисциплинам и выполнения тренажей на тренажерах или в кабинах воздушных судов.
3.8.9. Один раз в 12 месяцев летчики-испытатели и штурманы-испытатели проверяются в знании:
- Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, настоящих Правил, других федеральных авиационных правил и авиационных правил, регламентирующих летную и испытательную работу;
- руководств по испытаниям авиационной техники;
- Инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) и Инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне;
- дисциплин, указанных в приложениях N 4 - 6 Федеральных авиационных правил о порядке подготовки, аттестации и допуска к деятельности авиационного персонала летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации.
Летный состав других специальностей один раз в 12 месяцев проверяется в знании:
- нормативных документов по летной работе;
- дисциплин, указанных в соответствии со специальностью в приложениях N 7 - 23 Федеральных авиационных правил о порядке подготовки, аттестации и допуска к деятельности авиационного персонала летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации.
Проверка знаний проводится в форме экзаменов. Экзамены принимаются местной квалификационной комиссией. Результаты экзаменов оформляются приказом по летно-испытательному подразделению и заносятся в летные книжки.