10. Контроль за соблюдением правил оформления документов и ответственность за нарушение требований ГОСТ
10. Контроль за соблюдением правил оформления документов
и ответственность за нарушение требований ГОСТ
10.1. Внедрение ГОСТ Р 6.30-2003 в организациях осложнено вследствие его рекомендательного характера. Кроме того, вступивший в действие с 01.07.2003 Федеральный закон "О техническом регулировании" устанавливает в качестве принципа стандартизации добровольность его применения (статья 12). Эта новая для нашей страны правовая норма, принятая в международной стандартизации, будет иметь в качестве последствия изменение форм внедрения.
10.2. Устанавливается определенное соглашение заинтересованных сторон - авторов стандарта и потребителя - о соблюдении его положений. Участниками соглашения могут быть все заинтересованные стороны, а именно: служба ДОУ, служба стандартизации, архив, юридическая служба, служба кадров, службы автоматизации управленческой деятельности или автоматизации ДОУ и др.
Соглашение может иметь форму стандартов организаций, инструкций и т.п. Выполнение соглашения должно контролироваться.
10.3. Контроль является не вынужденной мерой, а необходимой составляющей соглашения о соблюдении требований, эффективным способом достижения всеобщей упорядоченности документирования на любых носителях и информационной совместимости.
Контроль заключается в наблюдении, надзоре уполномоченных органов, проверке, инспекции на месте, а также в принятии мер по результатам проверки и установлении форм ответственности за несоблюдение.
10.4. Контроль осуществляется на уровне федерального органа исполнительной власти (например, Госстандарт России <*>, Росархив, Минюст России и др.), которому предоставляются соответствующие права и обязанности. На уровне отдельной организации при внедрении ГОСТ контроль осуществляется службой ДОУ, архивом, службой стандартизации и иными службами по решению руководителя организации.
--------------------------------
<*> Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" Госстандарт России определен органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.
Нарушение правил одним из участников соглашения о внедрении ГОСТ приводит к снижению качества документирования и документального фонда организации.
10.5. Контроль должен обязательно предусматривать ответственность за нарушение правил, установленных соглашением. Утвержденный в декабре 2001 г. Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях" (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ) определяет перечень административных правонарушений и ответственность за их совершение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере документации.
Кодекс в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом.
10.6. В Кодекс включен ряд положений, которые корреспондируются с положениями стандарта и связаны с соблюдением правил оформления и работы с документами. Нарушение их рассматривается как правонарушение.
10.7. По отношению к соблюдению стандартных правил оформления документов может быть применена, например, статья 19.10 "Нарушение законодательства о наименованиях географических объектов". Данная статья может касаться правильности написания названия единиц административно-территориального деления при проектировании бланков, оформлении реквизита "Адресование".
Статья 19.11 Кодекса "Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации" относится к проектированию и использованию гербовых бланков и гербовых печатей в организации.
Статья 19.23 "Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача или сбыт" относится к нарушениям правил использования средств вычислительной техники для изготовления бланков документов. В частности, изготовление гербовых бланков разрешается лишь специально выделенными полиграфическими предприятиями, и запрещено изготавливать такие бланки средствами электронно-вычислительной техники.
Статья ничего не говорит о бланках коммерческих структур, на которых не используется изображение Государственного герба, но проставляется зарегистрированный символ, и такие бланки используются в качестве гербовых. Практически при внедрении стандартных правил в инструкции по делопроизводству организации может быть сделана соответствующая запись о качестве бланков и печатей.
10.8. В Кодексе имеется статья, относящаяся к вопросам стандартизации: статья 19.19 "Нарушение обязательных требований государственных стандартов". Учитывая рекомендательный характер утвержденного стандарта, эту статью Кодекса следует рассматривать с известными оговорками в аспекте Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому основным принципом стандартизации является добровольность его применения.
В данном случае обязательность стандартных требований будет возникать либо при стандартизации особо важных областей, либо, как в данном случае, обязательность следует относить к нормативно-правовым актам, изданным в порядке внедрения стандарта в организации или на определенной территории.
10.9. Ответственность за несоблюдение стандартных требований возникает по итогам проверки, которая проводится уполномоченными организациями или должностными лицами. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (проверку, контроль), в соответствии со статьей 19.4 Кодекса является административным правонарушением.
Таким должностным лицом или органом может быть служба стандартизации, служба ДОУ или архив, которым будет поручено участие во внедрении стандартных требований оформления документов. В рамках субъекта Российской Федерации это может быть поручение определенному ведомству, компетентному в вопросах ДОУ.
10.10. Вопросы работы с документами Архивного фонда Российской Федерации, находящимися на хранении в организациях - источниках комплектования государственных архивов, находятся в компетенции Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Приказ Росархива от 18.02.2002 N 18.
Права и обязанности архивных органов установлены в специально изданном Приказе Руководителя Росархива, зарегистрированном в Минюсте России 21 февраля 2002 г. за N 3264.
Приказом предусмотрено, что "при проведении проверок хранения, комплектования, учета и использования документов... в случае обнаружения нарушений архивного законодательства, правил работы архивов вносить в установленном порядке в суды протоколы о нарушениях".
Приказом предусмотрено также введение при необходимости в штатное расписание государственных архивных органов соответствующих должностных лиц.
Такого рода приказы издаются и другими ведомствами.
10.11. Детализация ответственности должностных лиц за нарушение правил оформления документов устанавливается в рамках организации в соответствующих нормативных правовых актах и включается в должностные инструкции в раздел "Ответственность".
10.12. За нарушение требований к оформлению организационно-распорядительной документации, установленных ГОСТ, или их невыполнение должностные лица могут нести ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа в следующих случаях:
- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), - статья 19.4, часть 1;
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), - статья 19.5, часть 1;
- нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации - статья 19.11;
- подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт - статья 19.23.
10.13. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российским законодательством предусмотрена также ответственность за нарушения при использовании гербов субъектов Российской Федерации с нарушениями закона. Так, Законом города Москвы в статье 17 определяется ответственность за надругательство над гербом Москвы <*>.
--------------------------------
<*> Закон города Москвы от 1 февраля 1995 г. N 4-12 "О гербе и флаге города Москвы".