3.4. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов Федеральной архивной службы России

3.4. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых
актов Федеральной архивной службы России

3.4.1. Требования к подготовке и оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями на 11 февраля 1999 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 3895).

3.4.2. Федеральная архивная служба России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты в виде приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения Федеральной архивной службы России не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан Федеральной архивной службой России совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с ними.

3.4.3. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти. Согласование нормативного правового акта оформляется визами или с использованием листа согласования.

Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Виза проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

3.4.4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается Руководителем Федеральной архивной службы России на одно или несколько структурных подразделений с учетом их функций и компетенции. При этом определяется круг должностных лиц, ответственных за подготовку проекта документа, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

3.4.5. Ответственность за нарушение правил подготовки нормативных правовых актов несут руководители подразделений, которые готовят и вносят проекты актов.

3.4.6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Нормативные положения в преамбулу не включаются.

Нормативные правовые акты оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовка не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

3.4.7. В проект нормативного правового акта включаются пункты об изменении, дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.

3.4.8. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы и службы документационного обеспечения.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем Федеральной архивной службы России или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие обязательные реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего(их) акт;

наименование вида акта и его заголовок к тексту;

дата подписания (утверждения), регистрационный номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие регистрационные номера и единую дату.

Правила оформления реквизитов см. раздел 5.2.

3.4.9. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.

3.4.10. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий) в Министерство юстиции Российской Федерации. Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке. Текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта, направляемого в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию, проставляется виза руководителя юридической службы Федеральной архивной службы России.

3.4.11. К нормативному правовому акту, направляемому в Минюст России, прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы. В справке отражаются:

а) основания издания нормативного правового акта:

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми Федеральной архивной службе России (федеральным органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию Федеральной архивной службы России (федерального органа) в случае издания нормативного правового акта по инициативе Федеральной архивной службы России;

б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных Федеральной архивной службой России (федеральными органами исполнительной власти) по данному вопросу, в том числе зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информации о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

г) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).

В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации.

3.4.12. В случае, если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

3.4.13. Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

3.4.14. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них соответствующего штампа возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации Федеральной архивной службе России с письменным указанием причин отказа.

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель Федеральной архивной службы России или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3.4.15. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится Минюстом России в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику Федеральной архивной службы России под расписку после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа.