ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

ПИСЬМО
от 8 декабря 2015 г. N 23930/03

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сообщает следующее.

Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, освобождены от обязанности представлять в ЕГАИС сведения о розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что требования о представлении сведений в ЕГАИС не применяются:

1) до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;

3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

Из смысла вышеуказанной нормы следует, что отсрочка вступления в силу требований о представлении сведений в ЕГАИС установлена не в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, а в отношении совершаемой такими организациями розничной продажи алкогольной продукции.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В свою очередь закупка алкогольной продукции с целью ее розничной продажи осуществляется на основании договора поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).

Следовательно, с 1 января 2016 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, обязаны представлять в ЕГАИС сведения об объемах оборота алкогольной продукции в части ее закупки.

В.В.ЗАСЛАВСКИЙ