Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
21 сентября 2023 г.

СМ N 04.1-1.0026

ВЕРСИЯ 01. СЕНТЯБРЬ 2023 Г.

РУКОВОДСТВО
ПО ТРЕБОВАНИЯМ ПО ПЕРЕХОДУ НА ISO 22003-1:2022
(IAF MD 27:2023, IDT)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 27:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.

1. Область применения

1.1. Все документы, содержащие информацию по переходу на нормативные документы, должны соблюдаться ОА - подписантами IAF MLA и аккредитованными ООС в рамках области, как это определено настоящим руководством. Настоящее руководство разработано временной рабочей группой, назначенной Техническим комитетом IAF, в соответствии с IAF PR 7:2023. Настоящее руководство является обязательным для всех ОА-подписантов IAF MLA и аккредитованных ООС.

1.2. Настоящее руководство содержит требования по переходу, касающиеся следующего:

Нормативный документ:
ISO 22003-1:2022
Документ, который он заменяет:
ISO/TS 22003:2013
Текущий статус (на момент публикации IAF MD 27:2023):
Опубликован
Продолжительность переходного периода:
3 года (36 месяцев) с даты публикации

1.3. Настоящее руководство было разработано в соответствии с требованиями IAF PR 7:2023 и, в соответствии с этим, согласно пункту 1.2.2 IAF PR 7:2023 настоящее руководство не применяется, если схема предусматривает особый процесс перехода.

2. Нормативные ссылки

2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:

ISO/IEC 17021-1:2015
Международный стандарт ISO/IEC 17021-1:2015 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования" (ISO/IEC 17021-1:2015 "Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems - Part 1: Requirements")
ISO 22003-1:2022
Международный стандарт ISO 22003-1:2022 "Безопасность пищевой продукции. Часть 1. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции" (ISO 22003-1:2022 "Food safety - Part 1: Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems")
IAF MD 27:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 27:2023 "Требования к переходу на стандарт ISO/IEC 22003-1:2022" (IAF MD 27:2023 "Transition Requirements for ISO 22003-1:2022")
IAF PR 7:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF PR 7:2023 "Требования к оформлению обязательных документов IAF при переходе" (IAF PR 7:2023 "Requirements for Producing IAF Mandatory Documents on Transitions")

2.2. При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

3. Термины и определения

3.1. В настоящем руководстве применяются следующие сокращения:

ОА
-
орган по аккредитации
ООС
-
орган по оценке соответствия
ХАССП
-
анализ опасностей и исследование критических контрольных точек
IAF
-
международный форум по аккредитации
IAF MLA
-
многостороннее соглашение о взаимном признании результатов аккредитации IAF

4. Основные изменения

Основные изменения в ISO 22003-1:2022 по сравнению с ISO/TS 22003:2013 включают, но не ограничиваются, следующее:

1) Новое определение изучения ХАССП;

2) Изменения/дополнения в разделе 7:

а) Определение обязанностей по сертификации внутри ООС;

б) Установлены технические требования в соответствии с приложением A и требования в отношении компетентности в соответствии с приложением C;

в) Требование для ООС оценивать знания безопасности пищевых продуктов;

г) Установлены требования к знаниям для лиц, оценивающих компетентность персонала.

3) Изменения/дополнения в разделе 8:

а) Требование применять таблицу A.1 для области документов по сертификации;

б) Расширенное руководство по применению знаков.

4) Изменения/дополнения в разделе 9:

а) Требования к продолжительности аудита;

б) Требования к определению области сертификации;

в) Выборочный контроль в отношении нескольких мест осуществления деятельности;

г) Требования в отношении первичного аудита;

д) Ожидаемые итоги первичного аудита;

е) Аудиты без предварительного уведомления.

5) Изменения/дополнения в приложении A:

а) Определяется область деятельности органа по сертификации на уровне подкатегории;

б) Определяется компетентность аудитора и аудиторской группы;

в) Изменения в подкатегориях и направлениях:

- Дополнение ВIII - Предшествующая переработке обработка растениеводческой продукции;

- Дополнение С0 - Первичная обработка животного сырья;

- Разделены направления для категорий H, I и J;

- Удалены подкатегории D и G.

6) Изменения/дополнения в приложении B:

а) Добавлены рекомендации, касающиеся нескольких мест осуществления действия и интегрированные системы менеджмента;

б) В таблицу добавлены подкатегории;

в) Внесены изменения, касающиеся минимального количества дней для проведения аудита по месту осуществления деятельности, а также сотрудников полной занятости;

г) Изменения, касающиеся расчета продолжительности аудита.

7) Изменения/дополнения в приложении C:

а) Дополнено компетенцией из ISO/IEC 17021-1, приложение A;

б) Изменения, касающиеся компетенции.

5. Ключевые контрольные точки

ISO 22003-1:2022 был опубликован в июне 2022 г. В соответствии с решением IAF приведенные ниже даты отсчитывались от 30 июня 2022 г.

Мероприятие
Контрольный срок
ОА
ОА готов проводить оценки по ISO 22003-1:2022 не позднее, чем
через 18 месяцев с месяца публикации документа - 31 декабря 2023 г.
ОА применяет ISO 22003-1:2022 для всех первичных оценок в рамках аккредитации не позднее, чем
через 24 месяца с месяца публикации документа - 30 июня 2024 г.
ОА завершает переход для всех ООС не позднее, чем
через 30 месяцев с месяца публикации стандарта - 31 декабря 2024 г.
ООС
ООС могут применять ISO 22003-1:2022 для всех новых клиентов, после получения аккредитации на соответствие ISO 22003-1:2022
Дата определяется для каждого органа по сертификации на основании даты перехода, но не позднее, чем через 24 месяца с месяца публикации документа - 30 июня 2024 г. или с момента транзита аккредитации, в зависимости от того, что произойдет позже.
ООС применяет ISO 22003-1:2022 для всех клиентов не позднее, чем
30 месяцев с месяца публикации документа - 31 декабря 2024 г.
ООС реализуют все изменения, касающиеся сертифицированных ими клиентов, такие как выборочный контроль и расчет продолжительности аудита не позднее, чем <1>
36 месяцев с месяца публикации документа - 30 июня 2025 г.

--------------------------------

<1> Касающиеся сертифицированных ими клиентов: в связи с тем, что требования в отношении выборочного контроля в отношении нескольких мест осуществления деятельности, а также определения продолжительности аудита изменились в версии 2022 года, приемлемым является пересмотр договоров между ООС и его клиентами в соответствии с новыми требованиями. Пересмотр должен быть осуществлен в сроки, дающие ООС достаточно времени для реализации всех изменений не позднее, чем до 31 декабря 2024 г. Реализация должна обеспечивать проведение аудитов для всех клиентов в соответствии с новыми требованиями до 30 июня 2025 г., например, были проведены аудиты всех мест осуществления деятельности, которые больше не подходят для выборочного контроля.

6. Действия в рамках переходного процесса

6.1. Действия ОА

Мероприятие
Да/Нет
Примечания
Организационные мероприятия ОА
Да
- Осуществить планирование и подготовку, чтобы обеспечить готовность проводить оценки на соответствие новой версии в возможно короткие сроки и не позднее установленного контрольного срока.
- Определить изменения в новой версии по сравнению со старой.
- Обеспечить своевременное информирование ООС о необходимых организационных мероприятиях в рамках перехода, включая любые промежуточные контрольные точки в рамках переходного периода.
- Обеспечить компетентность персонала, которого коснулись изменения, в части новой версии и процесса перехода <2>.
Рассмотрение документов ООС
Нет
Рассмотрение технических документов ООС
Да
- Рассмотреть подготовленные ООС GAP-анализ, план перехода/внедрения, соответствующие документы, касающиеся изменений, включая свидетельства внедрения, а также иную необходимую по мнению ОА информацию
Техническая оценка в головном офисе ООС (выездная или удаленная)
Если применимо
Если ОА в состоянии рассмотреть изменения и их практическое внедрение по итогам технической документарной оценки, не требуется проведения оценки в головном офисе ООС. Если ОА не в состоянии это сделать, то необходима оценка в офисе
Свидетельская оценка проводимых ООС аудитов
Нет
Прочее
Нет
Решение ОА в отношении перехода
Да
ОА принимает решение о переходе на актуализированный документ после того, как была продемонстрирована компетентность и все имеющиеся вопросы были надлежащим образом разрешены

--------------------------------

<2> ОА рекомендуется осуществить планирование и предпринять необходимые действия при первой возможности.

6.2. Действия ООС

Мероприятие
Да/Нет
Примечания
Организационные мероприятия ООС
Да
- Осуществить планирование и подготовку обращения в ОА по поводу перехода и быть готовым применять новые требования в соответствии с установленными контрольными сроками.
- завершить GAP-анализ.
- Разработать план перехода, в целях обеспечить следующее:
1) Определить изменения в новой версии по сравнению со старой. Как правило, процессы, требующие изменений, касаются продаж/котировок, процесса аудита, управления компетентностью и взаимодействия с имеющимися сертифицированными клиентами.
2) Проанализировать влияние изменений на соответствующую деятельность/процессы и определить необходимые действия, чтобы обеспечить соответствие (например, система менеджмента/документы, средства IT).
3) Осуществить необходимые действия.
- Обеспечить, чтобы соответствующий персонал, которого коснулись изменения, компетентен в части новой версии и процесса перехода. Такой персонал может включать, но не ограничиваться, аудиторов, лиц, рассматривающих отчеты об итогах аудита, принимающих решения о сертификации, рассматривающих контракты и осуществляющих планирование <1>.

--------------------------------

<1> ООС рекомендуется осуществить планирование и предпринять необходимые действия при первой возможности.

6.3. Прочее

Сертифицированные клиенты будут затронуты изменениями, которые могут коснутся контрактов с ООС <2>. Изменения включают:

--------------------------------

<2> См. примечание к разделу 5.

1) Требования, касающиеся определения продолжительности аудита.

2) Требования, касающиеся выборочного контроля в отношении нескольких мест осуществления деятельности.

3) Область сертификации.