6. Проведение оценки соответствия

6. Проведение оценки соответствия

6.1. Проведение оценки соответствия при аккредитации (расширении области аккредитации) органа инспекции критериям аккредитации

6.1.1. При аккредитации (расширении области аккредитации) заявителя (аккредитованного лица) проводится оценка соответствия в форме документарной и выездной оценок соответствия.

6.1.2. В ходе документарной оценки заявителя (аккредитованного лица) экспертной группой осуществляется экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений на предмет их соответствия Критериям аккредитации с учетом заявленной (расширяемой) области аккредитации. Экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной заявителем (аккредитованным лицом) вместе с заявлением.

6.1.2.1. Экспертиза представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений проводится не позднее, чем в течение 10 рабочих дней со дня заключения заявителем (аккредитованным лицом) договора с экспертной организацией.

6.1.2.2. При проведении документарной оценки соответствия используется техника оценки - анализ документов, представленных заявителем (аккредитованным лицом).

6.1.3. При проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) эксперт по аккредитации формирует, подписывает и направляет заявителю, а также техническим экспертам, включенным в состав экспертной группы, план проведения выездной экспертизы в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Руководства.

6.1.4. При разработке плана оценки руководитель экспертной группы должен учитывать риски, связанные с видами деятельности, место (местами) осуществления деятельности и персоналом в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации органа инспекции.

6.1.5. Выездная оценка включает в себя выездную экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации, выполняемую экспертной группой, и выездные мероприятия по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации, осуществляемые должностными лицами Росаккредитации, которые проводятся по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в области аккредитации.

6.1.6. При проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) используется техника оценки в комбинации с удаленной оценкой, анализом документов заявителя (аккредитованного лица), интервьюирование, свидетельской оценкой, в том числе проведенной методом моделирования процесса, а также контрольными измерениями (при необходимости).

В случае проведения свидетельской оценки методом моделирования процесса в рамках оценки всех уровней сотрудников органа инспекции, в том числе оценки технических компетенций в заявленной области аккредитации, экспертной группой применяются опросные листы (вопросники), разработанные в соответствии с пунктом 5.1.6 настоящего Руководства.

6.1.7. Акт выездной экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации заявителя (аккредитованного лица), прилагаемый к этому акту, направляются в электронном виде в Росаккредитацию экспертом по аккредитации не позднее 30 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа о проведении документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) Критериям аккредитации, утверждение состава экспертной группы.

6.2. Проведение оценки соответствия при подтверждении компетентности аккредитованного лица в течение первого года со дня аккредитации

6.2.1. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица в течение первого года со дня аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия за исключением случаев, установленных пунктом 6.2.2 настоящего руководства.

6.2.2. Процедура подтверждения компетентности в течение первого года со дня аккредитации проводится в форме выездной оценки соответствия с применением техники оценки в комбинации с удаленной оценкой, анализом документов аккредитованного лица, интервьюированием, анализом инспекционных дел, а также свидетельской оценкой, в том числе если:

а) в течение первого года со дня аккредитации действие аккредитации аккредитованного лица было приостановлено национальным органом по аккредитации;

б) в течение первого года со дня аккредитации действие документов, выданных по результатам деятельности аккредитованного лица, приостанавливалось или прекращалось, а также указанные документы признавались недействительными органами государственного контроля (надзора) или национальным органом по аккредитации;

в) процедура подтверждения компетентности проводится с расширением области аккредитации или изменением места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица.

6.2.3. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица в течение первого года со дня аккредитации с расширением области аккредитации проводится в форме выездной оценки соответствия, а также документарной оценки соответствия (в части расширения области аккредитации).

6.2.4. При формировании плана оценки соответствия органа инспекции в обязательном порядке должны быть включены требования беспристрастности, требования к ресурсам, жалобы и апелляции, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты и корректирующие действия.

6.2.5. При использовании техники анализа результатов инспекции экспертной группой проводится отбор актов инспекции, оформленных в отчетном периоде органом инспекции.

6.2.6. В случае проведения свидетельской оценки методом моделирования процесса в рамках оценки всех уровней сотрудников органа инспекции, в том числе оценки технических компетенций в утвержденной области аккредитации, экспертной группой применяются опросные листы (вопросники), разработанные в соответствии с пунктом 5.1.6 настоящего Руководства.

6.2.7. В случае проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации, порядок проведения оценки соответствия в части расширяемой области аккредитации осуществляется в соответствии с положениями раздела 6.1 настоящего Руководства.

6.3. Проведение оценки соответствия при подтверждении компетентности аккредитованного лица не реже, чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности

6.3.1. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица не реже, чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности проводится в форме выездной оценки соответствия с применением техники оценки в комбинации с удаленной оценкой, анализом документов аккредитованного лица, интервьюированием, анализом актов инспекции, а также свидетельской оценкой.

6.3.2. При формировании плана оценки соответствия органа инспекции в обязательном порядке должны быть включены требования беспристрастности, требования к ресурсам, жалобы и апелляции, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты и корректирующие действия.

6.3.3. При использовании техники анализа результатов инспекции экспертной группой проводится отбор актов инспекции, оформленных в отчетном периоде органом инспекции.

6.3.4. В случае проведения свидетельской оценки методом моделирования процесса в рамках оценки всех уровней сотрудников органа инспекции, в том числе оценки технических компетенций в утвержденной области аккредитации, экспертной группой применяются опросные листы (вопросники), разработанные в соответствии с пунктом 5.1.6 настоящего Руководства.

6.3.5. В случае проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации, порядок проведения оценки соответствия в части расширяемой области аккредитации осуществляется в соответствии с положениями раздела 6.1 настоящего Руководства.

6.4. Проведение оценки соответствия при подтверждении компетентности аккредитованного лица каждые пять лет со дня аккредитации

6.4.1. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица каждые пять лет со дня аккредитации проводится в форме документарной и выездной оценок соответствия с применением техники оценки в комбинации с удаленной оценкой, анализом документов аккредитованного лица, интервьюированием, анализом инспекционных дел, а также свидетельской оценкой.

6.4.2. При формировании плана оценки соответствия органа инспекции в обязательном порядке должны быть включены требования беспристрастности, требования к ресурсам, жалобы и апелляции, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты и корректирующие действия.

Кроме того, экспертная группа в праве запросить доступ к материалам в рамках процедур аккредитации, подтверждения компетентности в течение первого года со дня аккредитации и не реже, чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица для детального анализа деятельности органа инспекции в течение цикла аккредитации.

6.4.3. При использовании техники анализа результатов инспекции, экспертной группой проводится отбор актов инспекции, оформленных в отчетном периоде органом инспекции.

6.4.4. В случае проведения свидетельской оценки методом моделирования процесса в рамках оценки всех уровней сотрудников органа инспекции, в том числе оценки технических компетенций в утвержденной области аккредитации, экспертной группой применяются опросные листы (вопросники), разработанные в соответствии с пунктом 5.1.6 настоящего Руководства.

6.4.5. В случае проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации, порядок проведения оценки соответствия в части расширяемой области аккредитации осуществляется в соответствии с положениями раздела 6.1 настоящего Руководства.

6.5. Проведение свидетельской оценки

6.5.1. В ходе свидетельской оценки члены экспертной группы, должностные лица национального органа по аккредитации (в случае их участия) выполняют наблюдение, не оказывая влияния на выполнение органом инспекции работ по проведению инспекций в пределах области аккредитации.

6.5.2. Интервьюирование с заказчиком органа инспекции со стороны наблюдателей - членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации не допускается, в целях исключения влияния на результаты выполнения работ по проведению инспекций.

6.5.3. При проведении свидетельской оценки не допускается консультирование заказчика органа инспекции со стороны членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации (в случае их участия).

6.5.4. В ходе свидетельской оценки члены экспертной группы, должностные лица национального органа по аккредитации (в случае их участия) не выражают собственного мнения об органе инспекции, не озвучивают выявляемые в ходе выполнения работ несоответствия установленным требованиям в присутствии заказчика.

6.5.5. Все вопросы, возникающие между членами экспертной группы, должностными лицами национального органа по аккредитации (в случае их участия) и органом инспекции обсуждаются на закрытых совещаниях с целью сохранения конфиденциальности результатов свидетельской оценки.

6.5.6. По окончании проведения свидетельской оценки члены экспертной группы, должностные лица национального органа по аккредитации (в случае их участия) имеют право задать вопросы работникам органа инспекции, выполнявшим работы по проведению инспекций, для получения дополнительных разъяснений и информирования о результатах работы, включая наблюдение и выявленные несоответствия (при наличии).

6.5.7. По окончании свидетельской оценки членами экспертной группы должен быть представлен отзыв, включая все наблюдения и выявленные несоответствия критериям аккредитации (при наличии), озвучены сроки предоставления письменного отчета по свидетельской оценке и последующие после оценки действия; предоставлена органу инспекции возможность высказаться и задать вопросы экспертной группе.

6.5.8. Экспертная группа должна получить и проанализировать акт инспекции по результатам проведения инспекции в рамках области аккредитации и в соответствии со схемой аккредитации органа инспекции, информацию о коррекциях и корректирующих действиях со стороны заказчика органа инспекции по выявленным несоответствиям и всю дополнительную информацию, которая требуется.

6.5.9. Если на каком-то этапе проведения инспекции эксперт по аккредитации обнаруживает потенциальное условие, которое он рассматривает как неизбежный значительный риск, эксперт по аккредитации должен инициировать закрытое совещание с работниками органа инспекции с целью информирования об угрозе для принятия мер по ее устранению в соответствии с процессом органа инспекции и юридической ответственностью.

6.5.10. Вся информация, полученная наблюдателями - членами экспертной группы, должностными лицами национального органа по аккредитации (в случае их участия), является конфиденциальной. В связи с чем наблюдатели обеспечивают сохранность полученной конфиденциальной информации.