5. Подготовка к проведению оценки соответствия
5.1. Подготовка к проведению оценки соответствия экспертами по аккредитации, техническими экспертами
5.1.1. Оценку соответствия органа инспекции проводит экспертная группа, сформированная национальным органом по аккредитации.
5.1.2. Орган инспекции должен быть заранее проинформирован о составе экспертной группы для проведения оценки соответствия, в том числе свидетельской оценки, с целью предоставления возможности возразить против конкретного члена экспертной группы с объективным обоснованием (например, риск беспристрастности, жалобы в отношении члена экспертной группы).
5.1.3. Проведение оценки соответствия органа инспекции проводится в соответствии с программой, утверждаемой Росаккредитацией, в том числе, с указанием сроков предоставления результатов экспертизы, представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, и выездной оценки соответствия органа инспекции, в том числе удаленной оценки (в обоснованных случаях в соответствии с документом СМ N 03.1-1.0007).
5.1.4. При формировании программы выездной оценки применяется методика, утвержденная приказом Росаккредитации N 12.
Программа выездной оценки содержит:
а) перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица Критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой;
б) перечень мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица Критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной (расширяемой) или утвержденной области аккредитации, осуществляемых должностными лицами Росаккредитации (при необходимости);
в) указание вида проведения выездной оценки по месту (местам) осуществления деятельности либо в виде удаленной оценки (в обоснованных случаях в соответствии с документом СМ N 03.1-1.0007).
5.1.5. В случае наличия оснований к проведению свидетельской оценки в программе выездной оценки, утвержденной приказом Росаккредитации, руководитель экспертной группы осуществляет выбор объектов свидетельской оценки с учетом результатов анализа следующих факторов:
- схемы аккредитации (процедура аккредитации, расширения области аккредитации или подтверждения компетентности);
- цикла аккредитации (при наличии);
- персонала органа инспекции;
- места (мест) осуществления деятельности органа инспекции;
- наименование видов (областей) измерений;
- иных факторов.
5.1.5.1. При большом количестве объектов оценки соответствия, заявленных в области аккредитации органа инспекции, руководитель экспертной группы совместно с членами экспертной группы определяют профилирующие направления, по которым проводятся инспекции.
При наличии у органа инспекции в области аккредитации большого количества наименований продукции она группируется по отраслям народного хозяйства, производственным отраслям, специфическим видам работ, далее определяется основная группа продукции, после чего выбираются определяемые характеристики (показатели) продукции.
5.1.5.2. Приоритетной является свидетельская оценка проведения таких инспекций, которые требуют различных компетенций персонала, применение сложных методов и схем инспекции, оборудования, например, когда частью инспекции являются: отбор проб, проведение измерений, испытаний, выполняемые самим органом инспекции.
5.1.5.3. Возможными критериями для выбора методов инспекций с учетом места (мест) осуществления деятельности органов инспекции как с качественной, так и количественной стороны, могут быть:
1) свидетельства внедрения системы менеджмента, опыт, возможность и способности, если таковые имеются, модификации/разработки методов инспекций;
2) техническая сложность;
3) последствия ошибок (возможные риски);
4) баланс между стандартизованными и не стандартизованными методами инспекций.
Руководитель экспертной группы совместно с членами группы может:
- отобрать все методы инспекций, то есть провести сплошную проверку;
- отобрать специфические методы инспекций;
- отобрать отдельные методы инспекций, то есть сформировать выборку.
Сплошная проверка может быть целесообразной, если орган инспекции заявил в области аккредитации один показатель и один метод инспекций или один метод инспекций для нескольких видов продукции, или заявленные методы технически не сложные и время проведения испытаний не больше времени обследования по месту нахождения.
При заявлении нескольких областей деятельности, в каждой области деятельности должен быть оценен как минимум один ключевой или принципиальный метод инспекций.
При формировании выборки можно группировать методы инспекций при условии демонстрирования эквивалентности и сравнимости методов инспекций.
При формировании выборки сравнимых методов инспекций, необходимо учитывать, что методы инспекций не требуют использования различного оборудования, и демонстрации различных знаний или опыта персонала.
5.1.6. В случае проведения методом моделирования процесса оценки компетентности всех уровней сотрудников органа инспекции, руководитель экспертной группы совместно с техническими экспертами разрабатывают опросные листы (вопросники) для каждой отдельной категории сотрудников органов инспекции, в том числе для каждой конкретной области технической компетенции.
5.2. Разработка плана оценки
5.2.1. Перед проведением выездной оценки руководитель экспертной группы на основе программы выездной оценки, программы оценки цикла (при наличии), информации, представленной заявителями/аккредитованными лицами, разрабатывает план выездной оценки с применением различных техник оценки, включая свидетельскую оценку. Форма плана выездной оценки представлена в приложении 1.
В соответствии с планом оценки руководитель экспертной группы распределяет обязанности между членами экспертной группы в рамках их компетентности:
- руководитель экспертной группы оценивает систему менеджмента органа инспекции, проводит интервьюирование с лицами, ответственными за функционирование процессов системы менеджмента, и другим персоналом органа инспекции, проводит вступительное, заключительное совещание, организовывает и курирует работу экспертной группы;
- технические эксперты, включенные в состав экспертной группы, имеющие статус экспертов по аккредитации, оценивают процессы инспекции в областях, в которых они компетентны;
- технические эксперты, включенные в состав экспертной группы, не имеющие статуса эксперта по аккредитации, консультируют руководителя экспертной группы и экспертов по аккредитации по техническим областям в рамках своей компетентности.
5.2.2. При разработке плана оценки руководитель экспертной группы должен учитывать следующие риски, связанные с видами деятельности, местами осуществления деятельности и персоналом в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации:
- безопасность членов экспертной группы при проведении выездной (свидетельской) оценки;
- риски для здоровья членов экспертной группы;
- влияние экспертной группы на деятельность органа инспекции/заказчика органа инспекции;
- большая численность работников органов инспекции для оценки компетентности;
- множество мест осуществления деятельности органа инспекции;
- большая область аккредитации органа инспекции;
- недостаточное время для проведения всех запланированных мероприятий по оценке;
- недостаточная компетентность членов экспертной группы;
- жалобы и обращения в отношении органа инспекции;
- представление недостоверной/ложной информации со стороны органа инспекции;
- не предоставление возможности для осуществления свидетельской оценки;
- проведение удаленной оценки;
- беспристрастность членов экспертной группы;
- языковой барьер;
- сложная логистика;
- транспортная доступность.
5.2.3. План выездной оценки должен включать область оценки, временной график оценки с учетом перерывов и функции всех членов экспертной группы, виды деятельности, подлежащие оценке, места осуществления деятельности, персонал, подлежащий оценке, а также техники оценки, которые будут применяться, включая свидетельскую оценку, если применимо. В случае, если свидетельская оценка неприменима или невозможна, приводится обоснование.
5.2.4. Для корректного составления временного графика оценки руководителем экспертной группы проводится подробный расчет сроков проведения выездной экспертизы. Таблица расчета сроков проведения выездной экспертизы представлена в приложении 2.
5.2.5. План выездной оценки подписывается руководителем экспертной группы и заблаговременно согласовывается с органом инспекции и, при необходимости, с должностными лицами Росаккредитации в случае их участия в проведении мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
5.3. Подготовка к проведению свидетельской оценки органа инспекции критериям аккредитации
5.3.1. Орган инспекции должен проинформировать заказчика о необходимости проведения свидетельской оценки, разъяснить процедуру, заключить соответствующий договор (соглашение), который будет обязывать заказчика предоставить доступ наблюдателям (экспертной группе, должностным лицам национального органа по аккредитации (в случае их участия)) не территорию заказчика для проведения свидетельской оценки.
5.3.2. Для проведения свидетельской оценки на своей территории (если уместно и применимо), орган инспекции обязан заблаговременно проинформировать заказчика (в случае их участия), членов экспертной группы, должностных лиц Росаккредитации (в случае их участия) о всех применяющихся требованиях безопасности и (или) ограничениях, связанных с реализацией программы проверки квалификации.
5.3.3. В случае предоставления возможности проведения свидетельской оценки на своей территории, заказчик органа инспекции обязан заблаговременно проинформировать персонал органа инспекции, членов экспертной группы, должностных лиц Росаккредитации (в случае их участия) о всех применяющихся требованиях безопасности и (или) ограничениях, связанных с проведением работ на территории заказчика (либо в виде удаленной оценки (в обоснованных случаях в соответствии с документом СМ N 03.1-1.0007)).
5.3.4. В случае возникновения обстоятельств, влекущих обоснованную невозможность заключения договора с заказчиком, орган инспекции в короткие сроки обязан проинформировать Росаккредитацию и руководителя экспертной группы (эксперта по аккредитации). В таком случае Росаккредитацией принимается решение по проведению свидетельской оценки в формате смоделированного процесса по всему процессу инспекции или его определенной части.
5.3.5. Решение о замене свидетельской оценки по месту (местам) осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица или заказчика на свидетельскую оценку, проводимую методом смоделированного процесса, а также исключение из программы выездной оценки свидетельской оценки принимается Росаккредитацией в обоснованных случаях, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях отказа заказчика на участие в свидетельской оценки, отсутствие заявок на проведение инспекции, введение ограничительных режимов на территории отдельных субъектов Российской Федерации.