Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
1 декабря 2023 г.

СМ N 04.1-1.0013

ВЕРСИЯ 01. ДЕКАБРЬ 2023 Г.

РУКОВОДСТВО
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 14065-2022
(IAF MD 6:2023, IDT)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 6:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.

1. Область применения

1.1 Настоящее руководство является обязательным для согласованного применения ГОСТ Р ИСО 14065-2022 для аккредитации ОВВ в целях валидации или верификации экологической информации.

1.2 Все положения ГОСТ Р ИСО 14065-2022 продолжают применяться, и настоящее руководство не заменяет ни одного из требований указанного стандарта.

2. Нормативные ссылки

2.1 В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 (ISO 14064-1:2018, IDT) "Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации"
ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 (ISO 14064-2:2019, IDT) "Газы парниковые. Часть 2. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения на уровне проекта"
ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 (ISO 14064-3:2019, IDT) "Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов"
ГОСТ Р ИСО 14065-2022
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14065-2022 (ISO 14065:2020, IDT) "Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации экологической информации"
ГОСТ Р ИСО 14067-2021
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14067-2021 (ISO 14067:2018, IDT) "Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 (ISO/IEC 17029:2019, IDT) "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации"
ISO 14066:2023
Международный стандарт ISO 14066:2023 "Экологическая информация - Требования к компетентности команд, проверяющих экологическую информацию" (ISO 14066:2023 "Environmental information - Competence requirements for teams validating and verifying environmental information")
IAF MD 6:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 6:2023 "Обязательный документ IAF для применения ISO 14065:2020" (IAF MD 16:2023 "IAF mandatory document for the Application of ISO 14065:2020")

2.2 При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

3. Термины и определения

3.1 В настоящем руководстве применяются следующие термины в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14065-2022, ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, а также:

оценка существенности
-
рассмотрение декларации об экологической информации для целей идентификации потенциально существенной <1> информации <2>

--------------------------------

<1> Пункт 3.6.8 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<2> В заявлениях в отношении парниковых газов количественная существенная информация может относиться к источникам, поглотителям или накопителям.

3.2 В настоящем руководстве применяются следующие сокращения

ОВВ
-
орган по валидации и верификации
ПГ
-
парниковые газы
AUP
-
согласованные процедуры
IAF
-
Международный форум по аккредитации
MLA
-
Многостороннее соглашение о взаимном признании

4. Общие положения

4.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022 является национальным стандартом, устанавливающим требования для органов, осуществляющих валидацию или верификацию экологической информации, используя ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 или иные подходящие стандарты или технические требования. ГОСТ Р ИСО 14065-2022 предоставляет администраторам программы экологической информации, регуляторам и тем, кто занимается аккредитацией, основу для оценки и признания компетентности ОВВ. ГОСТ Р ИСО 14065-2022 включает ссылки на положения ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022. Таким образом, ГОСТ Р ИСО 14065-2022 требует применения ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022. ГОСТ Р ИСО 14065-2022 добавляет требования, относящиеся к валидации и верификации декларации об экологической информации. Также он включает определения, используемые в заданиях по подтверждению достоверности экологической информации, и в некоторых случаях дает новые определения терминам, определение которых есть в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

4.2 Заключения, выдаваемые аккредитованными ОВВ базируются на нескольких схемах экологической отчетности, таких как схемы раскрытия информации о ПГ, и схемах торговли ПГ. Предполагаемые пользователи этой информации придают большое значение достоверности информации в отношении измеренных и заявленных тонн выброшенного или поглощенного CO2-эквивалента. Один конкретный пример включает предоставление организацией отчета о выбросах ПГ для выполнения требований регулятора или в рамках деятельности организации по публичному раскрытию экологической информации. Другой пример включает торговлю продукцией, где покупаются и продаются квоты на выбросы ПГ.

4.3 В настоящее время экологическая информация включает другие темы помимо заявлений в отношении ПГ. Сейчас признается, что заявления, связанные с выпуском зеленых облигаций или с предоставлением зеленых займов, относятся к области ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Также ГОСТ Р ИСО 14065-2022 признает относящейся к своей тематике информацию о действиях, предпринимаемых финансирующей стороной в области изменения климата. Стандарты и программы, связанные с другими темами, которые, как ожидается, будут затрагивать ГОСТ Р ИСО 14065-2022, включают водный след и экологическую маркировку.

4.4 Экологическая информация, имеющая исторический характер, может быть верифицирована. Информация, касающаяся планируемых или предполагаемых показателей, подлежит валидации. Верификация дает предполагаемым пользователям разумную или ограниченную уверенность в том, что сообщаемая информация достоверна. Валидация дает предполагаемым пользователям ограниченную уверенность в том, что планирование или прогнозирование информации имеет под собой разумную основу. Уверенность предполагаемых пользователей в отношении валидированных и верифицированных информационных данных возрастает, если ОВВ соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

Верификация - это процесс, при котором орган по верификации оценивает по определенным критериям верификации декларацию в отношении ПГ, касающуюся организации, продукции или проекта (следовательно, этот процесс имеет дело с историческими данными и информацией). В случае ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021, ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 и ГОСТ Р ИСО 14067-2021 оценка касается как соответствия критериям (т.е. тому, что определено стандартом), так и действий, гарантирующих точность и достоверность заявления в отношении ПГ. Деятельность по верификации основана на согласованных задачах, области, уровне уверенности, существенности и критериях.

Валидация - это процесс, при котором орган по валидации оценивает план проекта по ПГ по определенным критериям валидации (следовательно, этот процесс имеет отношение к оценке потенциальных будущих результатов). После публикации ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 валидация также признается в качестве подходящего способа предоставления заключения по предсказываемой или прогнозируемой информации. Такая информация может иметь отношение к ожидаемым сокращениям выбросов ПГ, связанным с инвентаризацией ПГ как на уровне организации, так и на уровне проекта.

4.5 В сфере торговли квотами на выбросы крайне важно, чтобы ОВВ был осведомлен о последствиях двойного учета, двойного заявления и двойной регистрации при предоставлении заключения о валидации или верификации.

ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 представляет дополнительный метод - AUP. AUP использует методы верификации, но их применение не приводит к выпуску заключения или обеспечения уверенности для предполагаемых пользователей. Условия применения AUP в части аккредитации изложены в пункте 9.2 настоящего руководства.

Договоренность по валидации или верификации является уникальной для определенных деклараций каждого клиента, представленных в определенный момент времени.

4.6 Настоящее руководство представляет дополнительные рекомендации по применению, с целью гармонизации проводимых членами IAF оценок ОВВ на соответствие ГОСТ Р ИСО 14065-2022 и иным применяемым стандартам. Это является важным шагом по направлению к многостороннему признанию аккредитации.

4.7 Настоящее руководство будет рассматриваться в качестве обязательного для согласованного применения ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Подписанты договоренности IAF MLA, а также кандидаты на получение статуса подписанта указанной договоренности будут оценивать друг друга на применение ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Настоящее руководство принято Росаккредитацией в качестве части общих правил аккредитации. Настоящее руководство будет полезно для ОВВ, а также для тех, кто использует выпущенные ОВВ заключения по валидации или верификации при принятии решений.

4.8 Настоящее руководство повторяет структуру ГОСТ Р ИСО 14065-2022, при этом заголовки выделены полужирным шрифтом. Специфические критерии IAF обозначены буквами MD в сопровождении ссылки на номер соответствующего пункта ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Во всех случаях ссылка по тексту настоящего руководства на "пункт XXX" означает ссылку на пункт ГОСТ Р ИСО 14065-2022, если не указано иное. <1>

--------------------------------

<1> Начиная с раздела 5 настоящего руководства и далее по тексту, идет повторение стандарта ГОСТ Р ИСО 14065-2022, начиная с раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022 и далее по тексту.

4.9 ГОСТ Р ИСО 14065-2022 допускает использование ISAE 3000 и ISRS 4400 в качестве критериев, которые могут применяться при проведении валидации или верификации, когда предметом являются зеленые долговые инструменты или климатически значимая финансовая деятельность. ISAE 3000 был исходным документом для ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 и обычно используется специалистами по финансовому учету. ISAE основан на руководящих принципах, и заключения являются предметом оценки риска и профессионального суждения специалистов, его применяющих.

5. Принципы

5.1 Общие принципы

Росаккредитация не устанавливает дополнительные принципы к пункту 4.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

5.2 Принципы, применяемые к процессам валидации/верификации

Росаккредитация не устанавливает дополнительные принципы к пункту 4.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

5.3 Принципы, применяемые к органам по валидации или верификации

Росаккредитация не устанавливает дополнительные принципы к пункту 4.3 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

5.4 Консервативность

Росаккредитация не устанавливает дополнительные принципы к пункту 4.4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022. Принцип консервативности обычно относится к выбору количественных методов или к выбору базовой линии для проектов в случаях, когда у составителя отчета имеется свобода выбора между вариантами.

5.5 Профессиональный скептицизм

Росаккредитация не устанавливает дополнительные принципы к пункту 4.5 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

6. Общие требования

6.1 Юридическое лицо

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 5.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

6.2 Ответственность за декларацию о валидации/верификации

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 5.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

6.3 Управление беспристрастностью

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 5.3 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

6.4 Обязательства

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 5.4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

7. Требования к структуре

7.1 Структура организации и высшее руководство

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 6.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

7.2 Оперативный контроль

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 6.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

8. Требования к ресурсам

8.1 Общие положения

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 7.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

8.2 Персонал

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 7.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

8.3 Процесс управления компетентностью персонала

MD 7.3.1.

ОВВ должен продемонстрировать, каким образом была оценена компетентность персонала. Лицо, осуществляющее оценку персонала, должно быть компетентным. <1>

--------------------------------

<1> Оценщик может быть внутренним или внешним по отношению к ОВВ.

8.4 Аутсорсинг

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 7.4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

9. Программа валидации/верификации

MD 8.1.

Для каждой новой программы валидации или верификации экологической информации, в рамках которой ОВВ хочет работать, он должен создавать процесс разработки. Этот процесс разработки должен обеспечивать следующие выходные данные: <2>

--------------------------------

<2> Элементы программ валидации и верификации можно найти в Приложение A в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

- Идентификация предполагаемых пользователей, а также их ожиданий и требований в отношении результатов деятельности по валидации или верификации.

- Анализ и понимание применяемой области валидации/верификации, включая применяемые критерии.

- Анализ и понимание применяемых критериев валидации или верификации.

- Рассмотрение стратегии и бизнес-рисков ОВВ.

- Идентификация, соответствуют ли критериям каждой валидации или верификации требования, предъявляемые к компетентности группы по валидации/верификации, к экспертам по валидации/верификации, а также к независимым рецензентам и вспомогательному персоналу;

- Подтверждение того, что предложенные организационные мероприятия по валидации или верификации способны удовлетворить требованиям применяемой программы.

- Инструментарий, необходимый для сбора свидетельств в ходе валидации/верификации.

10. Требования к процессу

10.1 Общие требования

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 9.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

10.2 Предварительная договоренность

MD 9.2.1.

ОВВ должен получить у клиента или ответственной стороны подтверждение типа договоренности. Типы договоренности могут включать верификацию, валидацию, согласованные процедуры или смешанную договоренность.

MD 9.2.2. (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022)

AUP применяются в случае, когда предполагаемому пользователю(-ям) требуются результаты деятельности по сбору свидетельств верификации, но не требуется мнение эксперта по верификации. ОВВ должен применять AUP только в рамках аккредитованной деятельности по валидации и верификации при следующих условиях:

- Применяются требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

- Согласованные процедуры определены заранее и согласованы с клиентом или ответственной стороной.

- Независимое рецензирование и утверждение выпуска отчета по фактическим обнаружениям должно осуществляться в соответствии с требованиями пункта 9.6 и пункта 9.7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

- Отчет ОВВ по фактическим обнаружениям должен ясно описывать ограничения на использование и распространение отчета по фактическим обнаружениям. Отчет по фактическим обнаружениям может быть только для организации и предполагаемых пользователей.

- Отчет по фактическим обнаружениям ясно описывает выполненные процедуры и фактические обнаружения, ставшие результатом этих процедур.

Кроме того, программа может устанавливать использование AUP вместо задания по подтверждению достоверности информации. <1>

--------------------------------

<1> ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 требует "достаточности свидетельств" для подтверждения заявления в отношении ПГ и определяет, что, в отсутствии достаточной информации, процедура верификации/валидации не должна проводиться (пункт 5.4.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021). Достаточная информация для подтверждения декларации об экологической информации может отсутствовать, когда декларации включают информацию, предоставленную представителями третьей стороны, такими как поставщики. В таких случаях ОВВ и его клиент могут согласовать смешанное задание (пункт 5.1.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021), которое может включать использование AUP для деклараций, в отношении которых у эксперта по верификации отсутствует возможность определить наличие информационных следов (пункт 6.1.3.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021) или понять системы управления данными и средства внутреннего контроля, сгенерировавшими информацию (пункт 6.1.3.3 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021).

Распределение времени для договоренности должно быть обосновано с учетом анализа представленной информации и зафиксировано ОВВ <2>.

--------------------------------

<2> Использование AUP остается на усмотрение Росаккредитации.

10.3 Договоренность

MD 9.3.1. (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022)

ОВВ должен обеспечить в соглашении с клиентом требование взаимодействия со стороны клиента в случае, когда обнаруженные факты или информация существенно влияют на заявление по валидации или верификации.

Соглашение, имеющее юридическую силу, должно включать политику, регулирующую маркетинговые и иные ссылки на ОВВ, которые ОВВ разрешает своим клиентам использовать в отношении любой декларация об экологической информации. Если речь идет о разрешении на использование знака валидации или верификации, или специального текста, то не должно быть двусмысленности в отношении предполагаемого использования декларации об экологической информации, которая прошла валидацию или верификацию. Политика должна обеспечивать соответствие Приложению B ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

10.4 Планирование

MD 9.4.2.1.

ОВВ должна документировать результаты стратегического анализа

10.5 Проведение валидации/верификации

MD 9.5.4.1. (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022)

Для деклараций, содержащих количественную информацию, ОВВ должен осуществить оценку существенности в отношении декларации с целью идентификации потенциально существенных входных данных <1>.

--------------------------------

<1> Для ПГ входные данные включают источники, поглотители или накопители

MD 9.5.4.2. (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022)

Валидация или верификация должна проводиться с профессиональным скептицизмом, предполагающим, что предоставленные информация и данные могут быть неверными, если не доказано противоположного.

10.6 Анализ

MD 9.6.1.

Документацию по итогам проведения валидации или верификации следует обеспечивать достаточной прослеживаемостью, чтобы это позволяло продемонстрировать, что риск, относящийся к валидации/верификации, был снижен до приемлемого уровня.

10.7 Принятие решения и выдача декларации о валидации/ верификации

MD 9.7.1.3.1.

ОВВ должен обеспечить, чтобы формулировка в его отчете о фактических выводах не содержала и не подразумевала предоставления гарантий для предполагаемых пользователей. Это также применимо, если ОВВ проверил элементы декларации с использованием согласованных процедур в рамках смешанного задания.

10.8 Факты, обнаруженные после выдачи декларации о валидации/верификации

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 9.8 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

10.9 Рассмотрение апелляций

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 9.9 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

10.10 Рассмотрение жалоб

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 9.10 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

10.11 Записи

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 9.11 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

11. Требования к информации

11.1 Общедоступная информация

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 10.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

11.2 Другая информация, которая будет доступна

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 10.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

11.3 Ссылка на валидацию/верификацию и использование знаков

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 10.3 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

11.4 Конфиденциальность

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 10.4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12. Требования к системам менеджмента

12.1 Общие положения

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.1 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12.2 Анализ со стороны руководства

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.2 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12.3 Внутренние аудиты

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.3 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12.4 Корректирующее действие

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.4 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12.5 Действия по обращению с рисками и возможностями

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.5 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

12.6 Документированная информация

Росаккредитация не устанавливает дополнительные требования к пункту 11.6 ГОСТ Р ИСО 14065-2022.