5. Занятость
5.1. Стороны считают обеспечение сферы ЖКХ престижными рабочими местами одним из основных отраслевых приоритетов. С этой целью Стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач:
5.1.1. Обеспечение максимально возможной занятости и реализация мер, способствующих расширению возможностей трудоустройства:
- в рамках деятельности СПК ЖКХ совершенствование системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда для нужд отрасли на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах;
- сохранение и создание новых рабочих мест;
- сдерживание и снижение негативных последствий массовых увольнений работников и резкого роста безработицы;
- развитие практики стажировок учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в Организациях ЖКХ в целях получения опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;
- содействие принятию мер в отрасли, направленных на создание условий для совмещения женщинами работы (учебы) и воспитания детей, распространение лучшей практики реализации мероприятий по обеспечению занятости молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
- разработка и реализация мер по содействию занятости в сфере ЖКХ граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц предпенсионного возраста;
- содействие в трудоустройстве и поддержка занятости в сфере ЖКХ лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- развитие и популяризация института наставничества;
- создание условий, стимулирующих межрегиональную трудовую мобильность граждан Российской Федерации;
- формирование эффективной системы взаимодействия органов службы занятости с отраслевыми работодателями и обеспечение информированности о наличии вакансий в сфере ЖКХ субъектов Российской Федерации.
5.1.2. Развитие системы профессиональных квалификаций в отрасли, в том числе:
- содействие модернизации системы профессионального образования для развития его технологической базы; интеграция системы профессиональных квалификаций с системой профессионального образования и обучения, а также синхронизация понятийного аппарата, используемого в сфере образования, труда и в системе профессиональных квалификаций;
- участие в разработке, актуализации и внедрении профессиональных стандартов;
- содействие в обеспечении взаимосвязи уровня квалификации работников и оплаты их труда;
- установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, с учетом РТК;
- содействие развитию системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, с финансовой и общественной безопасностью, иными профессиональными рисками; финансовая и территориальная доступность оценки квалификации для работников;
- сохранение права работодателей на использование Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих для установления требований к квалификации работников и системам оплаты труда в Организациях ЖКХ и переход к профессиональным стандартам по мере их разработки и с учетом практики внедрения, если это напрямую не запрещено законодательством РФ;
- развитие системы оценки текущего и перспективного спроса и предложения квалификаций на рынке труда;
- участие ОООР ЖКК и Профсоюза в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов, нормативных правовых актов органов государственной власти, устанавливающих или изменяющих требования к лицам, претендующим на занятие профессиональной деятельностью, регулируемой специальными федеральными законами.
5.1.3. Осуществление мер, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития отрасли, в том числе:
- содействие развитию материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций;
- стимулирование инвестиций бизнеса в систему профессионального образования.
5.1.4. Повышение эффективности использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации, в том числе:
- проведение мониторинга численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в сфере ЖКХ на территории Российской Федерации;
- совершенствование механизмов привлечения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;
- повышение роли социальных партнеров в регулировании численности иностранной рабочей силы;
- определение потребности в привлечении иностранных работников.
5.1.5. Повышение престижа рабочих профессий в сфере ЖКХ, в том числе:
- проведение Всероссийского отраслевого конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии";
- проведение информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, направленных на повышение престижа рабочих профессий.
5.1.6. Реализация возможности осуществления электронного кадрового документооборота для всех заинтересованных работодателей.
5.1.7. Развитие кадрового потенциала и совершенствование механизмов привлечения в отрасли специалистов высокого уровня квалификации, развитие их профессиональной мобильности.
5.2. Стороны предлагают проводить консультации по следующим вопросам:
- обеспечение прав и гарантий в сфере труда работников сферы ЖКХ;
- разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей и других категорий граждан;
- совершенствование нормативной правовой базы в части предоставления рабочих мест молодежи, вышедшей на рынок труда;
- нормативно-правое регулирование гибких форм организации рабочего времени, дистанционной и комбинированной работы, защита трудовых прав работников, выполняющих трудовые функции вне стационарного рабочего места.
5.3. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости на основе повышения трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство), результативности профессиональной деятельности и постоянного роста профессионально-квалификационного уровня каждого работника в соответствии с профессиональными стандартами, развития и сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах и содействия занятости высвобождаемых работников. При этом возможно привлечение к трудовой деятельности мигрантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на работу, на которую не соглашаются граждане Российской Федерации.
Работодатели не допускают необоснованного сокращения рабочих мест.
5.4. Работодатели обеспечивают:
5.4.1. Сохранение за работником среднего месячного заработка на весь период обучения при направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства, в том числе на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
5.4.2. Предоставление работы по специальности выпускникам образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами на обучение и присвоенным уровнем профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификаций" (далее - ФЗ N 238).
5.4.3. Использование следующих возможностей для минимизации сокращения численности или штата работников при компенсациях, установленных в коллективных договорах:
а) естественный отток кадров (собственное желание, выход на пенсию и другое);
б) переподготовка кадров, их перемещение внутри Организации ЖКХ.
5.4.4. Предоставление работникам, увольняемым из филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений Организации ЖКХ в связи с сокращением штата или численности работников, информации о вакансиях в других филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях данной Организации ЖКХ.
5.4.5. Предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.
5.4.6. Предоставление работникам, предупрежденным об увольнении в связи с принятым решением о ликвидации Организации ЖКХ, сокращением численности или штата, информации о направлении в установленном законодательством порядке в органы службы занятости письменного сообщения о проведении соответствующих мероприятий для содействия в их трудоустройстве, а также оплачиваемого времени для поиска работы в порядке, установленном непосредственно в Организациях ЖКХ.
5.4.7. Предоставление возможности переподготовки, трудоустройства и установление льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинскими рекомендациями.
5.4.8. Сохранение за работниками, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в данной Организации ЖКХ, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, права на поступление на работу в ту же Организацию ЖКХ, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") при наличии финансовой возможности Организации ЖКХ.
5.5. Первичные профсоюзные организации обязуются:
5.5.1. Проводить взаимные консультации с работодателем по проблемам занятости.
5.5.2. Содействовать проведению разъяснительной работы по реализации мероприятий, проводимых при реформировании ЖКХ, по социальной и трудовой адаптации работников Организаций ЖКХ и оказанию им психологической поддержки.
5.6. Критерием массового увольнения работников при сокращении численности или штата работников Организации является увольнение свыше 10% работников Организации ЖКХ единовременно с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99.
5.7. При реорганизации Организаций ЖКХ применяется процедура продолжения трудовых отношений, предусмотренная ч. 5 ст. 75 ТК РФ. При реорганизации Организаций ЖКХ или смене собственника имущества Организации ЖКХ, сдаче имущества в аренду или заключении концессионного соглашения трудовые отношения с согласия работника продолжаются, прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только согласно действующему законодательству.
5.8. Работодатели обязуются:
а) извещать выборные органы первичных профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и предоставлять им информацию по решению о реорганизации, принятому уполномоченным органом управления Организации ЖКХ, в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, но не менее чем за 2 месяца до начала реорганизации;
б) представлять в первичные профсоюзные организации в письменной форме информацию о сокращении численности или штата работников Организации ЖКХ не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае массового сокращения - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Моментом начала проведения соответствующих мероприятий необходимо считать дату направления письменного предупреждения работникам об увольнении в связи с сокращением численности или штата. В случае отсутствия в Организации ЖКХ первичной профсоюзной организации не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий уведомляется региональная организация Профсоюза и трудовой коллектив Организации ЖКХ.
в) при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение (преимущественное право) в оставлении на работе отдается:
- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других Работников с самостоятельным заработком;
- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;
- работникам предпенсионного возраста за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.
5.9. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3, 5 ст. 81 ТК РФ, с работником - членом профсоюза производится с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Увольнение председателя первичной профсоюзной организации, его заместителей производится только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ).
5.10. Первичные профсоюзные организации обязуются:
а) разъяснять работникам особенности процедуры продолжения трудовых отношений в рамках реформирования ЖКХ;
б) содействовать принятию работниками решений о продолжении трудовых отношений и их адаптации к работе в реорганизованных Организациях ЖКХ;
в) содействовать принятию высвобождаемыми работниками Организаций ЖКХ решений о возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
5.11. В случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации ЖКХ работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации ЖКХ и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях ЖКХ:
а) увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка;
б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки в Российской Федерации, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства;
в) работникам пенсионного возраста - в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка, а увольняемым из Организаций ЖКХ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее 9-кратного среднего месячного заработка;
г) увольняемым работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка;
д) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка;
е) работникам, увольняемым из Организаций ЖКХ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее 8-кратного среднего месячного заработка.
В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат, предусмотренных настоящим пунктом, производится только одна выплата по выбору работника.
Указанные размеры выплат включают выплаты, установленные действующим законодательством.
5.12. По желанию работника выплаты могут быть заменены на оплату его переобучения, если учебное учреждение находится на территории субъекта Российской Федерации, где проживает работник, но не свыше затрат, определенных указанными выплатами.