УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЯДЕРНЫХ ОБЪЕКТАХ

В целях обеспечения безопасности при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах.

2. Внести в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 37, ст. 3740; 2006, N 17, ст. 1819; 2007, N 27, ст. 3255; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53, ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30, ст. 4085; N 52, ст. 7137), изменение, изложив подпункт 55 пункта 7 в следующей редакции:

"55) осуществляет федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны России, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны Российской Федерации (в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, организациях, осуществляющих деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, организациях и федеральных ядерных организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", а также в других организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности);".

3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 февраля 2014 года
N 79

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 февраля 2014 г. N 79

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ, ИЗГОТОВЛЕНИИ,
ИСПЫТАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИИ И УТИЛИЗАЦИИ ЯДЕРНОГО
ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ И В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЯДЕРНЫХ ОБЪЕКТАХ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их руководителями, иными должностными лицами и уполномоченными представителями этих юридических лиц требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), изданными в пределах их полномочий (далее - обязательные требования).

3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

а) ядерные объекты - организации и воинские части, на территориях которых используются или хранятся ядерные материалы либо размещаются и (или) эксплуатируются ядерное оружие, ядерные энергетические установки военного назначения, стенды - прототипы ядерных энергетических установок военного назначения, исследовательские ядерные установки, предназначенные для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения, пункты хранения ядерных материалов;

б) физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах - деятельность, осуществляемая в целях предотвращения диверсий (хищений) в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

4. К ядерным объектам относятся:

а) воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы);

б) организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, и организации, осуществляющие деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти;

в) организации и федеральные ядерные организации Госкорпорации "Росатом";

г) федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";

д) иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

5. Государственный надзор осуществляется центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и их подразделениями.

6. Государственный надзор осуществляют следующие должностные лица Минобороны России (далее - должностные лица, осуществляющие государственный надзор):

а) Министр обороны Российской Федерации;

б) заместитель Министра обороны Российской Федерации, должностными обязанностями (должностным регламентом) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) руководители центральных органов военного управления, их заместители, должностными обязанностями (должностными регламентами) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

г) военнослужащие центральных органов военного управления, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие центральных органов военного управления, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

е) руководители подразделений, их заместители, должностными обязанностями (должностными регламентами) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

ж) военнослужащие подразделений, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

з) работники подразделений, трудовыми обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

7. Государственный надзор осуществляется в отношении:

а) юридических лиц (за исключением организаций Вооруженных Сил) со дня получения юридическим лицом лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - лицензия), и до дня окончания срока действия лицензии и окончательного удаления ядерных материалов и радиоактивных веществ, использовавшихся в соответствии с лицензией, с территории этого юридического лица;

б) организаций Вооруженных Сил со дня признания их в установленном нормативными правовыми актами Минобороны России порядке организациями, на территориях которых размещены или которые эксплуатируют ядерное оружие, ядерные энергетические установки военного назначения, исследовательские ядерные установки, предназначенные для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения, либо пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, используемых при эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения, и до дня передачи ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения для ликвидации, утилизации юридическому лицу, выполняющему работы по ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, или юридическому лицу, выполняющему работы по утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, либо до дня окончательного удаления ядерных материалов и радиоактивных веществ с территорий этих организаций.

8. Порядок организации и осуществления государственного надзора при разработке технической документации на ядерные заряды и ядерные боеприпасы в рамках реализации тактико-технических заданий (требований) устанавливается совместным решением Минобороны России и Госкорпорации "Росатом" с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, а порядок организации и осуществления государственного надзора в отношении воинских частей, не являющихся юридическими лицами, - решением Минобороны России.

9. Государственный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения плановых и внеплановых проверок исполнения юридическими лицами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;

в) систематического наблюдения за исполнением юридическими лицами обязательных требований;

г) анализа и прогнозирования состояния исполнения юридическими лицами обязательных требований.

10. Сроки и последовательность проведения административных процедур Минобороны России при осуществлении государственного надзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минобороны России, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Минобороны России, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного надзора определяются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Плановые и внеплановые проверки исполнения юридическими лицами обязательных требований проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки, а в отношении исполнения юридическими лицами обязательных требований на ядерных объектах - только в форме выездной проверки.

12. Предметом плановой проверки является исполнение юридическим лицом требований, связанных с деятельностью по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в сфере разработки, изготовления, испытания, эксплуатации, хранения и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в сфере физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах (далее - установленная сфера деятельности).

13. Предметом внеплановой проверки является исполнение юридическим лицом обязательных требований, а также исполнение предписаний должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Предписание - обязательный для исполнения документ, направленный (врученный) юридическому лицу и содержащий законные требования об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических лиц, государственному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с нарушениями обязательных требований, о проведении других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

14. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые юридическим лицом в установленной сфере деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и предписаний.

15. Если после рассмотрения представленных юридическим лицом в ходе проведения документарной проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации документов и анализа данных им пояснений (либо при отсутствии таких пояснений) Минобороны России установит признаки нарушения юридическим лицом обязательных требований, должностные лица, осуществляющие государственный надзор, проводят выездную проверку.

16. Предметом выездной проверки являются:

а) содержащиеся в документах юридического лица сведения, связанные с исполнением им обязательных требований;

б) соответствие работников юридического лица и военнослужащих воинских частей, являющихся юридическими лицами, обязательным требованиям;

в) соответствие состояния ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения, стендов - прототипов ядерных энергетических установок военного назначения, исследовательских ядерных установок, предназначенных для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения, пунктов хранения ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, иных объектов, оборудования, транспортных средств, используемых юридическим лицом в установленной сфере деятельности (далее - ядерное оружие, ядерные установки, пункты хранения, территории, сооружения и средства эксплуатации) обязательным требованиям;

г) соответствие выполняемых юридическим лицом работ в установленной сфере деятельности обязательным требованиям;

д) принимаемые юридическим лицом меры по исполнению обязательных требований.

17. Проверки исполнения юридическими лицами обязательных требований проводятся на основании приказа Министра обороны Российской Федерации, а в отношении организаций Вооруженных Сил - на основании приказа руководителя центрального органа военного управления, должностными обязанностями (должностным регламентом) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

18. Для определения целей, задач и предмета проверки разрабатывается программа проверки, которая утверждается руководителем центрального органа военного управления, должностными обязанностями (должностным регламентом) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, и направляется в установленном порядке юридическим лицам, подлежащим проверке, совместно с соответствующим приказом о проведении проверки.

19. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, обязаны принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению нарушений обязательных требований и (или) по устранению последствий нарушений обязательных требований, в том числе:

а) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований:

выдать предписание руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица;

принять меры по осуществлению контроля за устранением нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических лиц, государственному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с нарушениями обязательных требований, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) в случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, включая эксплуатацию ядерного оружия, ядерных установок, пунктов хранения, территорий, сооружений и средств эксплуатации, другие выполняемые им работы в установленной сфере деятельности представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических лиц, государственному имуществу, безопасности государства, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с нарушениями обязательных требований, или такой вред причинен:

незамедлительно принять меры по предотвращению таких угроз либо по прекращению причинения такого вреда, вплоть до временного запрета работ в установленной сфере деятельности, выполняемых юридическим лицом, его филиалом, представительством, структурным подразделением, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

довести до сведения государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, а также других юридических лиц любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических лиц, государственному имуществу, безопасности государства и способах ее предотвращения.

20. Систематическое наблюдение за исполнением юридическими лицами обязательных требований включает в себя сбор и обработку должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, информации об исполнении юридическими лицами обязательных требований и состоянии ядерного оружия, ядерных установок, пунктов хранения, территорий, сооружений и средств эксплуатации.

21. По результатам проведения проверок исполнения юридическими лицами обязательных требований и на основании систематического наблюдения за исполнением ими обязательных требований должностные лица, осуществляющие государственный надзор, анализируют исполнение юридическими лицами обязательных требований, состояние ядерного оружия, ядерных установок, пунктов хранения, территорий, сооружений и средств эксплуатации и прогнозируют развитие ситуации в этой области.

22. Минобороны России информирует заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорацию "Росатом" об исполнении юридическими лицами обязательных требований и состоянии ядерного оружия, ядерных установок, пунктов хранения, территорий, сооружений и средств эксплуатации с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

23. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, обязаны:

а) своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами обязательных требований;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц;

в) проводить проверки юридических лиц только во время исполнения ими служебных обязанностей, выездные проверки - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министра обороны Российской Федерации, руководителя центрального органа военного управления, должностными обязанностями (должностным регламентом) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - при предъявлении копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры Российской Федерации;

г) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

д) предоставлять в установленном порядке присутствующим при проведении проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

е) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки;

ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни или здоровья граждан, окружающей среды, обеспечения безопасности государства, имущества юридических лиц, государственного имущества, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с нарушениями обязательных требований, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;

з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

к) не требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

л) ознакомить перед началом проведения проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица по их просьбе с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

м) сделать запись о проведенной проверке юридического лица в журнале учета проверок.

24. Доступ должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, а также на режимные территории юридических лиц осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

25. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении государственного надзора должностные лица, осуществляющие такой надзор, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

26. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.