4.2. Углубление реформы в социальной сфере

4.2. Углубление реформы в социальной сфере

Концепции и программы реформирования в социальной сфере разработаны. Теперь они должны стать основой достижения реальных результатов.

Однако нельзя забывать, что любые изменения в социальной сфере непосредственно затрагивают жизнь десятков миллионов россиян. Правительство должно тесно взаимодействовать с Федеральным Собранием, общественностью. Наиболее крупные спорные вопросы будут выноситься на обсуждение Круглого стола.

Пора переходить от слов к делу в вопросе об обеспечении настоящей адресности социальной помощи. Для этого появилась хорошая законодательная база - 1 января 1998 года вступил в действие Федеральный закон о прожиточном минимуме. Теперь есть четкий критерий того, что понимать под бедностью. Задача Правительства - дополнить этот Закон конкретными решениями по перестройке всей системы государственной социальной помощи так, чтобы бюджетные ресурсы были сосредоточены прежде всего на поддержке действительно нуждающихся.

Считаю недопустимым принятие Федеральным Собранием и Правительством решений по введению новых льгот. Давайте сначала обеспечим реальным финансированием то, что уже принято.

При реализации пенсионной реформы наша задача - сформировать такую систему, которая гарантирует безбедную старость и в то же время будет подпитывать экономику необходимыми ей инвестиционными ресурсами.

В 1998 году необходимо охватить всю страну сетью персонифицированного учета, определить роль накопительного элемента в пенсионной системе, внести в Государственную Думу необходимые проекты законов. Сильный импульс нужен для развития негосударственных пенсионных фондов.

Критическая масса нерешенных проблем накопилась в сфере образования и охраны детства. Прежде всего Правительству необходимо принять неотложные меры для ликвидации позорной для страны проблемы детской безнадзорности. В этой работе есть задачи практически для всех ведомств. Буду контролировать ситуацию лично, требуя регулярных докладов о ходе ее решения. Не должны оставаться в стороне региональные и мерные власти. Решение этой проблемы - их прямая обязанность.

Ожидаю, что до конца года будут введены государственные стандарты в системе общего школьного образования, налажен контроль качества всех видов образования.

В сфере науки основная задача - завершить переход от решений по выживанию науки к ее устойчивому развитию.

Потребуется реструктурировать всю систему финансирования научно - технологического комплекса. В самой общей форме ключевой принцип таков: власть берет на себя ответственность за состояние фундаментальной науки, частный капитал - за технологический облик российской экономики.

В этом году будет осуществлен комплекс мер, направленных на привлечение в науку молодежи, возвращение наших ученых из "финансовой эмиграции", повышение конкурентоспособности и объема реализации отечественной научной продукции на мировом рынке.

Остается неудовлетворительной ситуация с системой охраны здоровья россиян. Дело здесь не только в недостаточном финансировании. Часто нерационально расходуется даже то, что выделено, неэффективно используется огромный кадровый и материально - технический потенциал здравоохранения.

В 1998 году необходимо сформировать систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, обеспеченных реальным финансированием, в том числе за счет расширения участия фондов обязательного медицинского страхования. К этому делу надо привлечь ведомственные учреждения здравоохранения.

Уже в нынешнем году необходимо принять закон о частной системе здравоохранения. Тем самым будет найдено приемлемое для общества соотношение между общедоступной государственной системой медицинского обслуживания и платной медициной.

Ключевой элемент жилищной политики - сочетание рыночных механизмов ее реализации и адресной государственной поддержки населения, в том числе предоставление гражданам бюджетных субсидий на строительство и приобретение жилья, а также развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования на соответствующей законодательной основе.

Одновременно надо уменьшить остроту жилищной проблемы семей, которые не в состоянии улучшить свои жилищные условия за счет собственных средств. Органы местного самоуправления должны иметь возможность закрепить часть жилья в качестве социального (муниципального) жилищного фонда.

В 1998 году следует принять федеральные программы по обеспечению жильем военнослужащих, подкрепить их реальным финансированием. В этом году должны получить квартиры не менее 60 тысяч семей военнослужащих, увольняемых или уволенных со службы.

Акцент в жилищно - коммунальной реформе сделан правильный - не повышение тарифов, а развитие конкуренции и снижение затрат предприятий этой отрасли экономики, рациональное потребление ресурсов, адресная поддержка наименее защищенных слоев населения.

В текущем году Правительству необходимо ввести в действие конкретные механизмы ценового регулирования деятельности естественных локальных монополистов на рынке коммунальных услуг, предоставляемых населению. Это даст большой эффект. Надо быстрее развивать систему компенсаций на оплату жилищных и коммунальных услуг.

Многое зависит от работы на местах. Механизм предоставления федеральных трансфертов должен стимулировать регионы, города и поселки к проведению жилищно - коммунальных преобразований.

Результат реформы ЖКХ будет во многом определяться тем, как к ней относится население. Именно здесь - в работе с людьми - заметны явные провалы. Власти всех уровней должны выработать комплекс мер, позволяющих не только разъяснить гражданам суть реформы, но и вовлечь их в ее проведение. Только взаимодействие населения и властей, взвешенность принимаемых решений позволят обеспечить доступные, комфортные и безопасные условия проживания наших людей.

До сих пор Правительство не подготовило проект нового Трудового кодекса, хотя необходимость в этом документе острейшая. Нынешний КЗоТ давно не соответствует изменившимся потребностям регулирования трудовых отношений. От этого проигрывают и работодатели, и работники, и в конечном счете экономика.

Особо хочу подчеркнуть: новый Трудовой кодекс должен быть принят уже в этом году и стать результатом совместной работы (начиная с подготовительных этапов) Правительства, Федерального Собрания, профсоюзов и объединений работодателей. Только тогда будет обеспечен разумный баланс интересов всех участников трудовых отношений, сделан зримый шаг по пути достижения общественного согласия.

В 1998 году предстоит определиться и с тем, какой должна быть система социального страхования. Крайне важно законодательно закрепить участие в финансировании, организации и управлении социальным страхованием работодателей, работников и представителей государства. Это позволит улучшить работу существующих внебюджетных фондов - пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования, занятости населения.

Государство обязано всемерно содействовать возрождению традиций благотворительности и меценатства. Тяжелая социально - экономическая ситуация, несовершенство законодательства пока препятствуют использованию механизма налоговых льгот для поощрения частной благотворительности в полной мере. Поэтому кроме экономических нужно искать иные формы поддержки благотворительности и меценатства, в частности, поднимать их общественный престиж.

Это, однако, не снимает ответственности с государства по обеспечению развития культуры. Именно государство остается главным "меценатом". Речь идет, разумеется, о культуре в самом высоком смысле этого слова. Без нее немыслимо будущее России. Больше того, многие наши нынешние проблемы - результат периферийного внимания к культуре как духовной опоре нации.

В бюджете на 1998 год предусмотрено увеличение ассигнований на культуру. Важно рационально распорядится этими, пока еще недостаточными, средствами. Необходима система четких приоритетов и протекционистских мер прежде всего в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, распространения лучших отечественных произведений литературы и искусства. Следует также начать модернизацию российских библиотек, где работают настоящие подвижники.

Очень важно сделать реальные шаги на пути разгосударствления социальной сферы. Это расширит источники финансирования, а нехватка денег - как раз самое уязвимое звено социальной реформы.

Здесь, однако, нельзя слепо копировать наработанные приватизационные схемы. Формулируя цели разгосударствления социальной сферы, надо помнить о ее высокой общественной значимости. Если приватизация в хозяйственной сфере проходит под знаком "ухода государства", то такого нельзя допустить в отношении социальной сферы.