4.1. К влиятельным институтам гражданского общества

4.1. К влиятельным институтам гражданского общества

Судьба российской демократии зависит теперь уже не столько от преобразований внутри системы власти, сколько от появления в России влиятельных институтов гражданского общества.

Наш собственный, хотя и недолгий, опыт подтверждает: на тех направлениях, где общественный напор ослабевал, нередко принимались решения, удобные государственному аппарату, но не гражданам. И наоборот, мощные общественные движения и кампании заставляли пересматривать уже принятые решения, отказываться от планов, носящих сугубо ведомственный характер.

Неизбежная тяжесть реформ, ошибки при их проведении привели к тому, что власть и общество, идя в одном направлении, часто не понимают друг друга. Между тем усилие, которое должна совершить страна, переходя к подъему, нельзя совершить порознь власти и обществу. Здесь, как нигде, необходимы взаимное доверие и открытость, скоординированность и подлинное сотрудничество.

Задача поддержки общественных институтов была сформулирована уже в первом Послании Президента Федеральному Собранию 1994 года. В практическом плане она поставлена и в Программе действий Президента на 1996 - 2000 годы.

Эта поддержка до последнего времени акцентировалась главным образом на формировании нормативной базы деятельности институтов гражданского общества. Сегодня такая база в целом создана. Помимо Конституции Российской Федерации ее составляют Гражданский кодекс, федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, об общественных объединениях, о выборах и многие другие.

Однако одних законов для становления сильного гражданского общества недостаточно. Они начнут действовать только тогда, когда власть установит по-настоящему партнерские отношения с институтами гражданского общества.

За суетой текущих дел эта задача кое-кому кажется ненужным бременем. Это не так. Сегодня государство поддержит неокрепшие институты гражданского общества - завтра эти институты помогут государству лучше управлять, не доводить дело до конфликтов и кризисов, гораздо эффективнее обеспечат выполнение разумных государственных решений.

Основа гражданского общества и стабильности конституционного строя - масштабный и устойчивый средний класс.

Задачи подъема страны и формирования среднего класса теснейшим образом взаимосвязаны. Именно он в состоянии стать опорой и двигателем подъема. В демократическом обществе его представители - противники любого радикализма, поскольку ориентированы на достаток, высокий уровень образования, разнообразный спектр культурных потребностей.

Исходя из этого необходимо создавать максимально благоприятные условия для расширения среднего класса. Это должно проявляться в бюджетной, налоговой политике, в развертывании инфраструктуры переквалификации трудоспособных граждан, в создании системы непрерывного образования и т.п.

Сравнительно новая для нас часть среднего класса - слой малого и среднего предпринимательства. Либерализация экономики и приватизация государственной собственности предопределили его появление в России. Сейчас только малых предприятий (как в сфере промышленности, так и в сферах услуг, торговли и проч.) насчитывается примерно 840 тысяч, не считая трех с половиной миллионов зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Малый и средний бизнес становится все более заметным и значимым сектором нашей экономики. Однако пока он еще очень слабо влияет на политическую жизнь страны. Его голос едва слышен при определении приоритетов развития российского общества.

Наше государство привыкло иметь дело с индустриальными, а в последнее время и финансовыми гигантами. Инерция таких приоритетов сохраняется. Ее необходимо остановить.

Одним из основных направлений федеральной, региональной и местной политики должна стать поддержка малого и среднего предпринимательства. Именно здесь должен в кратчайшее время состояться прорыв. Без него невозможны ни социальная стабильность, ни эффективный контроль общества за государством, ни экономический рост.

Разумеется, для такого прорыва необходимы и снятие бюрократических препон, стоящих перед малыми и средними предпринимателями, и упорядочение контрольной деятельности (как известно, "низовая" коррупция особенно процветает на почве взаимодействия государственных и муниципальных служащих с малым и средним предпринимательством), и прочная защита честных предпринимателей от давления криминального мира.

Органы исполнительной власти, в том числе правоохранительные, обязаны предусмотреть и конкретизировать в своих планах работу по этим направлениям.

Многое зависит и от создания финансово - кредитной, инвестиционной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. Эта инфраструктура должна включать региональные и муниципальные гарантийные фонды, специализированные региональные и межрегиональные фирмы лизинговых услуг, страховые компании, общества взаимного кредитования и т.п.

Федеральному Правительству, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо стимулировать выход малых и средних предприятий на рынки недвижимости, помочь им развернуть работу на базе основных фондов предприятий - банкротов, естественно, на основе конкурсов.

Становление среднего класса в России, сильная социальная политика да и просто нормальное развитие общества немыслимы без одного из важнейших механизмов демократии - гражданского финансового контроля.

В полностью огосударствленной экономике сбор налогов был делом чисто техническим: государство автоматически вычитало их из заработной платы работников. В свободной экономике, наоборот: человек сам отдает часть заработанных средств в виде налогов. Поэтому он уже совершенно по-другому относится к тому, на какие нужды государство направляет его кровные деньги, расчетливо ли их тратит. Следовательно, он начинает осознавать себя содержателем государства, имеющим не только юридическое, но и моральное право требовать полного отчета о расходовании государственных средств.

Таким образом, налоговая реформа, кроме всего прочего, обязательно должна включать в себя комплекс мер, направленных на установление принципиально новых взаимоотношений гражданского общества и государства. Эту особенность необходимо учесть Правительству.

Связующим мостом между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения. Их двойственная природа объясняется непосредственным участием этих организаций в формировании органов власти и представительством в них.

Сейчас в России на федеральном уровне зарегистрировано свыше 90 общероссийских партий, около 50 общероссийских политических движений, множество других общественных организаций, имеющих политические цели.

Обилие таких организаций дезориентирует избирателя, затрудняет создание сильных федеральных партий, способных взять на себя в полной мере ответственность за формирование политического курса страны, его реализацию, за выдвигаемых ими политических лидеров.

Есть несколько препятствий на пути к формированию нормальной многопартийной системы. О двух существенных хочу упомянуть. Первое - отсутствие закона о партиях. Второе - неадекватность действующей избирательной системы современным социально - политическим условиям России. Во многом из-за этого происходит дробление партий.

Одновременно необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства по следующим направлениям:

- усиление общественного контроля за ходом выборов;

- изменение принципов финансирования избирательных кампаний;

- ужесточение наказания за нарушение законодательства о выборах.

Один из наиболее влиятельных институтов гражданского общества - независимые средства массовой информации. У нас реально действуют конституционные свободы мысли и слова, печати. Сформирована законодательная база свободной деятельности СМИ. В России издается более десяти тысяч независимых газет и журналов, по всей стране развивается негосударственное теле- и радиовещание.

Но свободные СМИ - это не только неотъемлемая часть гражданского общества, но и субъекты рынка. В этом качестве они столкнулись с серьезными финансовыми трудностями.

Государству необходимо найти довольно тонкие механизмы для того, чтобы, не вторгаясь в журналистскую деятельность, помочь СМИ оставаться независимым выразителем общественного мнения.

За последние годы выросло число правозащитных, научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений, расширился диапазон их деятельности и форм активности.

Однако власть слабо помогает им, а порой даже ставит преграды. Контакты органов власти, прежде всего регионального и местного уровней, нередко носят конъюнктурный характер, обусловленный, в частности, необходимостью общественной поддержки в избирательных кампаниях.

Общественные организации не требуют у государства денег, но им нужны организационное содействие, избавление от бюрократических вывертов, на преодоление которых приходится тратить время, необходимое для социально полезной деятельности.

Существует немало практических форм взаимодействия органов власти с общественными структурами, а также способов общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Ряд таких форм необходимо закрепить законодательно, другие можно установить правительственными и ведомственными актами.

Нынешний Год прав человека не должен быть отмечен только дежурными заверениями должностных лиц о приверженности соблюдению прав человека, торжественными собраниями и конференциями.

Необходимо открыть шлюзы для активности общественных объединений, специализирующихся на правозащитной деятельности. Администрации Президента уже дано поручение разработать механизмы взаимодействия с правозащитными организациями. Жду аналогичных действий и от органов исполнительной власти.

Мы должны активно использовать потенциал общественных организаций для практической защиты прав граждан. Например, следует обсудить вопрос о формах общественного контроля, с тем чтобы не допускать случаев унизительного, а порой и жестокого обращения с подследственными.

Особое внимание должно быть уделено законодательно оформленному институту общественной экспертизы. Каждое социально значимое решение органа государственной власти или органа местного самоуправления необходимо пропускать через механизмы общественного согласования.

Полноценное взаимодействие власти с институтами гражданского общества невозможно без информационной открытости. Задачи здесь таковы:

- радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;

- сужение области ведомственных тайн;

- уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;

- обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;

- установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).

В России впервые после долгих десятилетий духовного и политического закрепощения открылся неисчерпаемый ресурс свободной общественной инициативы. Ее жизненно необходимо включить в стратегию подъема.