3.1. Власть и экономика

3.1. Власть и экономика

В нашем обществе, государственном аппарате до сих пор нет ясных представлений о месте и роли государства в экономической сфере в условиях демократии и рыночных отношений.

В последнее время справедливо ставится вопрос о повышении роли государства в регулировании рыночной экономики. Все дело, однако, в том, что понимать под этим.

Если государство будет еще в большей степени, чем сегодня, ставить деятельность субъектов рынка в зависимость от бюджетных ресурсов, стремиться к сохранению как можно большего объема государственного сектора, если будет по-прежнему проявлять себя инерция действий, характерных для централизованной плановой экономики, то наше общество вступит на путь, не имеющий ничего общего ни с демократией, ни с эффективной экономикой. По этому пути мы не пойдем.

Путь другой - развести государственное и частное, установить предельно ясные отношения между властью и участниками экономической жизни.

Основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть нормативно - правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота.

Такой подход предполагает:

- обеспечение легальности экономических отношений;

- защиту прав и законных интересов участников экономической деятельности;

- обеспечение неотвратимой ответственности субъектов рынка за несоблюдение законодательства, за нарушение договорных отношений;

- преодоление монополизма и развитие конкурентных рынков. Требуется радикальное усиление государственного контроля за законностью создания и деятельности предпринимательских структур. Эффективный контроль в этой сфере - одно из самых слабых мест, что является существенной причиной теневой экономики.

Сильным рычагом контроля станет единая государственная регистрация юридических лиц, недвижимости, сделок с ней. Регистрация даст возможность гарантировать законность деятельности субъектов рынка, предоставить контрагентам объективную информацию, не содержащую, разумеется, коммерческих тайн.

Необходимо не только дополнить Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости и сделок с ней законом о государственной регистрации юридических лиц, но и выстроить совместно с субъектами Российской Федерации современную систему регистрационных органов.

Нуждается в законодательном упорядочении и система лицензирования. Нормативная база по вопросам лицензирования пока противоречива. Базового закона нет вообще. Излишнее распространение этой меры прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты неоправданно ограничивает свободу предпринимательской деятельности, создает дополнительные условия для злоупотреблений. Поэтому крайне важно для нормального экономического оборота законодательно определить критерии отбора видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Роль регулятора лицензирование выполняет лишь в том случае, если получение лицензии в последующем сопровождается государственным контролем. Иначе вся процедура превращается в исключительно фискальную операцию, а в наших условиях становится одним из источников коррупционной опасности.

Один из важнейших механизмов, препятствующих экономическим злоупотреблениям, - правовое регулирование обеспечения государственных нужд. По этим вопросам принят блок нормативных актов, которые тем не менее не составляют согласованной системы. Нет единого понятия государственных нужд, государственного контракта, статуса и функций госзаказчика. Следует также законодательно отладить взаимоотношения в цепочке: Правительство - госзаказчик - исполнитель.

Государство давно в долгу перед участниками экономического оборота из-за отсутствия механизма, стимулирующего и обеспечивающего долговременное кредитование. Необходимо в короткие сроки доработать и принять закон о залоге недвижимости (об ипотеке). Понятно, что его принятие непосредственно связано с решением вопроса о признании земли объектом экономического оборота.

Не менее важно укрепить механизмы ответственности участников экономического оборота. Этим целям должно служить законодательство, обеспечивающее:

- неотвратимость гражданско - правовой ответственности за нарушение закона, невыполнение обязательств по договорам, нанесение материального ущерба;

- безусловное и быстрое исполнение судебных решений по гражданским делам, и прежде всего предусматривающих взыскание ущерба, возмещение вреда, восстановление нарушенных прав;

- возможность обращения государственного органа с иском к должностному лицу, виновному в нанесении ущерба в результате издания незаконного акта данного органа.

Создавая условия для эффективного роста, мы не можем рассчитывать только на экономические регуляторы. Без установления четкой правовой базы негосударственных механизмов правовой помощи и защиты участников экономического оборота усилия будут затрачены впустую. Поэтому, в частности, нуждаются в четком законодательном закреплении вопросы правового статуса профессиональных объединений нотариусов и адвокатов, кадрового пополнения этих профессиональных корпораций, меры государственного контроля. Необходимо как можно быстрее внести изменения и дополнения в Основы законодательства о нотариате, принять закон об адвокатуре.

Следует усилить роль государства в отношении такого ресурса национального богатства, как интеллектуальная собственность. Она принадлежит частным лицам, но, будучи включенной в экономический оборот, напрямую обеспечивает общенациональные интересы. Для иллюстрации достаточно сказать, что в странах Запада реализация только авторских прав обеспечивает от 4 до 7 процентов валового национального продукта. Надо признать, что мы допустили ошибку, ликвидировав государственный орган по охране интеллектуальной собственности. Из-за большого числа нарушений авторских и смежных прав, злоупотреблений при использовании изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и т.п. теряем интеллектуальные ресурсы и несем гигантский экономический ущерб. За проведение политики в этой области должен отвечать самостоятельный государственный орган.