Утверждены
Президентом Российской Федерации
18 декабря 2010 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В развитие положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, настоящим определяются содержание, принципы и основные направления деятельности России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма.
Нижеследующая система взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности России в сфере международного культурного сотрудничества является концепцией политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
I. Цели политики в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества
В реализации внешнеполитической стратегии России культуре принадлежит особая роль. Позиции и авторитет российского государства в мире определяются не только его военно-политическим весом и экономическими ресурсами, но и культурным достоянием народов Российской Федерации. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества. При этом накопленный веками богатейший духовно-культурный потенциал России предопределяет ее уникальное место в мировом культурном пространстве. В то же время в силу особенностей исторического развития российскую культуру отличает открытость и восприимчивость к культурам других стран и народов.
Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является неотъемлемой составной частью политики российского государства на международной арене. Взаимовыгодное международное культурно-гуманитарное сотрудничество способно вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики России.
Новые вызовы начала XXI века и масштабные задачи в сфере международных отношений в условиях глобализации придают культурно-гуманитарным связям России возрастающую значимость. Это, в первую очередь, связано с утверждением в мире многополярности. Все более очевидно, что глобальная конкуренция приобретает в том числе культурно-цивилизационное измерение. Между основными игроками на международной арене усиливается борьба за культурное влияние, причем в нее широко вовлекаются появляющиеся в мире новые центры сил. Глобализация влечет за собой не только взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, но и нередко ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов.
Перед лицом угрозы межцивилизационного разлома коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога приобретают особое значение. Возрастает потенциал культуры как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами.
Данное направление внешнеполитической деятельности в современных условиях требует инновационных подходов. Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества должна способствовать решению задачи модернизации страны.
В последнее время характер международного культурно-гуманитарного сотрудничества претерпел серьезные изменения. Культура все в большей степени становится своеобразным товаром, и многие государства стремятся сделать максимально возможное для его продвижения на мировой рынок, причем соперничество в данной сфере заметно обостряется.
Культура становится весомым фактором экономического развития страны. На решение соответствующих задач государство должно нацеливать значительные материальные и финансовые ресурсы, активно поддерживать конкурентоспособность отраслей отечественной культуры и бороться за рынки сбыта продукции культурной сферы.
В условиях глобализации и с учетом усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку всестороннее и эффективное задействование духовно-культурного потенциала Российской Федерации в состоянии способствовать формированию объективного и благоприятного образа нашей страны. Эффективные действия на данном направлении отвечают интересам увеличения числа друзей России, противодействия проведению новых разделительных линий, нейтрализации антироссийских настроений политико-идеологического происхождения.
На нынешнем переломном этапе мирового развития и, в особенности, в контексте усилий по активному противодействию пропагандистским кампаниям под лозунгом "сдерживания" России все большее значение приобретает культурная дипломатия. Используя специфические формы и методы воздействия на общественное мнение, культурная дипломатия как никакой другой инструмент "мягкой силы" способна работать на укрепление международного авторитета страны, служить убедительным свидетельством возрождения Российской Федерации в качестве свободного и демократического государства.
Основные усилия в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества должны быть сосредоточены на поддержке и популяризации в иностранных государствах русского языка и культуры народов Российской Федерации, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций. Важно развивать, в том числе используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурно-гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу.
Стержневая задача политики России на данном направлении состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества, интеграции России в мировое культурное пространство. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России должны способствовать утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене.
Политику в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества следует планировать и строить таким образом, чтобы за рубежом формировалось наиболее полное представление о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры и одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях многообразия и свободы творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений. Культурные связи должны отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов. Проведение эффективной политики в этой области требует согласованности интересов центра и регионов при соблюдении суверенитета и государственной целостности Российской Федерации.
Культурные обмены призваны способствовать установлению и поддержанию устойчивых и долговременных связей между государствами, общественными организациями и людьми. Такие контакты должны вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия не только в сфере культуры, но и других областях, включая экономику.
Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано способствовать реализации государственной культурной политики Российской Федерации в сфере культуры. Оно должно быть нацелено на укрепление духовности российского общества, наращивание его интеллектуального потенциала, сохранение культурно-нравственных ценностей и духовного единства народов России.
II. Приоритетные задачи в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества
Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Богатые исторические традиции, высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров. Следует стремиться к максимально широкой представленности за рубежом лучших достижений российской культуры - музыкального и театрального искусства всех видов и жанров, в том числе оперного, балетного и драматического театра, песенного и танцевального творчества народов России, цирка и эстрады. При этом речь идет как о классическом, так и современном искусстве, профессиональных и самодеятельных артистах, исполнителях и художественных коллективах с мировым именем и творческой молодежи, представителях всех российских регионов и национальностей.
Делом государственной значимости должна стать работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находящихся за границей памятников культуры и других объектов культурного наследия, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся представителей. Особого внимания требует организация мероприятий в связи с памятными датами отечественной истории, оказание содействия возвращению исторических реликвий в Российскую Федерацию. Важный аспект этой работы - усилия по благоустройству воинских и гражданских захоронений и поддержанию в достойном виде памятников погибшим на территории иностранных государств защитникам Отечества, обеспечение надлежащего ухода за ними и другими объектами, символизирующими военную славу России, принятие в контактах с компетентными властями других стран эффективных мер по их охране и противодействию совершению противоправных актов по отношению к ним.
В практическом плане задачи продвижения отечественной культуры за рубежом могут осуществляться в виде крупномасштабных, в том числе долговременных акций, а также отдельных мероприятий. Солидную основу в этом плане представляет практика обмена национальными годами Российской Федерации с иностранными государствами, культурная составляющая программ которых занимает значительное, а иногда и превалирующее место. Необходимо также поощрять проведение за рубежом Дней культуры России и других комплексных мероприятий, организацию взаимных поездок деятелей культуры для развития творческих контактов, обмена опытом, участия в конференциях, симпозиумах и других тематических мероприятиях.
Важной задачей является обеспечение достойного участия России в соответствующих международных акциях, таких как фестивали, выставки и конкурсы в области литературы и искусства, иных культурных, а также образовательных и научных мероприятиях многостороннего характера.
Обмены художественными выставками должны давать максимально полное представление о классическом культурном наследии России, а также о современном изобразительном искусстве. Следует всемерно способствовать экспонированию за рубежом изделий народных художественных промыслов. Необходимо расширять наше участие в книжных выставках и ярмарках за рубежом, поддерживать переводы российской литературы на иностранные языки отечественными и зарубежными издателями и переводчиками, а также способствовать ознакомлению российской публики с лучшими достижениями зарубежной культуры.
Следует поощрять сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей, вырабатывать надежные гарантии возвращения в Российскую Федерацию музейных экспонатов, направляемых за рубеж для временного показа, принимать меры по предотвращению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности России. В контактах с компетентными органами других государств необходимо добиваться восстановления права собственности на выявленные предметы государственного культурного достояния из числа нелегально вывезенных за пределы страны и их возвращения в Россию.
Необходимо целенаправленно осуществлять меры по защите авторских прав российских граждан на использование произведений литературы, искусства, науки, исполнительской деятельности артистов и творческих коллективов при осуществлении проектов в рамках международного культурного сотрудничества. Данному вопросу следует уделять особое внимание в контексте двустороннего взаимодействия с зарубежными странами и участия в работе ведущих международных организаций.
В контексте решения задачи модернизации страны особое значение приобретает международное сотрудничество Российской Федерации в области науки и образования. Эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами на данном направлении должно способствовать притоку инвестиций, новейших технологий и передовых идей. Одним из приоритетов является создание условий для подготовки отечественных и привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в интересах инновационного развития российской экономики.
Следует добиваться более широкого включения России в международное образовательное пространство, всемерно способствовать экспорту российских образовательных услуг, расширению объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях посредством выделения государственных стипендий, а также на коммерческой основе, повышению привлекательности получения образования в Российской Федерации в целом. Важным элементом является системная работа с выпускниками российских вузов, значительная часть которых составляет политическую и интеллектуальную элиту государств и может способствовать формированию их дружественных отношений с Россией.
Необходимо оказывать содействие установлению и поддержанию взаимовыгодных связей между образовательными учреждениями Российской Федерации и зарубежных стран путем обменов специалистами, учеными, преподавателями, обучающимися, а также научной и методической литературой, информационными материалами. В этом контексте большое значение имеет совместное с иностранными государствами создание образовательных учреждений за пределами территории Российской Федерации, а также подготовительных структурных подразделений и филиалов российских образовательных учреждений.
Следует продолжать линию на подключение России к международной системе унификации норм и стандартов качества образования и, соответственно, научных дипломов и степеней с целью достижения признания российских документов об образовании в других странах.
Необходимо поощрять контакты ученых с целью совместной подготовки учебников и учебно-методических пособий в интересах объективного освещения истории отношений России с отдельными государствами. Особое внимание следует уделить целенаправленной работе по противодействию фальсификации истории, интерпретации исторических событий в угоду политической конъюнктуре и антироссийской пропаганде.
Одно из приоритетных мест занимает работа по сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство, расширению его использования в международном общении, в том числе в сфере деятельности международных организаций. Необходимо всемерно способствовать изучению русского языка за рубежом, подготовке преподавателей-русистов. Русский язык должен оставаться важнейшим инструментом приобщения других народов к российской и мировой культуре, серьезным фактором формирования позитивного восприятия России в мировом сообществе. В рамках предоставляемых международным правом возможностей необходимо оказывать должное противодействие любым попыткам ущемления или дискриминации русского языка за рубежом.
Следует способствовать расширению контактов между музеями, архивами и библиотеками России и других стран в целях обмена специалистами, информационными материалами и копиями документов, а также использования в научных интересах музейных и библиотечных фондов путем обеспечения максимально возможного доступа к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной практикой. Необходимо содействовать формированию позитивного образа России, используя исторические и историко-архивные материалы в выставочной, издательской и медийной деятельности.
Необходимо продвигать на зарубежный рынок лучшие отечественные кинофильмы, поощрять проведение за рубежом фестивалей российского кино, участие кинематографистов России в международных кинофестивалях. Следует способствовать совместному кинопроизводству и другим формам связей с целью расширения присутствия Российской Федерации на мировом киноэкране.
Широкие перспективы имеют обмены между радио- и телевещательными компаниями, информационными агентствами, а также связи в области печати и издательского дела. Необходимо способствовать созданию и распространению совместной продукции, добиваться взаимного обеспечения охраны авторских прав и интеллектуальной собственности. Большое значение имеет усиление государственной поддержки отечественных средств массовой информации, популяризирующих культуру России за рубежом и обеспечивающих информационное сопровождение различных российских культурных акций. Следует уделять должное внимание осуществлению на иностранных теле- и радиоканалах проектов российских теле- и радиокомпаний, способствующих продвижению российской культуры и русского языка, формированию позитивного имиджа России в зарубежных странах. В этих целях необходимо предусмотреть дополнительные меры в отношении СМИ и Интернета, в частности, по поддержке трансляции российских телеканалов за рубежом; создания и функционирования систем спутникового вещания на русском языке; распространения российской прессы за рубежом; создания и распространения печатных СМИ на русском языке, ориентированных, в том числе, на зарубежную аудиторию, включая соотечественников.
Культурное сотрудничество должно включать контакты в области архитектуры и градостроительства, а также способствовать сохранению архитектурного наследия, исторических и традиционных ансамблей, культурных и природных ландшафтов.
Важным средством укрепления взаимопонимания, выражения доброй воли и развития контактов между людьми призваны служить связи в сфере физической культуры и спорта. Спортивные связи должны рассматриваться в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий на международной арене, ибо они способны внести существенный вклад в укрепление межкультурного диалога, содействовать росту международного престижа России. В этом контексте представляется особенно важной поддержка международного олимпийского и паралимпийского движения, широкое участие представителей российского спорта в крупнейших международных соревнованиях. Дальнейшему укреплению сотрудничества с международными, региональными и национальными спортивными федерациями, организациями, клубами, обществами и государственными учреждениями должны способствовать регулярный обмен делегациями, спортсменами, командами, тренерами и специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных соревнованиях различного уровня и учебно-тренировочных сборах, проводимых как в России, так и за рубежом.
Важным элементом работы на спортивном направлении является взаимодействие в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирного антидопингового агентства, что не только придает импульс развитию физической культуры и спорта в нашей стране на основе применения передового зарубежного опыта, но и способствует укреплению ведущей роли России в международном спортивном сотрудничестве, принятию решений международных спортивных организаций и федераций по реализации в России резонансных международных спортивных проектов - Олимпийских и Паралимпийских игр, Универсиад, чемпионатов мира и Европы по отдельным видам спорта. Следует активнее продвигать в руководящие и рабочие органы этих организаций и федераций российских представителей.
Необходимо активизировать сотрудничество в сфере спорта высших достижений, массового спорта, спорта инвалидов, спортивной медицины и науки, государственной политики и законодательства в области спорта и физической культуры, строительства и эксплуатации спортивных объектов, организации спортивных соревнований, обмена тренерами и спортивными специалистами.
Следует содействовать расширению участия России в международных туристических обменах, играющих важную роль с точки зрения установления лучшего взаимопонимания между народами и формирования объективного представления об их жизни, традициях и обычаях, воспитания толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений. При этом особое внимание следует уделять целенаправленной работе по привлечению иностранных туристов в Россию. Россия имеет все возможности стать ведущей туристской державой. Ландшафтно-климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, пляжный, а также широкий спектр санаторно-курортного и оздоровительного видов отдыха. Одним из важнейших направлений работы в развитии сферы туризма должно стать продвижение отечественных туристических продуктов на международном рынке. Следует совершенствовать практику информирования потенциальных зарубежных клиентов о туристических возможностях России, организовывать участие российской экспозиции в крупнейших международных туристских выставках за рубежом, презентации России в качестве туристского направления.
Необходимо принимать меры по минимизации рисков для российских граждан, выезжающих в качестве туристов за рубеж. Следует добиваться обеспечения свободы передвижения россиян, недопущения их дискриминации вследствие действий иностранных граждан и органов власти других государств.
Эффективное культурное партнерство предполагает поддержание прямых связей между учреждениями культуры, объединениями творческих работников и отдельными известными деятелями. Заслуживает поддержки деятельность профильных общественных фондов, а также предпринимательских структур, спонсорство которых помогает реализовывать значимые проекты культурного сотрудничества. Значительная роль в деле популяризации российской культуры и поддержке русского языка за рубежом принадлежит фонду "Русский мир". В реализации двусторонних культурных обменов следует активно использовать инфраструктуру Русских центров, организуемых Фондом в партнерстве с ведущими учебно-просветительскими центрами за рубежом.
Россия активно поддерживает развитие межкультурного диалога как в двусторонних, так и в многосторонних форматах. Особая роль в укреплении межкультурного диалога, включая его религиозное измерение, и становлении культуры мира принадлежит церкви. Международное межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви и других традиционных для России религий, в том числе в части организации за рубежом культурно-просветительских мероприятий, способно вносить существенный вклад в расширение духовных связей между людьми и народами.
Важным направлением является развитие молодежных обменов. Особое внимание целесообразно уделять более активному участию в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве российских молодежных организаций, их взаимодействию с зарубежными молодежными партнерами. Такое сотрудничество должно способствовать раскрытию творческого потенциала молодежи, ее приобщению к ценностям мировой культуры. Следует содействовать подключению российской молодежи к реализации международных культурно-гуманитарных программ и иностранной молодежи к реализации культурных, образовательных, спортивных и просветительских проектов на территории Российской Федерации, проведению международных юношеских форумов и иных мероприятий. Должное внимание необходимо уделять расширению контактов между соответствующими организациями и структурами, специалистами в области работы с молодежью и учреждениями по социальной поддержке молодежи.
Один из наиболее важных приоритетов политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества - оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам, защита прав постоянно проживающих за рубежом российских граждан и помощь в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах. Речь идет о необходимости сохранения в российских общинах и в целом в странах проживания соотечественников культурного и исторического наследия русского народа, его самобытности и традиций, прежде всего русского языка, равно как и национальных традиций других народов Российской Федерации, а также обеспечении тесных связей зарубежных диаспор с Россией и ее регионами в области культуры, образования, информации и иных сферах гуманитарного взаимодействия. Россия рассматривает многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - в качестве партнера в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры.
В целях реализации этой задачи следует оказывать общественным объединениям российских соотечественников в странах их проживания содействие в распространении преподавания русского языка и обучения на русском языке, получении молодыми российскими соотечественниками качественного образования, позволяющего поступать в образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, пополнении книжного и аудиовизуального фондов библиотек, расширении присутствия российских средств массовой информации, а также русскоязычных книжных и периодических изданий, выпускающихся на территории проживания российских соотечественников. Следует обеспечивать доступ соотечественников к российским телевизионным и радиоканалам, организовывать выступления перед ними российских артистов и деятелей культуры, проводить творческие конкурсы и фестивали, а также предоставлять соотечественникам возможность участвовать в аналогичных мероприятиях на региональном и международном уровнях. Необходимо оказывать творческое содействие театрам и иным русскоязычным коллективам, в том числе посредством привлечения их работников к имеющимся в нашей стране процедурам повышения квалификации, углубления профессиональных знаний, совершенствования мастерства.
III. Региональные приоритеты
Важным направлением участия России в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве являются двусторонние связи. Отличительная черта российской политики в этой области - ее сбалансированность и многовекторность. Россия исходит из готовности развивать культурные обмены со всеми государствами мира. Обстоятельства политического или экономического характера не должны налагать отпечаток на развитие отношений с каким-либо государством в сфере культуры.
Российская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных связей с разными странами зависят от исторических традиций, географических факторов, уровня отношений, состояния договорно-правовой базы, материально-финансовых возможностей и предметной заинтересованности участников культурных обменов.
Приоритетным направлением политики России в данной сфере является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
В формате Содружества такое взаимодействие осуществляется на основе целей и задач, зафиксированных в соответствующих разделах Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.
Основной задачей остается дальнейшее формирование единого культурного, информационного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих стран, их всестороннее развитие на новых демократических началах, поиск более гибких и эффективных форм сотрудничества, закрепление исторически сложившихся позиций русского языка. Россия активно способствует взаимодействию государств - участников СНГ в культурно-гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности.
Работа на данном направлении должна проводиться в тесном взаимодействии с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Следует способствовать развитию взаимодействия Фонда с другими международными институтами, занимающимися гуманитарной проблематикой.
Постоянного внимания требует упрочение роли России как главного образовательного центра Содружества, расширение практики предоставления государственных стипендий молодежи из стран СНГ для обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации, оказание содействия деятельности российско-национальных (славянских) образовательных учреждений в странах Содружества.
Важным участком работы по усилению российского культурного присутствия в странах СНГ является взаимодействие с объединениями соотечественников. Реальное отношение к правам российских граждан и соотечественников со стороны государственных органов стран СНГ должно стать одним из основных критериев формирования политики России в отношении этих государств.
Существенной составляющей является расширение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов со странами "Группы восьми" одними из ведущих партнеров России на мировой культурной сцене. Следует добиваться реализации достигнутых в рамках "восьмерки" договоренностей, относящихся к гуманитарной сфере, в том числе в области сохранения культурного и языкового многообразия, развития системы образования, этики научных исследований.
Культура должна оставаться важным компонентом российско-американских отношений, в том числе с учетом влияния США на мировые культурные процессы.
Одно из приоритетных направлений - участие России в системе европейского культурного взаимодействия. Важно обеспечить дальнейшее наращивание культурного сотрудничества с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Испанией, другими западноевропейскими странами. Необходимо способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионе.
Особое внимание следует уделять сотрудничеству со славянскими странами, с которыми Россию связывают общие культурно-исторические традиции. Целесообразно всемерно поощрять взаимодействие по линии общественных организаций, в частности в рамках Форума славянских культур.
В развитии культурных связей с прибалтийскими государствами следует учитывать проблематику соблюдения прав русскоязычного населения.
Политика России на культурно-гуманитарном направлении в отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона должна строиться с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях. Наличие солидной культурной инфраструктуры в этих странах открывает дополнительные возможности для широкого развертывания гуманитарного сотрудничества, в том числе по линии регионального партнерства. Особое значение имеет традиционное и приобретающее все более широкие масштабы сотрудничество в сфере культуры с Китаем, Индией и Японией. Требуются серьезные усилия по активизации культурных связей с Вьетнамом, Монголией, другими государствами, значительная часть творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности.
В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России с учетом взаимных интересов и материально-финансовых возможностей. Важная роль в развитии связей с этой группой стран принадлежит культурным и образовательным обменам, расширению системы подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе. Особого внимания требует активизация связей с такими ближневосточными странами, как Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия, а также Палестинской национальной автономией, Ираном, Афганистаном и латиноамериканскими государствами - Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и Чили.
IV. Многостороннее сотрудничество
Важное место в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества занимают многосторонние культурные связи, включающие участие России в деятельности международных организаций, сотрудничество с международными и региональными интеграционными объединениями государств. Большое значение при этом имеют многосторонние культурные акции, в том числе такие, как международные фестивали, конференции, симпозиумы и т.п.
Необходимо вести линию на расширение международно-договорной базы участия России в многостороннем культурно-гуманитарном сотрудничестве, в том числе с учетом возможного присоединения к наиболее важным, отвечающим интересам страны договорам, конвенциям и соглашениям.
Одной из целей сотрудничества с международными организациями должно быть максимально эффективное использование их возможностей, в том числе материально-финансовых, для оказания содействия культурному строительству в нашей стране, активизации обменов на всех уровнях, включая российские регионы. В контексте участия Российской Федерации в многостороннем сотрудничестве в сферах культуры, образования, молодежи и спорта большое значение имеет продвижение российских позиций при выстраивании общих подходов к политике в этих сферах в многосторонних форматах, в том числе путем выработки общих норм; обмен передовой практикой организации деятельности по упомянутым направлениям; продвижение лучшего российского опыта за рубеж и использование передового зарубежного опыта для содействия процессам модернизации в этих сферах в России.
Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций, в контексте сотрудничества с Лигой арабских государств и Организацией Исламская конференция.
Особое место в этом контексте принадлежит Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. ООН призвана играть фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями различных религий, конфессий и культур.
Один из приоритетов политики России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества - развитие эффективного взаимодействия с ЮНЕСКО как своеобразным интеллектуальным форумом в системе ООН, позволяющим в неконфронтационном, деполитизированном ключе вести поиски решений глобальных проблем в сфере культуры, науки и образования. Идеалы, принципы и ценности ЮНЕСКО, направленные на формирование многополюсного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, недопущение диктата какой-либо одной державы или группы стран, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, всецело отвечают интересам России.
Следует добиваться совершенствования содержания, форм и географии присутствия ЮНЕСКО в Российской Федерации с целью поддержки отечественной культуры, науки и образования. Необходимо способствовать объединению широких кругов российской общественности на основе ценностей, отраженных в уставе ЮНЕСКО, более активно задействовать интеллектуальный потенциал России в интересах реализации задач этой организации.
Более полно следует использовать резервы сотрудничества с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по охране памятников и исторических мест, Международным центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом танца, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной федерацией издателей, Всемирной организацией здравоохранения, а также другими организациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и организациями, способствующими развитию международного культурного сотрудничества.
В контексте активизации туристических связей необходимо в полной мере задействовать возможности профильных организаций и проводимых под их эгидой мероприятий. При этом особое внимание следует уделять работе в рамках Всемирной туристской организации - специализированного учреждения ООН (ЮНВТО).
Одним из приоритетов должно оставаться взаимодействие России с другими государствами в вопросах культуры, образования, молодежи и спорта в рамках Совета Европы. Россия выступает за укрепление роли этой организации как ведущего общеевропейского формата для сотрудничества в этих сферах. Следует активнее задействовать потенциал участия России в конвенциях Совета Европы в области культуры, образования и спорта, отвечающих российским интересам. Необходимо вести линию на увеличение числа, расширение содержания и повышение эффективности осуществляемых Советом Европы в России программ и проектов, прежде всего в сфере образования, обществоведения и воспитания молодежи.
Культурно-гуманитарное измерение должно стать весомой составляющей взаимовыгодного сотрудничества России с Европейским союзом, особенно в области реализации совместных программ, в том числе в области образования. В данном контексте основным направлением взаимодействия с ЕС является работа по реализации "дорожной карты" по формированию общего пространства в области научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
Необходимо развивать многостороннее сотрудничество в рамках других региональных организаций и объединений, в том числе по линии Шанхайской организации сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества, диалогового партнерства Россия-АСЕАН, форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" и Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (Тюрксой).
V. Диалог культур
Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, ориентированная на взаимообогащение культур и интеграцию России в мировое культурное пространство, активное и полновесное присутствие отечественной культуры за рубежом предполагает предоставление нашим партнерам на основе взаимности равных возможностей для демонстрирования их национальных культур в Российской Федерации. Этот встречный процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования в мире репутации России как демократического государства, открытого для других культур.
В данном контексте нельзя упускать из виду необходимость совершенствования как механизма культурных обменов, так и их структуры. Вполне очевидно, что акцент следует делать не столько на импорте зарубежной культуры, сколько на экспорте российской культуры, ее популяризации за рубежом.
Важно сохранять и приумножать роль России в качестве одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран, научно-образовательных форумов, крупномасштабных спортивных мероприятий.
Следует обеспечивать равные условия доступа на российскую культурную сцену всех заинтересованных государств-партнеров. Большое значение имеет работа, проводимая учрежденными в соответствии с международными договорами Российской Федерации информационно-культурными центрами иностранных государств на территории России. Способствует культурным обменам и создание на территории нашей страны филиалов, отделений, бюро и других структур международных культурных организаций и фондов. Такие учреждения должны отвечать задачам развития культурного сотрудничества и действовать в строгом соответствии с российским законодательством.
Исходя из мирового опыта, необходимо выработать механизмы, которые позволяли бы защищать духовно-культурную самобытность российского общества и ограждать его от деструктивного информационного воздействия.
VI. Формирование и реализация
политики Российской Федерации в сфере международного
культурно-гуманитарного сотрудничества
Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры и образования.
Президент Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и осуществляет руководство политикой в этой области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества на основе Конституции Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, рассматривает наиболее важные вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами.
Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, являются профильные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные и общественные организации, расположенные на территории Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации курса Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России осуществляет координацию деятельности в данной области заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации". Практические вопросы координации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества рассматриваются учрежденной под эгидой МИД России межведомственной рабочей группой по международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.
К числу функций МИД России относится также выработка приоритетов политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, разработка во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, исходя из их компетенции, проектов межправительственных договоренностей о культурно-гуманитарном сотрудничестве, участие в реализации действующих соглашений. МИД России осуществляет экспертизу проектов соглашений межведомственного и регионального характера, контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации, за реализацией предполагаемых федеральных целевых программ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России оказывает в рамках своих полномочий и возможностей консультативную и практическую помощь профильным государственным учреждениям в данной области.
Международно-правовую основу международного культурно-гуманитарного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации. Порядок их заключения, выполнения и прекращения определяется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы и подлежат выполнению всеми государственными и негосударственными участниками культурных обменов.
Важным инструментом проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и согласования межгосударственного взаимодействия в данной области являются смешанные комиссии, создаваемые на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран в соответствии с международными договорами, касающимися вопросов международного культурно-гуманитарного сотрудничества. В функции смешанных комиссий входит подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов, выработка новых договоренностей и рассмотрение хода реализации согласованных обменов в сфере культуры. Отдельные группы по взаимодействию в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества создаются также в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству с зарубежными странами.
Особая роль в деле проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит загранучреждениям МИД России. Эффективность работы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на данном направлении во многом определяет объем и формы культурного присутствия России в соответствующих государствах.
Значительная роль в деле практической реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и его представительствам - российским центрам науки и культуры за рубежом. Следует вести линию на расширение сети таких центров, прежде всего в странах СНГ, совершенствование правовых и организационных условий их деятельности, повышение эффективности работы.
В процессе реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества соответствующие федеральные органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следует активнее использовать возможности сотрудничества с академическим сообществом, творческими союзами, деятелями культуры, науки, образования, спортивных кругов. Представители российской и зарубежной общественности, внесшие наиболее весомый вклад в популяризацию российской культуры и русского языка, должны активно поощряться.
Реализация политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества требует адекватного ресурсного обеспечения. Для решения соответствующих задач необходимо задействовать все имеющиеся в распоряжении государства финансово-экономические механизмы. При этом шире должны привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.
Настоящая концепция служит основой для разработки федеральных целевых программ, направленных на укрепление международного авторитета России, формирование объективного и благоприятного образа нашей страны, обеспечение ее долгосрочных интересов.