СОГЛАШЕНИЕ
от 30 ноября 2000 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛОРУССИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ
О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ
ЕДИНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства согласились с нижеследующим:

Статья 1

Настоящее Соглашение определяет основные подходы по созданию необходимых условий для использования с 1 января 2005 года рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства.

Статья 2

В целях проведения поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно - кредитной сферах Российской Федерации и Республики Белоруссия, достаточных для создания условий по введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные элементы Плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг., подлежащего разработке в соответствии со статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).

Статья 3

В качестве первоочередных мер Стороны согласились осуществить следующие мероприятия:

в 2000 году:

а) устранить множественность обменного курса белорусского рубля;

б) снять все ограничения на проведение расчетов в национальных валютах между резидентами Российской Федерации и Республики Белоруссия по текущим операциям;

в первом квартале 2001 года:

а) унифицировать принципы и механизмы установления обменных курсов российского рубля и белорусского рубля к иностранным валютам;

б) Национальному банку Республики Белоруссия перейти к политике привязки белорусского рубля к российскому рублю.

Статья 4

Правительство Российской Федерации предоставит Правительству Республики Белоруссия кредит в сумме до 100 млн. долларов США, в том числе в 2000 году - 30 млн. долларов США и в 2001 году - до 70 млн. долларов США для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия.

Национальный банк Республики Белоруссия сформирует стабилизационный валютный фонд, частью которого станет кредит Центрального банка Российской Федерации в сумме 4,5 млрд. российских рублей.

Предоставление указанных кредитов будет осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Белоруссия порядке и оформляться отдельными соглашениями.

Предоставление Правительством Российской Федерации Правительству Республики Белоруссия кредита в 2001 году, а также использование предоставленного Центральным банком Российской Федерации кредита Национальным банком Республики Белоруссия будет осуществляться при выполнении конкретных мер в области денежно - кредитной, налогово - бюджетной и структурной политики, дополняющие указанные в статье 3 первоочередные меры.

Статья 5

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами, которые составят неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Статья 6

Настоящее Соглашение вступает в силу после выполнения внутригосударственных процедур <*>.

--------------------------------

<*> Соглашение вступило в силу 18 января 2002 года.

Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Приложение
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации, Центральным
банком Российской Федерации
и Правительством Республики Белоруссия,
Национальным банком Республики Белоруссия
о мерах по созданию условий по введению
единой денежной единицы

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНА
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГГ.

Основные элементы настоящего Плана представляют собой перечень основных задач Правительства и Центрального банка Российской Федерации и Правительства и Национального банка Республики Белоруссия на период 2001 - 2005 гг., намеченных к осуществлению после выполнения Сторонами неотложных мер, указанных в статье 3 проекта Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.

В 3-месячный срок после вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства правительствами и центральными банками двух стран будут приняты согласованные решения по мероприятиям и срокам реализации следующих задач, направленных на обеспечение введения единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра Союзного государства:

1. В денежно - кредитной сфере

Достижение уровней важнейших макроэкономических и финансовых показателей, включая показатели платежных балансов, необходимых для введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства, и обеспечение с этой целью:

- снижения годового уровня инфляции и величины дефицита государственного бюджета каждой Стороны до согласованных уровней;

- недопущения формирования обязательных резервов кредитных организаций Российской Федерации и Республики Белоруссия в иностранной валюте и в государственных ценных бумагах;

- прекращения использования кредитов Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия на финансирование дефицита государственного бюджета и других государственных фондов, включаемых в определение расширенного бюджета правительства, в том числе покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении;

- прекращения целевого кредитования со стороны Национального банка Республики Белоруссия предприятий и организаций любых отраслей экономики и обеспечения предоставления кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях.

2. В области политики обменного курса
белорусского рубля

- осуществление Национальным банком Республики Белоруссия мероприятий по поддержанию стабильным обменного курса белорусского рубля к российскому рублю;

- создание в ближайшие годы условий для взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса, а в последующем и по его капитальным статьям.

3. В области валютного регулирования

Установление единых:

- определений валютных ценностей, валютных операций, включая их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента;

- порядка открытия резидентами счетов в иностранных валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия, счетов в кредитных организациях иных государств, а также порядка открытия нерезидентами счетов в иностранной и национальной валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия и совершения операций по этим счетам;

- порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и на территории Республики Белоруссия;

- принципов осуществления валютного контроля.

4. В области регулирования деятельности
кредитных организаций

Установление единых:

- порядка регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- требований при регистрации и лицензировании деятельности кредитных организаций и банковских групп, а также к аудиту банковской деятельности;

- принципов и условий функционирования платежных систем и правил совершения расчетов в целях создания единой платежной системы;

- стандартов совершения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций.

5. В области налогово - бюджетной политики

- унификация методологии статистики государственных финансов;

- унификация налогового законодательства и выравнивание уровней налоговых изъятий;

- повышение эффективности государственных расходов за счет сокращения субсидирования предприятий и организаций и повышения степени адресности социальных субсидий;

- консолидирование ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в государственном бюджете, отказ от их целевого статуса, переход к реализации принципа совокупного покрытия расходов доходами;

- усиление роли и значения казначейств, в том числе путем введения лицевых счетов бюджетополучателей и учета средств в доходной и расходной статьях государственных бюджетов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- ограничение и контроль за потреблением государственными предприятиями Республики Белоруссия энергоресурсов в целях упорядочения торгового баланса;

- минимизация масштабов предоставления государственных гарантий при реализации коммерческих проектов;

- совершенствование процедуры государственных закупок, в том числе за счет расширения практики их осуществления на конкурсной основе;

- введение Республикой Белоруссия экспортных пошлин на товары, по которым введены экспортные пошлины в Российской Федерации, в первую очередь на нефтепродукты.

6. В области структурных преобразований

- унификация законодательства о естественных монополиях, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках;

- унификация механизмов ценообразования, включающая отмену государственного регулирования цен на продукцию отраслей, не являющихся естественными монополиями, и регулирования тарифов на транспортировку нефти;

- выделение из системы естественных монополий неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;

- создание новых организационных форм управления финансово - промышленными группами, холдинговыми акционерными компаниями, межотраслевыми и межрегиональными ассоциациями, банковскими союзами и межгосударственными компаниями и соответствующие изменения в этих целях действующего законодательства;

- подготовка и реализация предложений о приватизации производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства;

- завершение приватизации объектов и предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- организация продаж акций на валютно - фондовой бирже за рубли и свободно конвертируемую валюту при осуществлении приватизации, дополненную соответствующим совершенствованием нормативно - правовой базы.

Перечисленные выше меры в указанных сферах не являются исчерпывающими элементами настоящего Плана совместных действий. Правительства двух стран обеспечат также сближение политики в сферах таможенно - тарифного регулирования, функционирования фондовых рынков и рынка страховых услуг, а также в других сферах, необходимых для введения единой денежной единицы Союзного государства.

После выполнения мероприятий, предусмотренных Программой действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства и Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы, Межбанковскому валютному совету с участием представителей правительств двух стран предстоит провести оценку состояния экономической интеграции государств - участников и подготовить для внесения в Совет Министров Союзного государства предложения о целесообразности введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства Союзного государства.