XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

В качестве общих принципов системы управления реализацией Программы, которые должны действовать как единая система, предлагаются следующие:

обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;

представительство в органах управления Программой государственных заказчиков Программы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов программных мероприятий и их исполнителей проводится на конкурсной основе.

В ходе реализации Программы должны быть реализованы механизмы информирования представителей бизнеса об открывающихся возможностях по коммерциализации и освоению передовых технологий, а также инвесторов о потенциальных направлениях и условиях вложения средств.

Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств государственные заказчики Программы включают соответствующие условия в государственные контракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств.

Результаты выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подвергаются экспертизе.

Реализация Программы должна обеспечиваться наличием четкого механизма принятия следующих решений:

прекращение финансирования программного мероприятия в случае отсутствия конкретных показателей результативности или эффективности;

увеличение расходов по программному мероприятию, демонстрирующему "прорывной" эффект по обеспечению инновационного развития российской экономики;

уточнение содержания программного мероприятия по результатам реализации пилотного проекта.

Для оценки эффективности Программы разработана основа для создания системы целевых индикаторов, отражающих конечный (макроэкономический) и непосредственный эффект реализации Программы.

Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, в установленном порядке могут уточняться ежегодно на основе отчетов о выполнении программных мероприятий и оценки их эффективности.

Ход выполнения программных мероприятий и достигнутые результаты будут публиковаться в средствах массовой информации не реже 2 раз в год.

Оперативную информацию о ходе реализации программных мероприятий, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов предлагается размещать на специальном сайте в сети Интернет.

Управление реализацией Программы предусматривает создание научно-координационного совета, в состав которого включаются ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации.

На научно-координационный совет Программы возлагаются следующие функции:

выработка предложений по тематике и объемам финансирования мероприятий Программы;

рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;

рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;

организация проверок выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования выделяемых ресурсов и средств;

подготовка рекомендаций по более эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития России и выделяемых ресурсов и средств;

выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы.

Текущее управление реализацией Программы может осуществляться государственным заказчиком и дирекцией.

В условиях возросших требований к качеству управления реализацией целевых программ и усложнения задач, связанного с переходом к концепции бюджетирования, ориентированного на результат, более рациональным представляется вариант, когда текущее управление возложено на дирекцию Программы, что позволяет более четко разделить сферы полномочий и ответственности.

Дирекция Программы является государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств, выделяемых на реализацию Программы. Положение о дирекции Программы утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.

Дирекция Программы осуществляет следующие функции:

организует экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;

осуществляет мониторинг хода выполнения Программы в целом;

ведет базы данных по государственным контрактам на выполнение работ по Программе;

осуществляет иные функции по поручению государственного заказчика-координатора Программы.

До начала реализации Программы Министром образования и науки Российской Федерации утверждается положение об управлении Программой, определяющее порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы, функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга хода их реализации и механизма корректировки.