IV. Возможные варианты решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

IV. Возможные варианты решения проблемы развития
электронной компонентной базы и радиоэлектроники, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Решение проблемы создания современного отечественного производства электронной компонентной базы и радиоэлектроники может развиваться по нескольким вариантам.

Первый вариант - создание условий для привлечения внешнего инвестора и обеспечения значительных внебюджетных вложений в развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники. В этом случае инвестиционная активность частного капитала будет направлена в основном на достижение наивысшей рентабельности выпускаемой продукции и обеспечение ее гарантированными рынками сбыта. Однако при этом важнейшие стратегические направления электроники - радиационно стойкая электронная компонентная база, твердотельная и вакуумная сверхвысокочастотная электроника останутся без инвестиционной поддержки и практически не будут развиваться. Следовательно, работы в области космонавтики, навигации, систем управления атомными объектами, авионики и связи не получат дальнейшего развития. Учитывая, что данные изделия невозможно купить на мировом рынке, ущерб составит сотни миллиардов рублей ежегодно. Особенно следует учесть, что в области космонавтики, навигации, авионики и связи Россия имеет международные договоры о сотрудничестве.

Второй вариант - использование государственных кредитов на строительство современных мощностей по выпуску ограниченной номенклатуры электронной и радиоэлектронной продукции без привязки к федеральным целевым программам. Этот традиционный путь технического перевооружения организаций не дает значительного экономического эффекта, так как будут отсутствовать соответствующие системные проекты получения конечной продукции. При этом будет завершена только часть проектов по реконструкции отдельных мощностей.

В этом случае потребуется усиление роли государства в управлении и координации действий, что неминуемо приведет к падению активности частного капитала.

Третий вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с целью разработки технологического базиса без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей. При этом будет наблюдаться процесс успешного научного развития предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено массовое производство современных конечных изделий с необходимыми характеристиками.

Такой вариант уже реализовывался в России до 2007 года и привел к значительному отставанию отечественного уровня развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Именно в сфере производства наше отставание является наибольшим.

Четвертый вариант - создание системы бюджетного финансирования в рамках Программы с выделением инвестиционных средств.

Этот путь ограничен 2 факторами - относительно небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны и практически неэффективной моделью вложения государственных средств в акционерные общества.

В этом случае также остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли промышленности.

Пятый вариант - создание системы государственного финансирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств.

Этот путь включает в себя все варианты при координирующей роли единой федеральной целевой программы. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли.

Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет возрастающего финансирования из внебюджетных источников - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.

Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в отечественную радиоэлектронную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будут иметь высокую степень риска.

Именно поэтому необходима организация партнерства государства с отечественными инвесторами в сочетании с привлечением авторитетных иностранных партнеров под государственные гарантии для реализации таких проектов.

Партнерство с иностранным бизнесом является определяющим, так как именно иностранные фирмы являются лидерами данного направления в мире. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации такого производства, а также его эффективной коммерческой эксплуатации. В то же время бизнес быстрее реагирует на изменения отдельных сегментов мирового и отечественного рынков, проявляет больше внимания к инновациям в области радиоэлектроники, больше заинтересован в налаживании устойчивых международных связей с ведущими иностранными фирмами.

Наличие государственного участия и надежного технологического партнера является ключевым моментом обеспечения большего доверия инвесторов и их заинтересованности в таких проектах.

При этом государству отводится важнейшая роль в решении проблемы обеспечения безопасности, формировании системы государственно-частного партнерства, содействии бизнесу в организации инфраструктуры рынка радиоэлектронной отрасли, в развитии международных кооперационных связей и продвижении продукции отрасли на мировые рынки, в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок и в решении задачи обеспечения радиоэлектронной промышленности высококвалифицированными специалистами, подготовленными в системе аттестованных государственных образовательных учреждений.

Основные показатели эффективности реализации вариантов решения проблемы приведены в приложении N 2.

Анализ этих вариантов показывает, что наиболее эффективным и реализуемым с минимальным возможным риском является последний вариант.

При этом необходима реализация определенной государственной стратегии создания в стране климата, привлекательного для внешнего и внутреннего инвесторов, и поддержки отечественного производства. С целью повышения эффективности реализации мероприятий Программы планируется разработать предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.