2. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках

2. Повышение качества и конкурентоспособности
туристского продукта Российской Федерации на внутреннем
и мировом рынках

Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:

обеспечение высокого качества туристских услуг;

совершенствование профессионального образования в сфере туризма;

создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;

применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей;

проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;

создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;

введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем.

Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории.

В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры.

Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие современным требованиям работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации при подготовке кадров. В первую очередь на федеральном и региональном уровнях необходимо установить требуемый профессиональный состав, структуру и количество специалистов в сфере туризма на среднесрочную перспективу с учетом планов развития туризма. Это послужит ориентиром для образовательных учреждений, существующих и будущих специалистов в сфере туризма, позволяющим определить состав и содержание образовательных программ и траекторию развития профессиональных компетенций.

В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе.

В целях координации усилий различных сфер туристской деятельности, повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта необходимо разработать и внедрить план мероприятий ("дорожную карту") по созданию благоприятных условий для развития конкуренции в сфере туристской деятельности. Такой план должен быть согласован с федеральными и региональными программами, а также учитывать уже накопленный опыт по стимулированию малого предпринимательства в сфере туризма.

Для адаптации предложения туристских услуг к требованиям туристов необходимо обеспечить возможность применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории. Происходит это, с одной стороны, от инертности сознания руководителей, с другой стороны, по причине крайней ограниченности в средствах ввиду низкой доходности и отсутствия обеспечения для получения кредитов, особенно предприятий малого бизнеса.

Поэтому для организации системной работы по повышению качества туристских услуг необходимо разработать централизованный подход к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставления информации участникам туристского рынка. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях должны организовывать и координировать деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка, характеристиках потребительского спроса, возможностях сегментирования рынка, выявлять основные тенденции рынка и осуществлять сбор и анализ данных о состоянии отрасли. Результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и широкой общественности.

Особенно активным сдерживающим фактором в развитии туризма сегодня является проблема высоких внутренних цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.

Также следует разработать мероприятия по созданию и развитию отечественных систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке.