IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Для решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р, инфраструктуру национальной нанотехнологической сети.

Возможны два варианта решения указанной задачи:

формирование в рамках действующих федеральных целевых и ведомственных программ инвестиционных мероприятий, в соответствии с которыми будут осуществляться за счет средств федерального бюджета капитальные вложения в развитие материально-технической базы ведущих государственных научных и образовательных организаций, выполняющих исследования в области наноиндустрии;

создание единого программного механизма поддержки, управления и координации работ в области наноиндустрии, при котором сохраняются федеральные и ведомственные целевые программы бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и формируется федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Риски данного варианта заключаются в следующем:

практически неизбежны дублирование затрат на оборудование, приобретаемое в рамках различных федеральных целевых и ведомственных программ, и необходимость дополнительных капитальных вложений;

невозможно осуществлять координацию, систематизацию, анализ результативности всех работ в области наноиндустрии, включая частный сектор;

сложность и длительность создания механизмов межведомственной координации и государственно-частного партнерства в рамках инвестиционных мероприятий федеральных и ведомственных целевых программ.

Основными преимуществами второго варианта являются отсутствие дублирования капитальных вложений в рамках различных программ, консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств. Риски данного варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований при создании нового комплексного механизма обеспечения функционирования и развития национальной нанотехнологической сети.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с реализацией Программы, нацеленной на развитие приборно-инструментальной, информационной и методической составляющих инфраструктуры наноиндустрии в составе национальной нанотехнологической сети.