5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА
5. Совершенствование государственного управления и обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса
5. Совершенствование государственного управления
и обеспечение экономической безопасности
топливно-энергетического комплекса
Основными задачами в области совершенствования государственного управления и обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса являются:
повышение инвестиционной привлекательности отраслей топливно-энергетического комплекса;
развитие конкуренции и рыночных отношений в сфере топливно-энергетического комплекса;
обеспечение охраны труда и промышленной безопасности.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи повышения инвестиционной привлекательности отраслей топливно-энергетического комплекса входят:
обеспечение стабильности и предсказуемости фискального режима с учетом принципа сохранности базовых доходов бюджета;
развитие экономических стимулов и снятие административных барьеров для раскрытия инвестиционного потенциала отраслей топливно-энергетического комплекса;
повышение прозрачности процессов тарифообразования;
развитие нормативно-правового регулирования в сфере технологического развития и обеспечения конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса;
повышение уровня платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи развития конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики входят:
последовательное развитие механизма биржевых продаж для обеспечения рыночного ценообразования, удовлетворения спроса и равного доступа потребителей к продукции отраслей топливно-энергетического комплекса;
развитие инфраструктуры, обеспечивающей формирование ценовых индикаторов на продукцию топливно-энергетического комплекса;
расширение сферы рыночного ценообразования в сфере энергетики с учетом социальной ответственности организаций топливно-энергетического комплекса и необходимости обеспечения экономической эффективности инвестиционных проектов;
совершенствование методов государственного регулирования электросетевого комплекса;
обеспечение финансовой прозрачности монопольных видов деятельности.
Комплекс первоочередных мер, направленных на решение задачи обеспечения охраны труда и промышленной безопасности, включает:
совершенствование системы управления охраной труда и предупреждения производственного травматизма;
обеспечение безопасных условий труда работников организаций топливно-энергетического комплекса, в том числе путем внедрения роботизированных комплексов, исключающих присутствие персонала в потенциально опасных зонах;
сохранение отраслевой системы работы с технологическим персоналом, обеспечивающей соблюдение требований надежности и безопасности, а также требований охраны труда.
Показателем решения поставленных задач будет являться уменьшение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в угольной отрасли (человек на 1 тыс. работающих по основному виду деятельности) с 0,08 в 2023 году до 0,07 в 2030 году, до 0,06 в 2036 году и до 0,05 в 2050 году.
Основными задачами в области обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса являются:
обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
профилактика, предупреждение, выявление и пресечение противоправной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса;
обеспечение мобилизационной готовности организаций топливно-энергетического комплекса.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса входят:
формирование системы защиты объектов топливно-энергетического комплекса от актуальных угроз и обеспечение их антитеррористической защищенности;
межведомственная организация и координация мероприятий, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства с использованием и (или) применением беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов, а также компьютерных атак, создающих реальную угрозу безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса;
повышение состояния защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актуальных угроз путем внедрения современных отечественных технических средств охраны, а также сертифицированных средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации;
обеспечение и совершенствование взаимодействия ведомственного центра государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации с субъектами топливно-энергетического комплекса и Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам по вопросам противодействия компьютерным атакам;
повышение надежности, безопасности и отказоустойчивости сетей связи для критически важных объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе за счет использования государственной системы связи Российской Федерации;
совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи по профилактике, предупреждению, выявлению и пресечению противоправной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса входят:
профилактика, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе нецелевого использования и хищения бюджетных средств и энергетических ресурсов, неплатежей;
борьба с коррупцией, производством и продажей контрафактной продукции, легализацией доходов, полученных преступным путем, а также с противоправными действиями в сфере компьютерной информации;
предотвращение рейдерских захватов организаций топливно-энергетического комплекса;
предотвращение преднамеренного банкротства организаций топливно-энергетического комплекса;
реализация комплекса мер, направленных на борьбу с теневой экономикой, в том числе мер, связанных с деофшоризацией топливно-энергетического комплекса;
пресечение деятельности, осуществляемой специальными службами и организациями иностранных государств, террористическими и экстремистскими организациями, создающей угрозу энергетической безопасности;
предотвращение противоправной деятельности, связанной с противодействием консолидации объектов электросетевого хозяйства;
усиление государственного контроля за иностранными инвестициями в организации топливно-энергетического комплекса, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комплекс первоочередных мер, направленных на решение задачи по обеспечению мобилизационной готовности топливно-энергетического комплекса, включает:
поддержание готовности организаций топливно-энергетического комплекса к удовлетворению потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения в военное время;
создание нормативно-правовой базы, регулирующей применение экономических и иных мер в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, включая особенности функционирования в эти периоды топливно-энергетического комплекса.
Показателями решения поставленных задач являются:
доля объектов топливно-энергетического комплекса, полностью отвечающих требованиям безопасности (конфиденциально);
количество мероприятий по профилактике, предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса (конфиденциально);
оценка состояния мобилизационной готовности топливно-энергетического комплекса (конфиденциально).