3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА

3. Охрана окружающей среды и достижение национальных целей в области климатической политики

3. Охрана окружающей среды и достижение национальных целей
в области климатической политики

Охрана окружающей среды

Задачей в сфере охраны окружающей среды является уменьшение негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса.

В комплекс первоочередных мер по решению поставленной задачи входят:

создание отраслевых справочников и переход в отраслях топливно-энергетического комплекса на принципы наилучших доступных технологий, которые способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду;

стимулирование сокращения образования новых и утилизации накопленных отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними, проведения рекультивации земель и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, включая увеличение доли золошлаковых отходов (золошлаковой смеси), вовлеченных в хозяйственный оборот;

стимулирование научных исследований и поддержка разработки перспективных технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

получение объективной независимой информации о фактических объемах рекультивации, стоков, объемах ведения горных работ, образующихся отходов;

обеспечение открытости и доступности экологической информации, своевременного информирования заинтересованных сторон об авариях, их экологических последствиях и мерах по ликвидации, усиление взаимодействия с общественными экологическими организациями и движениями.

Стратегической задачей по охране окружающей среды для угольной промышленности является уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в результате промышленной деятельности объектов угольной промышленности.

В комплекс первоочередных мер по решению поставленной задачи входят:

проведение горно-экологического, гидрогеологического и газодинамического мониторинга последствий ликвидации угольных шахт и разрезов;

анализ и выполнение мероприятий по дегазации шахтных полей;

выявление и ликвидация провалов земной поверхности;

режимные наблюдения уровня подземных вод, температуры, замер дебита изливов шахтных вод на поверхность;

реализация мероприятий по предотвращению подтопления территорий;

увеличение объемов переработки и использования отходов производства в строительстве и производстве строительных материалов;

увеличение темпов рекультивации нарушенных земель за счет применения новых эффективных технологий, совмещения горных работ с техническим этапом рекультивации, использования горной техники, специальных машин и оборудования;

реконструкция неэффективно работающих очистных сооружений или осуществление мероприятий по оптимизации технологического процесса очистки;

реструктуризация угольной промышленности Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе переход угольных предприятий указанных субъектов Российской Федерации с 2026 года на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, сохранение и развитие перспективных шахт, ликвидация неперспективных шахт, выполнение мероприятий по обеспечению гидрогеологической и экологической безопасности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;

прогнозирование и установление причин инцидентов с использованием цифровых двойников и анализа больших данных, собираемых в горнотехнических и смежных с ней системах.

Показателями результата деятельности в сфере охраны окружающей среды предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса являются увеличение доли площади рекультивированных земель в общей площади земель, нарушенных за последние 3 года в отраслях топливно-энергетического комплекса, с 63 процентов в 2023 году до 70 процентов в 2030 году, до 75 процентов в 2036 году и до 90 процентов в 2050 году, а также увеличение доли утилизированных продуктов сжигания твердого топлива (золошлаков) с 27 процентов в 2023 году до 40 процентов в 2030 году, до 50 процентов в 2036 году и до 90 процентов в 2050 году.

Достижение национальных целей в области
климатической политики

Задачами по достижению национальных целей в области климатической политики являются снижение эмиссии парниковых газов наименее затратным способом путем проведения мероприятий, проводимых организациями топливно-энергетического комплекса, и адаптация к изменениям климата, обеспечивающая повышение устойчивости функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, при условии достижения экономической эффективности указанных мероприятий в целях сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.

В комплекс первоочередных мер по решению поставленных задач входят:

учет климатических рисков, а также изменений гидрометеорологических условий в полном жизненном цикле объектов при технико-экономическом обосновании проектов и их реализации;

активное участие в формировании международного правового регулирования в области климата, создание условий и стимулов для реализации климатических проектов, в том числе направленных на компенсацию выбросов, связанных с деятельностью объектов топливно-энергетического комплекса (включая проекты в природных экосистемах);

учет создаваемых углеродных единиц в результате реализации проектов, оценка их потенциала для достижения национальных целей в области климатической политики, а также обеспечение возможности реализации полученных углеродных единиц на рынках стран межгосударственного объединения БРИКС и иных стран с продвижением механизмов, установленных статьей 6 Парижского соглашения об изменении климата, в интересах Российской Федерации;

снятие основных инфраструктурных, технологических и иных ограничений рационального использования попутного нефтяного газа и минимизация объемов его сжигания на факелах;

создание и использование низкоуглеродных и ресурсосберегающих технологий производства, транспортировки, хранения и использования энергетических ресурсов, в том числе технологий "чистого угля" и водорода;

стимулирование внедрения на транспорте, включая авиатранспорт, топлива с пониженным углеродным следом, развитие электротранспорта и необходимой топливной и зарядной инфраструктуры;

стимулирование реализации климатических проектов, а также проектов по снижению углеродного следа продукции российских производителей;

обеспечение функционирования ведомственных и локальных систем мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты на объектах топливно-энергетического комплекса и межведомственного информационного взаимодействия в рамках государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты.

Коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа планируется увеличить с 82 процентов в 2023 году до 87 процентов в 2030 году, до 91 процента в 2036 году и до 95 процентов в 2050 году без учета новых месторождений.

Энергосбережение и энергоэффективность в сфере
топливно-энергетического комплекса

Стратегической задачей для отраслей топливно-энергетического комплекса является развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности.

В комплекс первоочередных мер по решению поставленной задачи входят:

совершенствование нормативно-правовой базы, включая создание стимулов для производства и использования энергетически эффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов;

стимулирование использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий, а также приобретения энергоэффективного оборудования;

реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах топливно-энергетического комплекса при условии экономической эффективности этих мероприятий;

создание экономических и иных стимулов реализации проектов в области энергетической эффективности и энергосбережения в топливно-энергетическом комплексе;

обмен опытом и распространение лучших практик энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Важным следствием политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах топливно-энергетического комплекса станет более эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, которое обеспечит повышение экономической устойчивости таких объектов, охрану окружающей среды и достижение национальных целей в области климатической политики.

Удельный расход условного топлива на выработку электрической энергии России, выраженный в граммах условного топлива на киловатт-час, при базовом значении 248 в 2023 году составит:

в стресс-сценарии 263 в 2030 году, 262 в 2036 году и 251 в 2050 году;

в инерционном сценарии 253 в 2030 году, 256 в 2036 году и 247 в 2050 году;

в целевом сценарии 263 в 2030 году, 248 в 2036 году и 239 в 2050 году;

в сценарии технического потенциала 251 в 2030 году, 248 в 2036 году и 226 в 2050 году.

Водородная энергетика, улавливание, использование
и захоронение углекислого газа

Задачей развития водородной энергетики является создание и развитие технологий производства и применения водорода с различным уровнем выбросов парниковых газов, его безопасной транспортировки и эффективного использования, в том числе для достижения экономически эффективного снижения углеродного следа продукции промышленных и энергетических предприятий, транспорта, диверсификации и реализации экспортного потенциала поставок энергетических ресурсов путем развития внутреннего производства, потребления и поставок водорода, его производных и водородных технологий на внешние рынки.

В комплекс первоочередных мер по решению поставленной задачи входят:

разработка отечественных низкоуглеродных технологий производства, хранения и транспортировки водорода и энергетических смесей на его основе, технологий улавливания, хранения и использования углекислого газа, технологий топливных элементов и материалов нового поколения для всех указанных низкоуглеродных технологий, а также развитие инжиниринга водородных энергоустановок;

развитие центров компетенций и инжиниринга технологий водородной энергетики;

реализация мер государственной поддержки разработки технологий, пилотных и коммерческих проектов производства, транспортировки, хранения и использования низкоуглеродного водорода, снижения углеродного следа продукции предприятий промышленности и энергетики, создания инфраструктуры и производств промышленной продукции для водородной энергетики, проектов по улавливанию, хранению и (или) захоронению, транспортировке и использованию углекислого газа и иных побочных продуктов производства и потребления водорода;

совершенствование нормативно-правовой базы для поддержки производства и применения водорода и энергетических смесей на его основе, промышленной продукции для водородной энергетики, а также улавливания, хранения и (или) захоронения, транспортировки и использования диоксида углерода, в том числе создание нормативно-правовой базы в области безопасности водородной энергетики;

реализация мер государственной поддержки и стимулирования использования водорода в различных секторах экономики, в том числе для водородного транспорта и водородной заправочной инфраструктуры, а также для энергоснабжения изолированных территорий;

разработка и реализация мероприятий по запуску коммерческих водородных проектов, созданию производственных комплексов, организации поставок водорода на внутренний и внешние рынки;

расширение подготовки кадров для приоритетных технологий в рамках программ образовательных организаций высшего образования, включая разработку и актуализацию профессиональных стандартов в области водородных технологий, а также проведение информационных мероприятий с целью формирования благоприятной социальной среды для широкого внедрения технологий водородной энергетики.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D