2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА
2. Стабильное и доступное обеспечение населения и экономики страны продукцией и услугами топливно-энергетического комплекса с наименьшими издержками и эффективная реализация экспортного потенциала Российской Федерации
2. Стабильное и доступное обеспечение населения и экономики
страны продукцией и услугами топливно-энергетического
комплекса с наименьшими издержками и эффективная реализация
экспортного потенциала Российской Федерации 
Добыча нефти и транспортировка нефти и нефтепродуктов
Основными задачами в области добычи нефти и транспортировки нефти и нефтепродуктов являются:
поддержание и потенциальное наращивание при формировании рыночных условий объемов производства и добычи нефти для удовлетворения внутреннего спроса и сохранения роли на мировом рынке в условиях постепенного истощения наиболее качественных запасов топливно-энергетических ресурсов в традиционных, хорошо изученных добывающих регионах с развитой инфраструктурой и увеличения доли сложных запасов в общей структуре запасов углеводородного сырья;
развитие экспортной инфраструктуры, включая использование Северного морского пути, для диверсификации рынков и оптимизации логистических издержек.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи поддержания объемов производства и создания свободных мощностей добычи нефти входят:
международная кооперация для балансировки спроса и предложения на мировом нефтяном рынке;
обеспечение стимулирующего и предсказуемого фискального режима для нефтяной отрасли, ориентированного на приток инвестиций, в том числе для освоения трудноизвлекаемых запасов, внедрения передовых технологий добычи нефти, в особенности на выработанных и нерентабельных месторождениях, масштабирования внедрения методов увеличения нефтеотдачи пластов, внедрения и масштабирования отечественных технологий геологического изучения недр, в том числе в новых регионах;
стимулирование геологического изучения недр, разведки и разработки минерально-сырьевой базы углеводородного сырья;
создание стимулов для развития нефтегазового сервиса и наращивания производственных мощностей, обеспечивающих оборудование для нефтегазодобычи;
стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий добычи, в том числе на выработанных месторождениях, а также разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи сложных полезных ископаемых.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи развития экспортной инфраструктуры входят:
поддержание работоспособности трубопроводной, железнодорожной, портовой инфраструктур для обеспечения возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов на экспорт;
создание достаточных инфраструктурных мощностей в части трубопроводной, железнодорожной, портовой инфраструктур для доставки нефти и нефтепродуктов в морские и речные порты Российской Федерации;
развитие инфраструктуры Северного морского пути;
совершенствование тарифной политики в части транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводным и железнодорожным транспортом в целях обеспечения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке за счет снижения логистических издержек при условии сохранения рентабельности перевозок.
Стратегические вопросы ресурсного обеспечения нефтяной отрасли синхронизированы и также рассматриваются в Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 1838-р.
Показателями решения поставленных задач являются рост объема добычи нефти и газового конденсата с 531 млн. тонн в 2023 году до 540 млн. тонн в 2030, 2036 и 2050 годах, а также рост мощности экспортной инфраструктуры для перевозки нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта с 530 млн. тонн до 550 млн. тонн за аналогичный период.
Нефтепереработка и нефтегазохимия
Основными задачами в области нефтепереработки и нефтегазохимии являются:
реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации в нефтепродуктах в полном объеме и эффективной реализации экспортного потенциала;
развитие нефте- и газохимии для увеличения обеспеченности внутреннего рынка отечественными крупнотоннажными полимерами (дальнейшее сокращение доли импорта в переработке сырья в конечные изделия) и эффективной реализации экспортного потенциала.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи реализации программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения потребностей внутреннего рынка входят:
сохранение стимулов для продолжения реализации программы модернизации, необходимой для обеспечения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих заводов и удовлетворения потребности внутреннего рынка;
реализация инвестиционных программ и проектов по модернизации и развитию нефтеперерабатывающих мощностей;
обеспечение эффективной системы распределения нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт для обеспечения целевого уровня загрузки нефтеперерабатывающих заводов, необходимого для покрытия потребностей внутреннего рынка и эффективной реализации экспортного потенциала;
обеспечение эффективной системы транспортировки нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке;
экономически эффективное обеспечение нефтепродуктами внутренних потребностей Российской Федерации и экспорта на принципах рыночного ценообразования;
применение энергоэффективных технологий.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи развития глубокой переработки нефти и газа входят:
сохранение государственной поддержки действующих и находящихся на этапе строительства мощностей по глубокой переработке нефти и производству продукции нефтегазохимии;
обеспечение экономических условий для эффективной переработки газа и выделения сырья для нефтехимии;
разработка и внедрение отечественных технологий, оборудования, катализаторов и специальных добавок, необходимых для производства продукции нефтегазохимии;
своевременный вывод из эксплуатации или модернизация морально и физически изношенного оборудования;
создание благоприятных инвестиционных условий для развития нефтехимических производств, интегрированных с нефтеперерабатывающими заводами, для замещения импортной нефтехимической продукции и насыщения спроса внутреннего рынка.
Показателями решения поставленных задач являются рост глубины переработки с 84,1 процента в 2023 году до 90 процентов в 2030, 2036 и 2050 годах и полное обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами. Планируемое увеличение объема производства крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн. тонн в 2030, 2036 и 2050 годах против 7,2 млн. тонн в 2023 году.
Газовая отрасль
Основными задачами в газовой отрасли являются:
эффективное и рациональное использование запасов природного газа;
обеспечение бесперебойных поставок природного газа потребителям;
расширение газотранспортной инфраструктуры для переориентации экспортных поставок природного газа на рынки дружественных стран;
развитие проектов по производству сжиженного природного газа для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и эффективной реализации экспортного потенциала;
увеличение потребления газа (включая сжиженный природный газ) на внутреннем рынке.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи эффективного и рационального использования запасов природного газа входят:
создание условий для добычи трудноизвлекаемых запасов газа, а также запасов и ресурсов, территориально удаленных от созданной инфраструктуры;
обеспечение мер, ориентированных на стимулирование инвестиций и внедрение передовых и энергоэффективных технологий добычи газа;
рациональное обеспечение ресурсной базой крупных инвестиционных проектов, в том числе проектов производства и поставок трубопроводного газа и сжиженного природного газа;
учет интересов и ресурсного потенциала всех недропользователей при развитии газовой отрасли страны в интересах российских потребителей и производителей;
обеспечение стимулирующих условий для газовой отрасли, в том числе для освоения трудноизвлекаемых запасов, запасов и ресурсов, территориально удаленных от созданной инфраструктуры, внедрения передовых технологий добычи газа.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи бесперебойных поставок газа потребителям входят:
поддержание надежности и технологической целостности системы газоснабжения;
установление экономически обоснованных цен на газ;
сохранение действующей конфигурации экспорта трубопроводного газа, проработка вопроса необходимости ускорения темпов роста и увеличения объемов экспорта газа, рассмотрение вопроса о дальнейшей либерализации экспорта сжиженного природного газа и проработка возможности трубопроводных поставок газа независимых производителей через единый экспортный канал при наличии мощностей экспортной инфраструктуры и дополнительного спроса на внешних рынках.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи расширения газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа входят:
создание благоприятных инвестиционных условий, в том числе за счет установления экономически обоснованных цен и тарифов на транспортировку, мер государственной поддержки, реализация инвестиционных программ и проектов по развитию газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа для экспорта газа в дружественные страны;
кооперация с дружественными странами для совместного развития газотранспортной инфраструктуры;
создание экономически обоснованных условий для развития газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа, в том числе равных и экономически обоснованных условий для всех недропользователей в части доступа к потребителям и инфраструктуре;
совершенствование механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам.
В комплекс первоочередных мер по развитию крупно-, средне- и малотоннажных проектов по сжижению природного газа входят:
развитие на территории Российской Федерации крупнотоннажных проектов по производству сжиженного природного газа согласно приложению N 6, создание специализированных центров и (или) хабов по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, а также сопутствующей газотранспортной инфраструктуры;
обеспечение флотом газовозов для удовлетворения потребностей действующих и планируемых проектов по производству сжиженного природного газа;
создание стимулов для локализации и развития технологий крупно-, средне- и малотоннажных проектов по сжижению природного газа, а также внедрения оборудования в проекты по производству сжиженного природного газа (в том числе за счет мер государственной поддержки);
кооперация с дружественными странами для совместного развития газотранспортной инфраструктуры;
экономически обоснованная максимизация экспорта газа с учетом обеспечения оптимального сочетания поставок трубопроводного газа и сжиженного природного газа из России.
В комплекс первоочередных мер по увеличению потребления газа на внутреннем рынке входят:
соединение магистрального газопровода "Сила Сибири" с газотранспортной системой "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" и впоследствии с Единой системой газоснабжения;
расширение программы газификации, включая догазификацию и экономически эффективную газификацию, для удовлетворения растущего спроса на газ в индивидуальных жилых домах, котельных и электростанциях, снабжающих многоквартирные дома тепловой энергией, регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики (при условии подтверждения экономической эффективности);
реализация региональных программ газификации с учетом топливно-энергетических балансов регионов, разработанных на основе межтопливной конкуренции и выбора экономически наиболее обоснованных решений энергоснабжения;
развитие инфраструктуры для расширения использования газомоторного топлива и газа на наземном и водном транспорте, включая сжиженный природный газ, для удовлетворения потенциального спроса с учетом экономической эффективности поставок;
стимулирование проектов ввода мощностей по газопереработке и газохимии, диверсификация направлений экспортных поставок продукции газоперерабатывающих производств;
развитие сети газоснабжения для обеспечения новых объектов по производству электрической и тепловой энергии, использующих в качестве топлива природный газ;
обеспечение приоритета экономически обоснованного снабжения внутреннего рынка.
Показателями решения поставленных задач являются увеличение уровня газификации населения Российской Федерации с 73,8 процента в 2023 году до 82,9 процента в 2030 году, с 84 процентов в 2036 году до 86,2 процента в 2050 году, увеличение проектной производительности экспортных газопроводов в страны Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона с 30 млрд. куб. метров в 2023 году до 98 млрд. куб. метров в 2030, 2036 и 2050 годах, объема производства сжиженного природного газа с 32,339 млн. тонн в 2023 году до 90 - 105 млн. тонн в 2030 году, до 110 - 130 млн. тонн в 2036 году и до 110 - 175 млн. тонн в 2050 году, а также увеличение объема потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива с 2,19 млрд. куб. метров в 2023 году до 6,7 - 9 млрд. куб. метров в 2030 году, до 11,5 - 16,8 млрд. куб. метров 2036 году и до 21,3 - 29,3 млрд. куб. метров в 2050 году.
Угольная отрасль
Основными задачами в угольной отрасли являются:
поддержание действующих мощностей угледобычи и создание условий для формирования новой сырьевой базы угольной промышленности на территориях Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации на месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями с постепенным смещением географии добычи угля к месторождениям, территориально близким к рынкам сбыта;
рост экспорта угольной продукции и переориентация на новые рынки, в первую очередь на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки;
обеспечение надежных поставок угля для нужд потребителей на внутреннем рынке (в том числе электроэнергетики, металлургии, систем жилищно-коммунального хозяйства и некомбинированного производства тепла), повышение экологичности и совершенствование промышленной безопасности предприятий угольной промышленности;
завершение реализации комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России и развитие социальной политики в целях обеспечения устойчивого роста уровня и качества жизни работников организаций угольной промышленности и населения углепромышленных территорий в целом.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи поддержания действующих мощностей угледобычи и создания условий для формирования новой сырьевой базы угольной промышленности входят:
лицензирование участков недр угольных месторождений, позволяющих вести разработку в наиболее безопасных горно-геологических условиях, сокращение выдачи лицензий на право пользования участками недр угольных месторождений с особо опасными горно-геологическими условиями, а также синхронизация объемов добычи угля в целях поставки на внутренний рынок с уровнем его внутреннего потребления;
реализация проектов разработки новых угольных месторождений на территориях Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны, территориально близких к рынкам сбыта, освоение Тунгусского угольного бассейна с учетом строительства необходимой транспортной инфраструктуры;
поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных и опасных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда;
повышение эффективности процессов транспортировки угля на открытых горных работах за счет применения технологий роботизации грузоперевозок;
развитие направлений обогащения и глубокой переработки угля и экономически эффективных проектов углехимии, обеспечивающих производство широкой линейки продуктов с высокой добавленной стоимостью;
повышение качества угольной продукции (включая повышение экологических характеристик) за счет интенсификации процессов переработки добываемого сырья, в том числе путем вовлечения в отработку запасов высококачественных углей;
межотраслевая кластеризация угольной промышленности, предусматривающая ведение разных видов деятельности и позволяющая комплексно использовать возможности угольных месторождений с созданием условий для развития передовых взаимосвязанных высокотехнологичных экологичных комплексов - углехимических и энергоугольных кластеров;
достижение технологического суверенитета в угольной промышленности, в том числе создание условий в регионах добычи угля (в том числе в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике) угледобывающим организациям приобретать российское оборудование на льготных условиях.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи переориентации экспорта угля на новые рынки входят:
расширение провозной способности железных дорог Восточного полигона и строительство Тихоокеанской железной дороги, а также портовых мощностей для обеспечения поставок угольной продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки;
развитие портовой инфраструктуры для обеспечения возможности транспортировки угля и продуктов его переработки;
оптимизация транспортной логистики и применение долгосрочных и предсказуемых параметров установления тарифов в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования с учетом синхронизации с документами стратегического планирования в сфере транспорта;
обеспечение предсказуемых условий функционирования предприятий угольной промышленности, в том числе за счет обеспечения прогнозируемых фискальных и тарифных условий;
замещение транзитного угля экспортом российских производителей.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи обеспечения надежных поставок угля для нужд потребителей на внутреннем рынке Российской Федерации, повышения экологичности и совершенствования промышленной безопасности предприятий угольной промышленности входят:
обеспечение бесперебойного и приоритетного снабжения углем потребителей Российской Федерации, в том числе за счет оптимизации логистики и сокращения использования дальнепривозного угля, а также снижение объемов импорта угля с их замещением российским углем и оптимизация логистики других грузов топливно-энергетического комплекса;
создание широкой линейки конкурентоспособных продуктов из угля и отходов его обогащения, востребованных в сельском хозяйстве, природоохранной деятельности, медицине, электронной промышленности, а также стимулирование переработки угля, в том числе проектов углехимии (при условии подтверждения их экономической эффективности);
обеспечение условий по импортозамещению продуктов глубокой переработки угля, в том числе государственной поддержки разработки отечественных технологий и кластерных проектов;
обеспечение мониторинга мероприятий по промышленной безопасности и охране труда при добыче угля на шахтах и в разрезах;
внедрение ресурсо- и энергоэффективных инновационных технологий добычи, обогащения, транспортировки, хранения и перевалки угля с учетом современных экологических требований и требований в области промышленной безопасности, повышение производительности труда и экологичности по всей цепочке создания добавленной стоимости, в том числе внедрение технологий безлюдной добычи угля;
достижение технологического суверенитета в угольной промышленности.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи завершения реструктуризации угольной промышленности России и развития социальной политики входят:
увеличение занятости в неугольных секторах экономики в шахтерских регионах и моногородах;
завершение вопроса переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья;
ликвидация последствий ведения горных работ в рамках реструктуризации угольной промышленности, обеспечение охраны территорий от экологических и иных последствий добычи угля;
реструктуризация угольной промышленности Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из принципов и подходов, применяемых в Российской Федерации, передача в аренду инвесторам перспективных предприятий, вывод из эксплуатации неэффективных и убыточных предприятий со сложными горно-геологическими условиями и (или) опасных из-за внезапных выбросов угля и газа, имеющих высокие риски возникновения аварий и инцидентов.
Показателями решения поставленных задач являются увеличение доли открытого способа добычи угля в общем объеме добычи с 77,7 процента в 2023 году до 80 - 83 процентов в 2036 году и до 82 - 85 процентов в 2050 году, увеличение доли обогащаемого угля (кроме бурого угля) в общем объеме его добычи с 58,9 процента в 2023 году до 62 - 64 процентов в 2036 году и до 74 - 76 процентов в 2050 году, увеличение доли регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в общем объеме добычи угля с 38,8 процента в 2023 году до 42 - 44 процентов в 2036 году и до 46 - 50 процентов в 2050 году, а также увеличение доли российского экспорта в международной торговле углем с 14,5 процента в 2023 году до 21 - 23 процентов в 2036 году и до 24 - 27 процентов в 2050 году.
Электроэнергетика
Построение современной электроэнергетики страны базируется на принципах, которые были заложены еще при подготовке и реализации плана развития электроэнергетической отрасли, разработанного Государственной комиссией по электрификации России и принятого 22 декабря 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов:
концентрация производства и распределения энергии на базе крупных электростанций;
строительство высоковольтных электрических сетей, соединяющих крупные электростанции в единые мощные энергетические системы, обслуживающие крупные экономические районы;
строительство теплоэлектроцентралей как основы централизованного энергоснабжения крупных городов и промышленных комплексов.
Последующее развитие страны и электроэнергетики подтвердило справедливость и обоснованность указанных принципов и подходов с точки зрения повышения эффективности энергосистемы, а также обеспечения стабильности и надежности энергоснабжения потребителей. Крупная генерация энергии позволяет минимизировать топливные затраты, развитие электросетей - обеспечить стабильность и надежность энергоснабжения, оптимизировать резерв генерирующей мощности и повысить эффективность объектов генерации за счет расширения зоны обслуживания и подключения к ним новых потребителей, эксплуатация теплоэлектростанций значительно повышает эффективность энергетической установки, тем самым увеличивая эффективность и снижая затраты потребителей на электро- и теплоснабжение.
В вопросах развития электроэнергетики необходимо последовательно выступать за сохранение существующей структуры отрасли, основу которой составляют крупные электростанции, функционирующие в рамках Единой энергетической системы России.
В вопросах развития сферы теплоснабжения необходимо придерживаться ранее сформированных в Федеральном законе "О теплоснабжении" и реализуемых принципов организации отношений, в том числе:
обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
развитие систем централизованного теплоснабжения;
обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Реализация указанных принципов организации теплоснабжения, а также обеспечение существующих и потенциальных потребителей тепловой энергии с учетом целевых планов по жилищному строительству будет достигаться путем комплексной реализации настоящей Стратегии и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, задающей темпы ввода жилой и общественно-деловой застройки, развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.
В целях соблюдения указанных подходов в электроэнергетике на период до 2050 года предлагается решить следующие задачи:
повышение надежности и качества электроснабжения потребителей и создание условий для повышения технической независимости функционирования электроэнергетической системы России (позволит обеспечить бесперебойное и надежное энергоснабжение потребителей, повысить уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации и представителей бизнес-сообществ качественным и надежным электроснабжением, осуществить переход к принципам человекоцентричности электроснабжения, обеспечить технологический суверенитет независимого функционирования электроэнергетической системы России);
обеспечение своевременного и опережающего покрытия потребности населения и экономики Российской Федерации в электрической энергии по ценам ниже, чем в крупнейших конкурирующих экономиках, тем самым создание стимулов к экономическому росту и реализации экспортного потенциала Российской Федерации (позволит предусмотреть заданные прогнозами социально-экономического развития потребности экономики Российской Федерации в электрической энергии и мощности, повысить адаптивность системы регулирования электроэнергетики к опережающим темпам роста экономики с быстроизменяющейся структурой электропотребления, сформировать целевые ориентиры в потребности топливообеспечения генерирующих мощностей);
формирование инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли и прозрачности принятия инвестиционных решений (позволит создать долгосрочные доступные источники финансирования для реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике, обеспечить финансовую устойчивость субъектов электроэнергетики, повысить прозрачность принимаемых инвестиционных решений);
повышение эффективности функционирования электроэнергетики путем обеспечения взаимоувязанного регулирования в разных секторах энергетики и формирования системы долгосрочного устойчивого спроса на высокотехнологичное оборудование преимущественно отечественного производства (позволит обеспечить приоритетное подключение и использование энергетической инфраструктуры в регионах с избыточной мощностью генерации и низкой загрузкой сетевой инфраструктуры для экономического развития территорий, в том числе развития бизнеса, обеспечить снижение удельных затрат на производство электрической энергии и мощности).
В комплекс первоочередных мер по решению задачи повышения уровня надежности и качества электроснабжения потребителей, в том числе обеспечения возможности технически независимого функционирования электроэнергетической системы России, входят:
повышение качества обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе путем развития цифровых сервисов для взаимодействия с потребителями;
совершенствование системы оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления в электроэнергетике с учетом новых системных вызовов и развития технологий управления;
определение оптимизированной по затратам рациональной структуры генерирующих мощностей, обеспечивающей нормативный уровень балансовой надежности, учитывающей в том числе наличие ресурсной базы и потребности в тепловой энергии (для определения потребности в тепловых электростанциях, осуществляющих комбинированную выработку электрической и тепловой энергии);
совершенствование мотивации к соблюдению субъектами электроэнергетики параметров качества и надежности электроснабжения потребителей;
повышение надежности электроснабжения потребителей на удаленных и труднодоступных территориях;
строительство новых объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Российской Федерации, исключающих поставки или транзит электроэнергии из энергосистем зарубежных государств;
финансирование строительства объектов по производству электрической энергии (мощности) и электросетевых объектов, направленных на исключение непокрываемых дефицитов электрической энергии (мощности);
совершенствование механизма государственной поддержки электросетевых организаций в части финансирования программ реновации, модернизации и развития объектов электросетевого хозяйства.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи обеспечения своевременного и опережающего покрытия потребности населения и экономики Российской Федерации в электрической энергии с наименьшими издержками входят:
оптимизация процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям для разных групп потребителей;
совершенствование системы регулирования электроэнергетики в целях своевременного предотвращения прогнозных дефицитов электрической энергии и мощности и повышения эффективности загрузки электроэнергетических объектов;
совершенствование межотраслевой интеграции при разработке документов перспективного развития электроэнергетики и топливных отраслей в целях повышения гарантированности топливоснабжения электростанций;
дальнейшее совершенствование и популяризация системным оператором порядка планирования перспективного развития электроэнергетики;
повышение ответственности потребителей за заявленную в рамках процедуры технологического присоединения максимальную мощность энергопринимающих устройств.
В комплекс первоочередных мер по решению задачи формирования инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли входят:
совершенствование механизмов возврата инвестиций, обеспечивающих возможность расширения и создания новых объектов электроэнергетики;
дальнейшее развитие системы долгосрочных двусторонних договорных отношений между производителями и потребителями электрической энергии;
обеспечение прозрачности формирования перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе и его постепенное снижение;
стимулирование участников отрасли электроэнергетики к реинвестированию в строительство и модернизацию объектов электроэнергетики (направление полученных в механизмах привлечения и возврата инвестиций (механизмах тарифного регулирования) на оптовом рынке электрической энергии и мощности средств в строительство новых и обновление существующих объектов электроэнергетического комплекса).
В комплекс первоочередных мер по решению задачи повышения эффективности функционирования электроэнергетики путем обеспечения взаимоувязанного регулирования в разных секторах энергетики и формирования системы долгосрочного устойчивого заказа на высокотехнологичное оборудование преимущественно отечественного производства входят:
оптимизация механизмов функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности с целью повышения уровня конкуренции, включая проведение технологически нейтральных отборов проектов строительства генерирующих мощностей;
совершенствование регулирования розничных рынков электрической энергии с целью расширения на них сектора конкурентного ценообразования и снижения уровня экономической концентрации ввиду доминирующего положения гарантирующих поставщиков, обеспечения повышения уровня качества обслуживания потребителей и максимальной доступности энергоинфраструктуры, а также учета при перспективном регулировании новых форм экономической деятельности на розничных рынках;
расширение возможностей для розничных потребителей в выборе поставщиков электрической энергии и заключении с ними договоров;
стимулирование участия потребителей в работе энергосистемы за счет активизации управления энергопотреблением и агрегированного управления спросом на электрическую энергию, в том числе для развития рынка управления спросом опережающими темпами и снижения неравномерности графика потребления электрической энергии;
совершенствование принципов и методологии расчета государственного регулирования цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
совершенствование механизма функционирования системообразующих организаций, в том числе обеспечение эффективности деятельности системообразующих территориальных сетевых организаций;
внедрение технологий передачи и вставок постоянного тока, элементов управляемых систем передачи электрической энергии переменного тока в целях повышения эффективности электросетевого комплекса;
создание отраслевых стандартов моделирования процессов и единой архитектуры информационно-технологических систем, стандартов унификации данных для обмена цифровыми информационными моделями в электроэнергетике;
создание системы стимулирования обеспечения территориальными сетевыми организациями установленных условий электроснабжения потребителей электрической энергией;
оптимизация работы распределительных и магистральных электрических сетей, в том числе путем роста их пропускной способности за счет внедрения современных технологий, снижения потерь и повышения энергоэффективности;
расширение использования интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) и эффективное обеспечение объектов электросетевого комплекса цифровыми дистанционными устройствами управления;
совершенствование подхода к формированию источников финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, обеспечивающего их соответствие финансовым возможностям компаний.
Показателями решения поставленных задач являются увеличение установленной мощности объектов генерации не менее чем с 253,5 гигаватта в 2023 году до не менее чем 287 гигаватт в 2036 году и не менее чем 331,2 гигаватта в 2050 году, увеличение доли приборов учета, соответствующих требованиям к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии и подключенных к таким системам (от общего количества приборов учета), не менее чем до 70 процентов в 2036 году и не менее чем 95 процентов в 2050 году, а также снижение уровня потерь электрической энергии в электрических сетях не более чем с 10,1 процента в 2023 году до не более чем 8,8 процента в 2036 году и не более чем 7,3 процента в 2050 году.
Тепловые электрические станции
Ключевыми задачами в сфере тепловых электрических станций являются повышение эффективности их функционирования и увеличение уровня надежности.
В комплекс первоочередных мер по решению указанных задач входят:
применение экономически эффективных и конкурентоспособных отечественных газотурбинных технологий;
совершенствование и внедрение отечественных технологий, автоматизированных гибридных энергокомплексов (генерация на основе традиционных источников энергии, возобновляемые источники энергии, системы накопления электрической энергии, автоматизированная система управления технологическим процессом);
обновление парка генерирующего оборудования путем модернизации или замены объектов исходя из баланса надежности и экологичности (соответствие наилучшим доступным технологиям) и с наименьшими издержками;
повышение экономической эффективности путем ввода в эксплуатацию современных отечественных и локализованных высокоэффективных паровых турбин, в том числе теплофикационных газотурбинных теплоэлектростанций и парогазовых установок разной мощности.
Гидроэнергетика
Ключевой задачей в области гидроэнергетики является повышение эффективности освоения и использования гидропотенциала Российской Федерации.
В комплекс первоочередных мер по решению указанной задачи входят:
создание условий инвестиционной привлекательности гидроэнергетики, обеспечивающих комплексный мультипликативный эффект для экономики Российской Федерации;
обеспечение производства необходимого оборудования и достаточных для развития гидроэнергетики строительных мощностей;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части определения особенностей создания, эксплуатации и статуса водохранилищ гидроэлектростанций.
Атомная энергетика
Основными задачами в области атомной энергетики являются:
повышение экономической эффективности функционирования атомной электростанции;
обеспечение маневренных характеристик атомной электростанции для большего их привлечения к суточному регулированию нагрузки энергосистем с учетом реализации компенсирующих мероприятий;
создание линейки энергоблоков атомной электростанции малой и средней мощности для промышленной эксплуатации, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях;
разработка и внедрение технологий реакторов на быстрых нейтронах и замкнутого ядерного топливного цикла.
В комплекс первоочередных мер по решению указанных задач входят:
обеспечение устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций для надежного энергоснабжения потребителей, в том числе за счет обеспечения всех видов безопасности, продления сроков эксплуатации и модернизации действующих энергоблоков, повышения эффективности производства электроэнергии;
снижение удельной стоимости электрической энергии, производимой атомными электростанциями;
внедрение лучших экологических практик по снижению потенциальной биологической опасности отходов атомной энергетики;
реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, позволяющих обеспечить внедрение технологий замкнутого ядерного топливного цикла, а также создание линейки высокоэффективных энергоблоков атомных электростанций средней и малой мощности.
Возобновляемые источники энергии
Ключевой задачей в сфере генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, является повышение эффективности использования генерации, основанной на возобновляемых источниках энергии, с целью обеспечения конкурентоспособности таких генерирующих объектов в рамках рыночных механизмов возврата инвестиций.
В комплекс первоочередных мер по решению указанной задачи входят:
совершенствование механизмов развития возобновляемой энергетики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
совершенствование национальных стандартов, касающихся возобновляемых источников энергии, с учетом лучших мировых практик;
создание стимулов для поддержания экспорта оборудования и оказания услуг по проектированию, строительству, эксплуатации и сервисному обслуживанию генерирующих объектов на базе возобновляемых источников энергии за рубежом;
развитие систем сертификации источников происхождения электрической энергии;
совершенствование системы добровольного спроса на возобновляемую энергию;
развитие систем накопления электрической энергии и гидроаккумулирующих электростанций в целях повышения эффективности эксплуатации генерирующего и электросетевого оборудования, повышения надежности электроснабжения потребителей;
при необходимости и при наличии экономической и инвестиционной целесообразности покрытие потребности в электрической энергии за счет использования технологии энергетической утилизации твердых коммунальных отходов для ее производства.
Теплоснабжение
Основными задачами в области теплоснабжения являются:
повышение уровня надежности и эффективности систем централизованного теплоснабжения;
повышение инвестиционной привлекательности теплоснабжения;
совершенствование механизмов управления развитием систем централизованного теплоснабжения во взаимосвязи с развитием электроэнергетики.
В комплекс первоочередных мер по обеспечению повышения уровня надежности и эффективности теплоснабжения входят:
совершенствование мер (требований) по обеспечению надежности и энергетической эффективности систем централизованного теплоснабжения;
совершенствование механизма поддержки теплоснабжающих, теплосетевых организаций в части финансирования программ модернизации объектов теплоснабжения, а также адресных мер поддержки потребителей;
обеспечение приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также создание дополнительных экономических и законодательных стимулов для подключения объектов капитального строительства (включая создание таких стимулов для переключения нагрузки объектов капитального строительства) к системам теплоснабжения, в которых распределена тепловая мощность тепловых электростанций, осуществляющих комбинированную выработку электрической и тепловой энергии (при наличии резерва мощности таких станций);
совершенствование обязательных требований (сводов правил) по проектированию и строительству элементов систем теплоснабжения (источников тепловой энергии, тепловых сетей);
снижение потерь тепловой энергии при передаче по тепловым сетям;
поэтапное развитие ядерных энергетических установок в теплофикации (в том числе когенерации).
В комплекс первоочередных мер по повышению инвестиционной привлекательности теплоснабжения входят:
совершенствование методов ценового (тарифного) регулирования, стимулирующих инвестиционное развитие теплоснабжения;
обеспечение отнесения муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения (модель "альтернативная котельная");
выделение из состава тарифа на тепловую энергию инвестиционной составляющей с установлением ее без учета предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги;
исключение необходимости согласования с антимонопольным органом внесения изменений в концессионные соглашения в сфере теплоснабжения в части условий, не являющихся существенными, по аналогии со сферами газоснабжения, электроэнергетики, обращения с твердыми коммунальными отходами;
совершенствование мер, обеспечивающих оплату потребителями 100 процентов потребленной тепловой энергии, в том числе на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
В комплекс первоочередных мер по совершенствованию механизмов управления развитием систем централизованного теплоснабжения входят:
совершенствование порядка разработки схем теплоснабжения поселений, в том числе предусматривающего электронный вид этих схем;
создание информационной системы разработки и мониторинга электронных схем теплоснабжения, надежного и эффективного инструмента планирования развития систем теплоснабжения.
Показателями решения поставленных задач являются увеличение количества субъектов Российской Федерации, внедривших модель "альтернативной котельной", с 18 в 2023 году до 25 в 2030 году, до 36 в 2036 году и до 54 в 2050 году, а также увеличение доли схем теплоснабжения в населенных пунктах с централизованным теплоснабжением, разработанных (актуализированных) в электронном виде, не менее чем до 8 процентов в 2030 году, не менее чем до 15 процентов в 2036 году и не менее чем до 95 процентов в 2050 году.