1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2050 ГОДА
1. Цель и принципы развития
Целью развития энергетики Российской Федерации на период до 2050 года является достижение качественно нового состояния энергетики, включающего баланс между:
доступным и гарантированным обеспечением населения и экономики страны продукцией и услугами топливно-энергетического комплекса с наименьшими издержками и эффективной реализацией экспортного потенциала Российской Федерации;
достижением национальных целей в области климатической политики, охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обеспечением энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса.
Достижение цели будет осуществляться с учетом следующих принципов:
достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
приоритетное и полное обеспечение потребности населения и экономики в доступных энергетических ресурсах;
экономическая эффективность принимаемых решений и действий, обеспечение достаточного уровня технологической независимости страны;
достижение технологического суверенитета;
обеспечение технологического лидерства, в том числе развитие качественно новых технологий, способствующих смягчению антропогенного воздействия на окружающую среду, с учетом их экономической эффективности и целесообразности в целях их апробирования, внедрения в топливно-энергетическом комплексе и последующего экспорта;
баланс интересов всех участников внутреннего энергетического рынка страны и недопущение конкуренции между различными видами российской энергетической продукции на мировых энергетических рынках, если это не соответствует экономическим интересам Российской Федерации;
экологическая и социальная (в том числе корпоративная социальная) ответственность;
сохранение допустимого уровня эмиссии загрязняющих веществ и выбросов парниковых газов в атмосферу при росте энергопотребления, рациональное сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом развития топливно-энергетического комплекса;
формирование (реализация) градостроительных планов и развитие транспортной инфраструктуры параллельно с перспективным развитием электроэнергетики;
достижение "цифровой зрелости" процессов, обуславливающих функционирование энергетической инфраструктуры, с обеспечением контроля управляемости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса;
обеспечение процессов технологического присоединения к электрическим сетям объектов магистральной инфраструктуры, включая информационно-коммуникационную инфраструктуру (центры обработки данных и искусственного интеллекта), совместно с перспективным развитием электроэнергетики;
переход на качественно новый уровень развития суверенной экономики (экономики предложения), которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, но и сама его формирует, что предусматривает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление всей инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей;
разработка топливно-энергетических балансов осуществляется исходя из экономически обоснованных затрат на производство и доставку первичных энергетических ресурсов, в том числе с учетом достаточной сырьевой базы для покрытия нужд генерации электрической и тепловой энергии на весь срок работы, а также их экономически обоснованной и эффективной стоимости;
построение системы энергоснабжения преимущественно на отечественных технологиях в рамках поддержания технологического суверенитета энергетики Российской Федерации (как ранее предусматривалось в плане развития электроэнергетической отрасли, разработанном Государственной комиссией по электрификации России и принятым 22 декабря 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов, предусматривавшем создание единой энергетической системы);
создание единых российских стандартов на все оборудование для угольной промышленности и электроэнергетики;
кооперация федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, межведомственных комиссий, занимающихся вопросами энергетики, для достижения поставленной цели.
Достижение цели с соблюдением указанных принципов будет обеспечиваться посредством решения отраслевых и межотраслевых задач. При этом достижение цели в части развития энергетики Дальнего Востока будет осуществляться с учетом обеспечения Дальнего Востока электрической и тепловой энергией в полном объеме для удовлетворения существующих и потенциальных потребностей по экономически обоснованной стоимости исходя из минимизации себестоимости (затрат) на производство энергии.
