III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере
III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о действующих расходных обязательствах Российской
Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований
в указанной сфере
Туристско-рекреационные активы Российской Федерации позволяют развивать практически все виды туризма. В фокус Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года попали такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, экологический, деловой, круизный, паломнический, горнолыжный, санаторно-курортный и оздоровительный.
Мировой тенденцией считается рост интереса к культурно-познавательному и экологическому туризму, ориентированному на рекреационную деятельность на природе, что делает Российскую Федерацию еще более привлекательным туристским направлением для российских и иностранных туристов. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Сибирском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
На конец 2016 года количество туристических фирм, осуществляющих операторскую, агентскую и экскурсионную деятельность на территории Российской Федерации, составило более 12 тыс. Указанные организации реализовали населению около 3,5 млн. туристических пакетов, из них более 1,5 млн. туристических пакетов по России. Число российских туристов, путешествующих по территории России, в 2016 году возросло по отношению к 2015 году в 1,3 раза и составило более 3,3 млн. человек.
Растет поток граждан, путешествующих по России в формате самодеятельного туризма, в том числе на личном автотранспорте.
В перечень территорий с высокой туристской привлекательностью, в который традиционно входили г. Москва, Краснодарский край, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, в соответствии с данными по численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов в 2015 году добавилась Республика Крым. При этом у российских граждан лидером популярности является Краснодарский край, а среди иностранных туристов сохраняют свои лидирующие позиции гг. Москва и Санкт-Петербург.
Наличие в перечне лидеров Краснодарского края и Республики Крым говорит о том, что оздоровительные программы с элементами пляжного туризма являются одним из самых популярных видов отдыха у россиян.
Традиционно высоким спросом пользуется в нашей стране оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Поддерживаются и развиваются традиции оздоровительных методик в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обладающих уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа.
Одним из популярных и динамично развивающихся сегментов путешествий являются морские и речные круизы. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития указанных видов туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов растет намного быстрее, чем другие виды транспортных путешествий, поскольку он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом.
Значительно расширилась практика создания и продвижения на рынке межрегиональных туристских продуктов и маршрутов. Например, к успешным туристским маршрутам с 50-летней историей "Золотое кольцо" и круизам по реке Волге добавились межрегиональные туристские проекты в границах федеральных округов России:
Центральный федеральный округ - "Русские усадьбы";
Северо-Западный федеральный округ - "Серебряное ожерелье";
Северо-Кавказский федеральный округ - "Великий шелковый путь";
Дальневосточный и Сибирский федеральные округа - "Восточное кольцо России";
Сибирский федеральный округ - "Великий чайный путь";
Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа - "Узоры городов России";
Приволжский федеральный округ - "Красный маршрут";
Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа - "Великая Волга";
Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа - "Сибирский тракт".
На туристские продукты в рамках таких проектов в меньшей степени оказывает влияние фактор сезонности, что важно для равномерной загрузки предприятий туристской инфраструктуры.
Выбирая места для отдыха, граждане Российской Федерации в первую очередь руководствуются такими критериями, как общая стоимость поездки и климатические условия. В сегменте внутреннего туризма имеется устойчивая тенденция к развитию самодеятельного туризма, в том числе на личном автотранспорте. Это объясняется увеличением объема личного автопарка, расширением географии и динамики путешествий по стране, ростом туристского предложения в сегменте культурно-познавательного туризма, особенно в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
За время реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" накоплен значительный опыт по изучению и оценке туристского потенциала регионов Российской Федерации с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработке подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации. На этой основе предлагается выделить 5 приоритетных видов туризма:
культурно-познавательный туризм - это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными ценностями, памятниками природы, традициями и обычаями, в том числе посредством экскурсионной деятельности и событийных мероприятий;
активный туризм - это путешествие с активными способами передвижения, в том числе с использованием специального снаряжения, горнолыжных баз и других спортивных объектов для массового туризма;
оздоровительный туризм - это путешествие в целях отдыха и восстановления физического здоровья, предусматривающее лечебно-оздоровительные, профилактические, рекреационные и пляжные услуги;
круизный туризм - это путешествие по воде на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых, исследовательско-экспедиционных и других целях;
экологический туризм - это путешествие с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.
Для повышения эффективности реализации кластерного подхода в туризме, совершенствования процедуры отбора инвестиционных проектов создания туристских кластеров, выстраивания последовательности реализации этих проектов, соответствующих требованиям Программы, целесообразно сформировать стратегический географический каркас, основанный на перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектах и территориальной приоритетной структуре развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов.
Перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект реализуется в рамках целевого региона, представляющего собой совокупность особенностей социально-географической местности субъектов Российской Федерации, которая может стать основой интегрированного комплексного продукта, объединенного через бренд, и которая уже сегодня является центром притяжения туристов, предпочитающих конкретный вид туризма.
В настоящее время можно выделить 15 перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов, привлекающих туристов и обладающих высоким потенциалом расширения туристского предложения по конкретным приоритетным видам туризма:
в рамках оздоровительного туризма:
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Черноморское побережье" (Краснодарский край, Республика Крым, г. Севастополь);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Приволжье" (Оренбургская область, Республика Башкортостан);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Кавказ" (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Республика Адыгея);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Каспий" (Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия);
в рамках культурно-познавательного туризма:
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Серебряное ожерелье России" (Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Центральная Россия" (субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального федерального округа);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Русская Балтика" (Калининградская область);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Урал" (Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра);
в рамках активного туризма:
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Сибирь" (Алтайский край, Кемеровская и Новосибирская области, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Алтай);
в рамках круизного туризма:
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Приморье" (Приморский край);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Волжский путь" (Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Астраханская, Ивановская, Костромская, Волгоградская, Ярославская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Чувашская Республика);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Русская Арктика" (Архангельская, Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Амур" (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область);
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Камчатка - Сахалин" (Камчатский край, Сахалинская область);
в рамках экологического туризма:
перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект "Байкал" (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край).
Для повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта и наиболее полного удовлетворения потребностей туристов указанные перспективные туристские укрупненные инвестиционные проекты могут дополняться элементами других приоритетных видов туризма.
Такой подход позволит в условиях ограниченных ресурсов согласовывать и концентрировать усилия на поддержке именно тех инвестиционных проектов создания и (или) модернизации туристских кластеров, где имеется высокий потенциал развития конкретного вида приоритетного туризма в четкой увязке с действующими центрами притяжения туристов.
Перечень документов стратегического планирования, в соответствии с которыми формируются действующие расходные обязательства Российской Федерации в сфере туризма, предусмотрен приложением N 2.
Действующие расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере туризма на 2017 год составляют 9902,5 млн. рублей и 534 млн. рублей соответственно.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере развития туризма;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
Снижение государственной поддержки сферы туризма в ближайшие годы в России может привести к:
утере конкурентоспособности отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках;
росту количества граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж с целью туризма в ущерб внутреннему туристскому потоку;
снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение экспорта услуг, а также налоговых и иных поступлений в бюджетную систему России;
снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости сохранения активной роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.