XIII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Сценарные варианты развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на период до 2030 года разработаны в базовом и форсированном вариантах.
Базовый вариант развития комплекса пригородных пассажирских перевозок характеризуется активными инвестициями в развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла со стороны государства и открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также приобретением современного пригородного подвижного состава перевозчиками.
В соответствии с многосторонним соглашением между Правительством Российской Федерации в лице Министерства транспорта Российской Федерации, правительством Москвы, правительством Московской области, открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и пригородными перевозчиками инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры составят 236 млрд. рублей.
Указанные инвестиции позволят вывести качество услуг в пригородном железнодорожном сообщении в столичном регионе на современный уровень и обеспечат рост пассажиропотока на 3,5 - 4,5 процента в год.
В субъектах Российской Федерации со средней плотностью пассажиропотока в условиях планового обновления железнодорожной инфраструктуры ожидается стабилизация пассажирооборота в пригородном железнодорожном сообщении, сокращение потребности в субсидировании, создание стимулов для субъектов Российской Федерации и перевозчиков к осуществлению инвестиций в обновление подвижного состава и повышение качества услуг пригородных компаний.
В субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока ожидается снижение общей величины бюджетных затрат на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок при сохранении их доступности и повышении качества предоставляемых услуг.
Целевые показатели деятельности пригородного пассажирского комплекса, достижение которых обеспечивается при условии реализации базового варианта развития пригородных пассажирских перевозок, приведены в приложении N 1.
Повышение эффективности комплекса пригородных пассажирских перевозок и оптимизация размеров пригородной транспортной работы позволят сократить потребность отрасли в государственной поддержке.
В Московском транспортном узле темпы прироста транспортной работы будут ограничены. Прирост пассажирооборота с учетом имеющейся инфраструктуры планируется реализовать за счет повышения составности поездов и увеличения средней населенности вагонов, так как пропускные мощности инфраструктуры практически исчерпаны и существенное увеличение транспортной работы будет иметь место только на вновь создаваемой инфраструктуре.
В итоге при росте пассажирооборота в Московском транспортном узле к 2030 году в 2 раза по сравнению с 2011 годом прирост пригородной транспортной работы на инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за указанный период составит около 10 процентов.
В крупных городских агломерациях с учетом имеющейся железнодорожной инфраструктуры ситуация будет развиваться аналогичным образом.
В остальных субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока ожидается активное замещение пригородного железнодорожного сообщения автотранспортом, существенное снижение объемов пригородных железнодорожных перевозок и транспортной работы.
Основной прирост транспортной работы предполагается в субъектах Российской Федерации с наиболее низкой себестоимостью перевозок. Снижение транспортной работы произойдет в тех субъектах Российской Федерации, где себестоимость перевозок пассажиров в части услуг инфраструктуры наиболее высокая.
Совокупность указанных факторов обеспечит снижение потребного объема государственной поддержки из федерального бюджета до 2030 года.
Внедрение предлагаемой модели организации пригородного железнодорожного сообщения в базовом варианте позволит повысить мобильность населения с выходом в среднесрочной перспективе на среднегодовые темпы роста пригородного пассажирооборота около 2,2 процента.
Сценарий форсированного развития комплекса пригородных пассажирских перевозок предполагает ускоренное развитие пригородного комплекса, которое наряду с достижением целей базового варианта позволит существенно улучшить качество услуг пригородного железнодорожного сообщения для жителей крупных городских агломераций страны.
Для обеспечения растущего спроса на пригородные железнодорожные перевозки в крупных городах (гг. Самара, Новосибирск, Ростов, Екатеринбург и др.) необходимы активные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры и приобретение дополнительного пригородного подвижного состава.
Указанные инвестиции позволят существенно повысить пригородный пассажирооборот, обеспечат ускоренный выход действующих в субъектах Российской Федерации пригородных компаний на безубыточный уровень, обеспечат снижение наполняемости поездов, повышение привлекательности пригородного железнодорожного транспорта для населения и увеличение транспортной подвижности жителей крупных городских агломераций. Среднегодовые темпы прироста пригородного пассажирооборота в целом по стране достигнут 3,1 процента.
Целевые показатели деятельности пригородного пассажирского комплекса, достижение которых обеспечивается при условии реализации форсированного варианта развития пригородных пассажирских перевозок, приведены в приложении N 2.
Для населения страны реализация предложенных настоящей Концепцией принципов обеспечит повышение ценовой и географической доступности, качества и комфортности пригородного железнодорожного сообщения, а также сохранение текущего уровня безопасности проезда.
Все это в целом будет способствовать развитию национального хозяйства страны и росту валового внутреннего продукта.