1. Инфраструктура электротранспорта

1. Инфраструктура электротранспорта

Рост количества зарядных станций в открытом доступе в мире сопоставим с темпом роста парка электромобилей, что демонстрирует важность инфраструктуры для дальнейшего развития электрификации автомобильного транспорта.

На конец 2017 года в Российской Федерации зарегистрировано менее 1,5 тыс. электромобилей. Зарядные станции для электромобилей на конец 2017 года в основном приходятся на г. Москву и Московскую область (50 штук), г. Санкт-Петербург (40 штук) и прочие регионы Российской Федерации. Общее количество зарядных станций составляет 130 штук.

В Российской Федерации могут быть реализованы следующие возможные направления регулирования и поддержки развития зарядной инфраструктуры:

регуляторные рычаги;

монетарные и немонетарные стимулы.

Для устранения нормативных пробелов необходимо внести изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода" в части определения понятия "зарядная колонка (станция) для транспортных средств с электродвигателями", а также предусмотреть ответственность владельцев автомобильных заправочных станций за фактическое отсутствие таких точек.

Необходимо предусмотреть внесение поправок в Градостроительный кодекс, устанавливающих требование по обязательному оснащению новых объектов недвижимости необходимой инфраструктурой для подключения зарядных станций или минимальному количеству зарядных станций на единицу площади застраиваемой территории.

Необходимо предусмотреть внесение поправок, касающихся зарядных станций, в технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" ТР ТС 004/2011, разработку специализированных регламентов и порядка технического присоединения объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям, разработку технических решений по совмещению традиционных объектов распределительных сетей с зарядной инфраструктурой.

Регулирование тарифа на электроэнергию через инвестиционную составляющую означает включение инвестиций в развитие инфраструктуры зарядных станций в расчет тарифа для электросетевых компаний и позволит повысить привлекательность отрасли для инвесторов.

Необходимо также предусмотреть внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в целях установления упрощенного порядка получения разрешений на строительство зарядных станций.

Монетарные и немонетарные стимулы развития зарядной инфраструктуры включают:

субсидии для различных видов зарядного оборудования и типов владельцев (например, для потребителей домашней зарядной станции) и объектов розничной торговли;

налоговые льготы для владельцев и операторов зарядной инфраструктуры, которые могут включать освобождение (скидки) по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль;

скидки по тарифу на электроэнергию, в том числе нулевой отпускной розничный тариф для объектов зарядной инфраструктуры;

стимулирование проведения исследований и разработок (инжиниринга) в целях адаптации работы зарядной инфраструктуры к российским условиям эксплуатации и совместимости с компонентами электромобилей, разработанными и произведенными также на территории Российской Федерации.