1. Электрификация транспортных средств (электромобили)

1. Электрификация транспортных средств (электромобили)

Прогноз продаж электромобилей на российском рынке

Целевое видение российского рынка электромобилей подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4 - 5 лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1 - 1,5 процента (15 - 25 тыс. автомобилей). Одновременно большая часть электромобилей будет представлена легковыми автомобилями премиального сегмента, что обосновано ожидаемым отсутствием на рынке моделей бюджетного сегмента вследствие сохраняющейся высокой глобальной стоимости батарейных блоков. В период 2020 - 2025 годов вследствие прогнозируемого снижения средней стоимости батарей можно ожидать увеличения спроса на электромобили в среднем ценовом сегменте на российском рынке, что позволит увеличить продажи электромобилей до уровня 4 - 5 процентов общего объема продаж (85 - 100 тыс. автомобилей). Темпы роста продаж электромобилей после 2025 года во многом будут определены развитием зарядной инфраструктуры в регионах Российской Федерации.

Возможные меры поддержки и регулирования

Меры поддержки спроса на электромобили могут включать следующие инициативы, реализуемые на региональном и федеральном уровнях, направленные главным образом на сокращение стоимости владения и повышение удобства пользования электромобилями:

льготы по транспортному налогу;

введение экологического налога;

бесплатная парковка в черте города или сокращение времени ожидания на получение индивидуального парковочного места около места проживания;

доступ на полосы для маршрутных транспортных средств;

бесплатная зарядка на общественных зарядных станциях;

льготный тариф при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства;

льготы при пользовании платными участками автомобильных дорог.

Меры поддержки должны касаться создания условий для производителей компонентов электромобилей, в том числе производителей элементов питания и батарейных блоков. Программы поддержки производства компонентов должны быть направлены также на формирование стимулов для прихода иностранных производителей с глубокой локализацией и ориентацией на экспортные рынки сбыта. В ином случае внутренний рынок не будет обладать достаточной емкостью для обеспечения эффекта масштаба и достижения конкурентоспособной стоимости батареи.